Волхов, защитивший Ленинград

Волхов в годы войны был щитом для блокадного Ленинграда. Здесь работали стратегически важные объекты - Алюминиевый завод, Волховская ГЭС, узел железнодорожной станции. Можно сказать, что судьба страны зависела от Волхова. Благодаря этому прифронтовому городу была спасена Новая Ладога и её Ладожская флотилия. Об этом – в рубрике «Новости пешком» из музея истории города Волхова.

Новости пешком
19 января 11:37
2707

Галина Паламарчук:
- Наталья Ивановна, Волхов - город, который фашистам не удалось взять, наши выстояли. Как Вы оцениваете, за счет чего это произошло? Неимоверными усилиями людей? Определяющей оказалась роль личности в истории? Что еще?

Наталья Власова, методист Музея истории города Волхова:
- Мобилизация в Волхове началась в первый день войны. Люди пошли на свои предприятия, проводились собрания, митинги. Сразу же было собрано экстренное заседание горкома партии, решался вопрос: как быть, что делать? В Волхове было призвано 11 000 человек. Многие добровольцами пошли. А после июльского обращения Сталина к нации было подано еще 7000 заявлений с просьбой отправить на фронт. 7000 - это женщины и девушки, которые не подлежат призыву в нашей стране, юноши допризывного возраста и мужчины призывного возраста. Всем нашлось место, всем нашлось дело. Не все, конечно, ушли на фронт, но были созданы истребительные батальоны, партизанские отряды. На предприятиях были такие отряды, например, на железнодорожном узле. Был партизанский отряд заводчан, комсомольский партизанский отряд, отряд работников партии, сводный партизанский отряд.

Галина Паламарчук:
- А сколько было жителей Волхова в тот период?

Наталья Власова:
- По данным, которые оставил в своих воспоминаниях председатель Волховского горисполкома Николай Михайлович Зайцев, довоенное население Волхова - 44 000 человек.

Галина Паламарчук:
- Самый важный стратегический объект - это Волховская ГЭС, ее сразу стали закрывать?

Наталья Власова:
- Да, она была закрыта. Никто же не знал, как сложится обстановка. Немецко-фашистская машина наступала достаточно быстро по территории нашей страны. Уже 8 сентября начинается блокада Ленинграда. Поэтому Волхов готовился к обороне, город не собирался сдаваться. Оборудование с Волховской гидростанции, с завода было эвакуировано в тыл. Но здесь оставались стратегически важные объекты – прежде всего железнодорожный узел. И несмотря на то, что с Волховского завода оборудование было эвакуировано в тыл, на территории предприятия работали филиалы ленинградских заводов. Волхов весь был стратегическим пунктом. Через нас шла эвакуация ленинградцев, эвакуация культурных ценностей, оборудования, фабрик, заводов, доставка в Ленинград продовольствия, медикаментов, припасов. И не только по железной дороге, Дорога жизни проходила здесь. Волхов награжден знаком «Участнику Дороги жизни». А еще через город шло снабжение Волховского и Ленинградского фронтов. Конечно, огромную лепту в жизнеобеспечение города на Неве сыграли колхозы и совхозы нашего района, поскольку основная задача была - кормить Ленинград.
С гордостью можно сказать, что город не был занят войсками противника, а 25 декабря 1941 года была освобождена и та часть Волховского района, которую противнику занять все-таки удалось.

Галина Паламарчук:
- Как Волхов выстоял? Сколько километров фашисты не дошли до города?

Наталья Власова:
- Полтора-два километра. Огромное счастье, что сюда прислали Ивана Ивановича Федюнинского, командующего 54-й Армией. Войска Красной Армии отступали и дошли до этого рубежа. Он очень быстро оценил обстановку под Волховом и послал телеграмму в ставку с просьбой переподчинить ему все воинские соединения, которые здесь находятся, и правый фланг 4-й Армии. Что и было сделано, его услышали. Здесь насмерть встала 54-я армия Ленинградского фронта. Ну и нельзя, конечно, не вспомнить моряков 6-й отдельной бригады морской пехоты, которые в ноябре через бушующее Ладожское озеро были сюда переправлены: они первыми встретили неприятеля и выстояли, пока здесь не образовалась линия обороны города. Это был ноябрь 41-го года.
Здесь шли очень тяжелые бои за город на территории Волховского района, но в город фашисты не вошли. В это время уже пал Тихвин, который был занят немцами 8 ноября. Но 9 декабря 1941 года его уже освободили.
Сначала проводилась Тихвинской оборонительная, потом Тихвинская наступательная операции. Победы под Тихвином, под Волховом сыграли огромную роль в жизни Ленинграда, потому что это была стратегическая территория. Конечно, нужна была свободная железная дорога, по которой бы ленинградцы могли эвакуироваться в тыл. Пока Тихвин был занят, Дорога жизни действовала, она проходила через тихвинские деревни Подборовье и Заборье.

