Усадьба «Войсковицы» на императорской службе
В 1871 году владельцем земель, примыкающих к гатчинскому дворцовому имению с запада, становится купец, почетный гражданин – Авраам Исаевич Горвиц, купивший это старинное поместье у помещиков Кандалинцевых. Более полувека им принадлежала старинная усадьба «Войсковицы» и около двух десятков деревень и хуторов. Одним из первых организационных действий нового владельца стало открытие железнодорожного полустанка «Горвицы» (ныне – станция Войсковицы) на Балтийской железной дороге, строительство которой прошло через барские владения. Господский дом и службы самого поместья в очередной раз перестроились и стали использоваться под сдачу на летний период столичным дачникам. Особого дохода это поместье не приносило и, видимо, поэтому было выставлено на торги.
Лесная дача
В 1888 году усадьба была куплена Главным Управлением Уделов для размещения здесь лесной дачи Гатчинского дворцового императорского имения. Войсковицы стали «дачной», охотничьей резиденцией последних представителей династии Романовых. Здесь бывали императоры Александр III и Николай II, многочисленные представители их семьи, высокопоставленные особы и зарубежные гости. Обычно Войсковицкая мыза служила местом кратковременных остановок государей на отдых, завтраки и пикники. Сама охота проходила в окрестных лесах, расположенных вблизи деревень: Войсковицы, Сеппелево, Большие и Малые Борницы, Дубицы, Питкелево, Черново, Корпиково, Большое и Малое Сяськелево, Туганицы и других.
В дневниковых записях императора Николая II за 1895 год имеются записи о посещении этого имения:
«29 сентября. Пятница.
Встали с дивной погодой. В 8 часов поехал со всеми прежними охотниками в Войсковицы. Прямо из вагона стали на свои места в 1-м кругу. Завтракали в поезде и затем продолжали охоту с другой стороны железной дороги. Всего было убито 314 штук; из этого числа мною: 1 тетерев, 2 рябчика, 1 вальдшнеп и 19 беляков. Под конец охоты начал моросить дождик. Охота окончилась в 5 часов и, благодаря этому, мы рано вернулись в Царское (Царское Село, прим. автора)».
«3-го октября. Вторник.
Простившись с душкой Аликс, в 8 часов отправился с теми же охотниками в Гатчино. Облава происходила в Горвицкой даче. Погода была холодная, ветреная и, по временами, с ливнями. Всего убито 225 штук: мною – 14, тетеревей – 3, 1 вальдшнеп и 1 рябчик, беляков – 6. По числу убитого пера облаву можно считать весьма удачной. Завтракали в старом доме Горвица. Вернулись в Царское в 7 1/2».
А вот еще одна запись, относящаяся к 1906 году:
«17-го ноября. Пятница.
В 8.20 отправились вместе с теми же участниками за Гатчину. Охота была в Горвицкой даче на знакомых местах. Погода стояла приятная и мягкая. Завтракали в финском домике. Всего убито: 600. Мною: 2 тетерева, 76 фазанов, русак и 2 беляка – итого 81. Вернулись в Царское в 5 ч.».
Как видно из первого текста, в Лесную дачу добирались через полустанок Горвицы, от которого к Войсковицкому охотничьему дому вела хорошая подъездная дорога. До наших дней сохранились фрагменты так называемой «Царской дороги». На территории Лесной дачи располагалось несколько малых охотничьих домиков. В организации и устройстве охот участвовали егеря Императорской охоты и местные крестьяне. В имении постоянно «дежурили» в ожидания приезда Высочайших особ управляющий с небольшим штатом придворных.
Краткая характеристика имения «Войсковицы», усадебных строений и лесных угодий содержится в «Отчете о состоянии и устройстве Войсковицкой лесной дачи, Гатчинского Дворцового имения, 1-го округа Санкт-Петербургской Удельной Конторы» 1889-1894 годов. Этот любопытный документ был обнаружен мною в Центральном государственном архиве в Санкт-Петербурге.