Галина Паламарчук:
- В вашем музее есть замечательная картина, которая передает, по-моему, дух того времени. Расскажите, про нее.

Наталья Власова:
- Эта картина художника Старовойтова «Возвращение в блокадный Ленинград» была подарена музею сыном и вдовой художника. Сам художник был эвакуирован в годы блокады из Ленинграда. Когда в 43-м году начала действовать Дорога победы, то подростков возвращали в город, чтобы они встали к станкам фабрик, заводов как трудовая рабочая сила. Художник изобразил момент, как ребята через станцию Волховстрой возвращались в Ленинград.

Галина Паламарчук:
- Что мы видим на диораме в вашем музее? Это момент боя за Волхов?

Наталья Власова:

- Диорама рассказывает о знаменательных событиях, которые происходили в 43-м году во время проведения операции «Искра», когда шла операция по прорыву блокады Ленинграда, мы видим, как воины Красной Армии форсируют Неву.

Галина Паламарчук:
- Почему нельзя было ни в коем случае сдавать Волхов?

Наталья Власова:
- Да, карта рассказывает о многом. Дело в том, что между Волховом и Новой Ладогой почти 30 километров, а в годы войны в Новой Ладоге базировалась Ладожская военная флотилия, которая обслуживала Дорогу жизни в навигационный период. Между Волховом и Новой Ладогой нет крупных населенных пунктов, которые могли бы остановить немецко-фашистские полчища, поэтому, если бы был захвачен Волхов, то в этот же день немцы вышли бы на берег Ладожского озера, пришли бы в Новую Ладогу, уничтожили бы Ладожскую военную флотилию, склады с продовольствием и с боеприпасами, больницу водников, судоремонтный завод, где в зимний период на ремонт вставали суда Ладожской военной флотилии. То есть фактически тогда уже ни о какой Дороге жизни разговора бы не было - остался бы у ленинградцев только воздушный путь. Конечно, это была бы большая беда, большая трагедия.

Галина Паламарчук:
- После того, как Волховский район освободили, оборудование стали возвращать из эвакуации?

Наталья Власова:
- Да, и 23 сентября 1942 года наша Волховская гидростанция дает ток в Ленинград - состоялся прорыв энергетической блокады города на Неве.

Галина Паламарчук:
- И ведь для этого проложили кабель по дну Ладоги?

Наталья Власова:
- Так называемый кабель «5 нитей жизни» был проложен по дну Ладожского озера, и наша ГЭС давала ток в Ленинград. Поэтому Ольга Берггольц не зря сказала: «Он пришел к нам, он первым прорвал блокаду - волховстроевский ленинский свет».
Сначала ток пришел в госпитали и на заводы, потому что Ленинград был город-фронт, город-воин, который не сдавался. К 7 ноября дали ток в квартиры ленинградцев. 7 ноября - День Октябрьской революции, и надо было дух ленинградцев поддержать. Потом освещение отключили, но взяли на полное обеспечение 333 дома с условием, что каждая семья будет пользоваться только одной лампочкой 40 ватт всего 5 часов в сутки. Но и это было огромным счастьем для ленинградцев, потому что без электроэнергии не выжить.

Галина Паламарчук:
- Здесь на фотографии мы видим свайно-ледовый мост. Расскажите о нем и о Дороге Победы.