Войсковицкая мыза, сообщается в отчете, состояла из «барского дома №1, предназначающегося для временного выезда Высочайших Особ во время устройства в даче охот; кухни при нем с квартирою для прислуги и ледником». Здесь же помещалась квартира арендатора, две квартиры для рабочих и прачечная, квартира лесника с сараем для птиц. На территории дачи находились: скотный двор, «амбар с сенным сараем при нем», сарай для дров, рига, конюшня на 25 лошадей, каретный сарай, кучерская изба, дом садовника, оранжерея, «теплицы оранжерейные», навес, кузница, «барская баня», баня для прислуги и рабочих, ледник, погреб, «водогрейка», весы. В отчете указано, что почти все строения, кроме дома, ветхие. Парк и сад имели площадь 6, 1 десятины.
Далее в отчете дается подробное описание «Барского дома»:
«Строение деревянное, в 1 этаж с мезонином, на каменном фундаменте с цоколем, крытое железом. Стены рублены из бревен, снаружи обшиты тесом и окрашены масляною краской, внутри оштукатурены и обклеены обоями. Полы фризовые окрашены, в 1-й комнате дубовый паркет. Потолки оштукатурены, карнизы вытянутые, в мезонине стены и потолки не оштукатурены, оконные переплеты двойные, двери столярные, окрашены. Прибор медный и железный. Печи голландские изразцовые, 2 мраморных камина, 2 круглые утермарковские печи, 2 изразцовые кухонные плиты. Внутри 4 досчатые лестницы до мезонина. Со стороны сада при главном фасаде строения, против мезонина терраса деревянная с 4-мя деревянными колоннами с коринфскими капителями и с балконом во 2 этаж. Так же при главном фасаде еще 2 террасы меньшего размера, с левой стороны сени. Строение не новое, но чисто содержится, находится в удовлетворительном состоянии».
Значительное место в отчете уделено характеристики самой Лесной дачи – обширной территории Войсковицкого поместья. Мыза с охотничьим домом располагалась в трех верстах от полустанка Горвицы Балтийской железной дороги, сообщается в старинном документе. Лесная дача имела площадь 4510, 2 десятин. В ее состав входили 38 селений, самым крупным по числу крестьянских дворов, являлась деревня Парица – 90 дворов. Имеется полумызок Черново, состоящий из каменного одноэтажного с мезонином жилого дома, конюшни, сараев. Все здания имеют ветхое состояние и давно не ремонтировались. Здесь же имеется каменная мельница с хозяйственными строениями. При деревне Борницы – караулка. Лесная дача делится на обходы: Войсковицкий, Хиндиколовский, Черновский, Борницкий и Тойворовский.
Основная территория угодьев покрыта лесом и лугами. Здесь протекает река Парица и находится озеро Черное (в северо-восточной части дачи), «не заключающее в себе каких-либо ценных сортов рыбы, ловля которой никому, впрочем, на озере не разрешается». При прежнем помещике Кандалинцеве здесь проводился вылов большого количества рыбы. Из озера вытекает река Черная, на которой «стоит каменная о 2-х поставах мельница». Эта река является притоком реки Парица. На территории Лесной дачи есть также Хиндиколовский ручей. Во времена помещика Кандалинцева в имении добывали известковый камень, близ деревни Борницы имеются «следы ломки». При последнем помещике Горвице управляющим усадьбы «Войсковицы» служил господин Грабовский.
Время сохранило до наших дней целую серию старинных фотографий, выполненных любительским способом в 1902-1903 годах в Войсковицах. На одном из снимков – господский дом, на ступеньках которого стоит император Николай II с собакой, на других – представители императорской фамилии и их приближенные, около дома, в парке, на пикнике… Эти уникальные фотографии удалось найти в одном из архивов Москвы сотрудниками Государственного музея-заповедника «Гатчина». Именно по этим снимкам в наши дни получилось реконструировать утраченный господский дом, представить, какой была усадьба в начале ХХ столетия.
Охотничья слава Войсковицкого края продолжалась до самой революции. Сообщения о великосветских забавах встречаются в местной прессе: например, газета «Жизнь Царскосельского района» в ноябре 1913 года сообщала: «3 ноября в лесу близ деревень Вохоново, Реполки, Войсковицы и Педлино происходила великосветская охота на зайцев и фазанов. На охоте присутствовали: Светлейший князь Д.Б. Голицин, Ловчий Его Величества В.Р. Диц, князь Масальский, князь Волконский, граф Шереметьев и другие приглашенные лица. Охота закончилась в 6 часов вечера. Всего убито более 100 зайцев и около 20 фазанов».
Упоминания о посещении Войсковицкого охотничьего дома можно найти в дневнике Великого князя Михаила Александровича 11 мая 1915 года: «12 ?. Наташа и я поехали с Вяземскими, Абакановичами, Джонсоном, Татой, Кирюшей в Горвицы (ехали мы в 3 автомобилях). Приехав туда, мы накрыли стол на лужайке перед главным фасадом и завтракали… После прогулки по саду мы сделали круг на автомобилях через Мотчино, Педлино и Егерскую. Пили шоколад и кофе на Ферме в саду».
Известно, что в 1913 году на мызе была расквартирована часть Санкт-Петербургской конной полиции «для объездки и обучения» 55 молодых лошадей, доставленных из Тамбовской губернии.
О прошлом Войсковицкого имения еще совсем недавно вспоминали старожилы. Так, Павел Иванович Ристаль, 1925 года рождения из деревни Тяглино, рассказывал, что участником царских охот был его дед Филипп Иванович. Во время облавы он выполнял роль загонщика зверей, стучал в калатушки, трещал трещетками. После окончания охоты все участники крестьяне получали денежное вознаграждение.
Сапожная школа
Интересная, давно забытая страница истории Войсковицкой усадьбы связана с устройством в ней учебного заведения. 25 апреля 1901 года председатель правления Общества попечения о питомцах Санкт-Петербургского Воспитательного дома Наталия Ивановна Гирш осмелилась направить письмо в Главное управление Уделов «о предоставлении помещения в Войсковицком охотничьем доме для сапожной школы». И получила положительный ответ.
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится дело, связанное с ходатайством об открытии этого учебного заведения. В своём прошении Н.И. Гирш сообщала, что Общество попечения об улучшении быта питомцев столичного Воспитательного дома, «воспитываемых в деревнях округов, расположенных по Балтийской железной дороге, содержит на счет Общества сапожную школу в селе Сиворицах (ныне – село Никольское, прим. автора), в коей ныне обучается грамоте и мастерствам до 40 питомцев». К крайнему сожалению, писала просительница, наемный дом, занимаемый этой школой, должен быть освобожден, согласно арендным условиям, к 1 июня 1901 года. К тому же здание неприспособленно для занятий: весь нижний этаж его заливается водою.
«Между тем, в Царскосельском уезде существует Войсковицкий Дворцовый охотничий дом, с двумя при нем флигелями, ныне никем не занятыми, - сообщается в прошении. – В виду сего и полного отсутствия средств для найма помещения, Правление позволяет себе убедительно просить Главное Управление Уделов, не признает ли оно возможным представить под упомянутую школу помещение в указанных флигелях».
Это прошение было переадресовано в Управление Императорской охоты в Гатчину. В ответном письме в Управление Санкт-Петербургского Удельного Округа начальник хозяйственной части Императорской охоты, генерал-майор Николай Иванович Кутепов, сообщал: «Управление Императорской охоты уведомляет Управление Санкт-Петербургского Удельного Округа, что в Войсковицкой даче флигель имеется один. Со стороны Управления охоты не имеем препятствий к устройству в этом флигеле помещения для школы питомцев…». Единственное условие, которое было указано Кутеповым, - флигель необходимо отделить от территории усадьбы забором, «чтобы дети не могли забегать во двор и сад большого дома, по причине возможности приезда в большой дом Императорской Фамилии».