Наталья Власова:
- Эта фотография говорит о периоде строительства железной дороги после прорыва блокады. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. И в этот же день принимается решение о строительстве железнодорожной ветки, которая получает три названия - Дорога Победы, Шлиссельбургская ветка и коридор смерти. 2 февраля по этой дороге пошли первые поезда от Шлиссельбурга. Проверять дорогу особо было некогда. А первый мост через Неву был низкосвайный, были вбиты почти 3000 свай в дно Невы. Люди работали круглосуточно на морозе под пронизывающим ветром с Ладоги. Сооружение свайно-ледовой переправы было закончено 2 февраля 1943 года, и это стало памятным днем в истории строительства ветки. В 6 часов вечера, когда над рекой уже сгущались зимние сумерки, по эстакаде прошел первый поезд, который вез укладочные материалы со станции Шлиссельбург. Очевидцы вспоминали, что поезд двигался медленней пешехода, мост потрескивал, а сотни зрителей, затаив дыхание, следили за составом и разразились криком «Ура!», когда он дошел на левого берега. Свайная переправа выдержала испытание, и с 4 февраля по ней стали пропускать воинские эшелоны с разъезда Левобережный на различные станции правого берега Невы. Ленинградцы ждали состав с большой земли с продовольствием, потому что 1.5 года это был город-остров, отрезанный от всей страны. Такой состав пошел со станции Челябинск, а с нашей станции Волховстрой он отправился вечером 5 февраля, когда уже сгущались сумерки. 7 февраля утром на перрон Финляндского вокзала он был торжественно подан украшенный портретами руководителей государства, хвойными ветками, плакатами, лозунгами «Родина - героическому Ленинграду». И началось регулярное движение поездов по этой Дороге Победы, которую обслуживали наши железнодорожники. И вот фотография той бригады железнодорожников, которая первой провела состав с Большой земли по Дороге Победы: Иван Павлович Пироженко – машинист, Виктор Семенович Дятлев - помощник машиниста, Ивана Александровича Антонов - кочегар.

Галина Паламарчук:
- А что писали немцы про этот мост?

Наталья Власова:
- Уже после войны противник писал, что только сумасшедшие русские могли водить поезда по мосту-призраку: мост еле дышал, шатался, а поезда все шли. Конечно, мост бомбили. К весне, опасаясь ледохода, был построен еще один, уже высокосвайный мост. Но в работе оставались оба моста, потому что один подставлял плечо другому во время бомбежек.

Галина Паламарчук:
- Военная история города нашла потом отражение в памятниках, в современной жизни?

Наталья Власова:

- У нас в Волхове много памятников, и большинство из них посвящено именно истории Великой Отечественной войны. Например, бюст Ивана Ивановича Федюнинского установлен на Аллее Мужества. У нас есть памятник «Турбина», мемориал строителям Волховской гидростанции, где мы тоже рассказываем и об истории гидростанции, и об истории периода Великой Отечественной войны. На перроне станции Волховстрой-1 установлен паровоз, первым прошедший по Дороге Победы. В 43-м году после прорыва блокады Ленинграда принимается решение о строительстве этой железной дороги. 18 января было принято решение, а уже 2 февраля по ней пошли первые поезда от Шлиссельбурга. С большой земли состав с продовольствием пошел через Волховстрой 5 февраля и 7 февраля был торжественно подан на перрон Финляндского вокзала Ленинграда. И началось постоянное движение по дороге, которую обслуживали волховстроевские и ленинградские железнодорожники. На территории локомотивного депо написаны фамилии 49 железнодорожников, погибших в годы войны. На перроне вокзала есть памятник, посвященный железнодорожникам, погибшим на станции, есть два братских захоронения.
А еще – памятник Петру Григорьевичу Антипову, замечательной легендарной личности нашей земли.

Галина Паламарчук:
- А что это за личность?

Наталья Власова:
- Был у нас лесник, который будучи подростком пошел воевать добровольцем, стал танкистом и прошел практически всю войну. В январе 1945 года в боях за Варшаву он получает тяжелейшее ранение, лишается рук и ног, но находит в себе силы научиться ходить на деревянных протезах. Петр Григорьевич вернулся в город, доучился в Лесотехнической академии в Тихвине, которую не успел закончить до войны, стал лучшим лесничим Волховского лесхоза, Заслуженным лесничим России, Почетным гражданином нашего города, Героем Социалистического Труда. Это, действительно, легендарная личность: у него была сила духа невероятная, стержень внутренний очень крепкий.

Галина Паламарчук:
- Наверное, такие же были и защитники Волхова, раз этот город не сдался.

Наталья Власова:
- Конечно. Волховчане защищали свою землю, прекрасно понимая, что идут на смерть. Поколение такое было, качество людей было такое.

Галина Паламарчук:
- Город помнит свою историю?

Наталья Власова:

- Город помнит имена своих защитников, поэтому у нас есть улицы, которые носят имена, связанные с историей Великой Отечественной. У нас есть и улица Федюнинского, и улица Вали Голубевой, молодой девчонки, отдавшей в 18 лет свою жизнь в партизанском отряде, она была отправлена под Псков как разведчица.
У нас есть улица Волгоградская, бывшая Сталинградская, Партизанская, Молодогвардейцев, улица Олега Кошевого - мы историю города и страны.