14 июня 1901 года Высочайщим соизволением указанное здание было передано для размещения сапожной школы - безвозмездно. Согласно оценке флигеля, сделанной в этот период, его каменное здание считалось ветхим, и его хотели снести. По сведениям на 1905 год, в школе обучалось 55 мальчиков из близлежащих деревень. Однако, учебное заведение просуществовало недолго: 2 сентября 1906 года здесь случился пожар. В отчете сообщалось, что школа была «подожжена злоумышленниками». Вся деревянная часть здания, кроме каменных стен и фундамента, сгорела дотла. Школа была застрахована в Первом Страховом обществе. Заведение получило сумму в размере 2000 рублей. О дальнейшей деятельности этого учебного заведения узнать не удалось.
Образцовая ферма
В начале ХХ века помимо своих основных «охотничьих» функций, усадьба и ее окрестности становится местом проведения различных учебно-практических курсов по молочному животноводству и скотоводству регионального значения. Этому способствовала образцовая, налаженная система ведения сельского хозяйства в имении «Войсковицы». Здесь имелась отличная ферма, велось производство масла и сыра. Например, зимой 1909 года Царскосельским уездным и Гатчинским сельскохозяйственными обществами здесь были устроены курсы молочного хозяйства. Учебный процесс проходил на территории лютеранского пастората недалеко от деревни Войсковицы. «Пастор Бромс был настолько любезен и представил для пользования за всё время курсов помещения для занятий и также для жилья, - сообщается в отчете агронома 3-го Гатчинского участка. – Кроме того, все демонстрации работ - дойки и ухода за скотом - производились в его хозяйстве, для чего в расположение курсистов было представлено стадо в 9 коров».
Работой курсов руководил инструктор М.Я. Сандер. После их окончания свидетельства получили 35 слушателей.
Летом 1910 года уже непосредственно в самом имении проходили курсы по скотоводству. Они были организованы Центральным губернским сельскохозяйственным обществом.
Новая история
Новая страница истории Войсковицкой усадьбы началась после октября 1917 года. Не базе образцового поместья была создана сельскохозяйственная коммуна, одна из первых в стране. В 1919 году она стала молочно-животноводческим совхозом, а еще через некоторое время – учебным хозяйством Ленинградского областного животноводческого института.
Сегодня об истории этого знаменитого края можно узнать, познакомившись с экспозицией созданного в мае 2018 года музея в Войсковицкой детской школе исскуств. Его основная тема посвящена императорской охоте, в музее собраны любопытные документальные материалы, предметы прошлых веков, подлинные раритеты, связанные с охотничьими забавами царской семьи, представлен макет утраченного дома усадьбы «Войсковицы». Отдельный раздел знакомит с экспонатами финно-угорских народов, подаренными местными жителями. Музей входит в число экскурсионных маршрутов по усадьбам Гатчинского района и посещается туристами. Благодаря новому очагу культуры в детской школе исскуств появилось новое направление деятельности – краеведение, было реализовано несколько творческих проектов, среди которых «Музей и дети», связанный с подготовкой юных экскурсоводов. Ежегодно проводится праздник День музея.
Андрей Бурлаков.
НА фото: Войсковицкий охотничий дом. Фотография из журнала «Всемирная иллюстация», 1896 год
Панорама Войсковицкого дома. Реконструкция художника Романа Крушельницкого
Император Николай II на охоте в окрестностях усадьбы «Войсковицы». Фотография из журнала «Всемирная иллюстрация», 1896 год
Император Николай II на охоте в окрестностях Гатчины. Фотография 1895 года
Царская семья на пикнике в Войсковицах. Фотография из альбома 1902-1903 годов