Тайны Мадридского двора

Мариенбург – старинный микрорайон Гатчины, который в 2023 году отметит 230 лет. Такие архивные данные раскопал краевед Андрей Бурлаков, с которым программа «Новости пешком» прогулялась по этому уголку города, когда-то слывшему элитным дачным местом. Прогулка началась у старинного здания вокзала.

Культура
12 ноября 2022 15:00
900

Галина Паламарчук:
- Мы на железнодорожной платформе, которая появилась в конце 19-го века. Андрей Вячеславович, расскажите про те времена.

Андрей Бурлаков:
- Место здесь удивительное, со своей аурой. Таким был Мариенбург 100 лет назад. Это был пик дачников. Очень важно, что здесь проходила железная дорога. Она сделала свое дело. Дачникам, мимо которых проходил поезд, хотелось выходить здесь, а не на Балтийском вокзале. Они пишут письмо императору с просьбой открыть в Мариенбурге небольшую платформу. И вот в 1879 году появляется полустанок, строится вокзал. Это чудо, что вокзал сохранился до наших дней. У нас мало в России сохранившихся деревянных вокзалов, тем более конца 19-го века. Его автор - зодчий Купинский. Вокзал был местом притяжения, люди приходили сюда просто погулять или встретить кого-то. Да и парк Зверинец был местом прогулок. Опять же река Колпанка, царская охота. Все способствовало тому, что люди хотели сюда не только приезжать на прогулки, но и жить. Дачников было много. По меркам 20-го века здесь была уже настоящая дачная колония. Все было сделано для отдыха. Например, в пожарном депо появляется театр. Тогда пожарные деятели были основателями хороших идей, в том числе и просвещения, несли культуру в массы. Потом появляется отдельный театр «Комета». Он находился тоже в центре. Тогда центральная улица называлась Средней (ныне Рысева). Самая красивая была, конечно, Набережная, ныне улица Рыбакова. Как проспект проходила тогда улица Зверинская (ныне Воскова). В Мариенбурге было спортивное общество, гигантское по тем меркам, и футбольная команда была № 1. Это 1905-1910 годы. Здесь проходят удивительные футбольные матчи. Сюда приезжают жители Гатчины, писатель Куприн бывал здесь, многие именитые люди - поэты, писатели, художники. Среди них, конечно, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. Они снимали дачу по улице Зверинская, дом 40 (дом с башнями на углу нынешних улиц Воскова и Куприна – так называемый «дом Грачева»). Это лето 1904 года. У Зинаиды Николаевны было очень много гостей. Она подписывает свои стихи, упоминая это место.
Дачники принимают несколько Уставов, на основании которых были созданы различные Общества. Каждое Общество чем-то занималось. Например, было Общество, которое занималось медициной, другое – просвещением. Здесь было три школы, пусть и небольших. Кроме того, здесь селится много егерей. По тем меркам они были люди небедные, занимались царской охотой, покупали дачи. Например, на улице Зверинской (сейчас улица Воскова) до сих пор живут потомки егеря Бабурина. Мне выпало счастье общаться с удивительным человеком из этого рода – Сергеем Андреевичем Бабуриным. Он помнил царя, охоты царские. Его дед был царским оруженосцем. Они купили здесь два участка уже с дачами. Одну купили у царского обойщика, который работал во Дворце.

Галина Паламарчук:
- Расскажите про дом Грачева.

Андрей Бурлаков:
- А дом Грачева, в котором жили Гиппиус и Мережковский, - просто изюминка. Причем дачного модерна. Грачев был инженером Министерства путей сообщения. Очень интересный человек. Он здесь жил, потом его вдова. Позже начинается перепродажа участка и дачи. Мелькает много разных имен. В конце концов в советские годы дача становится не частной, а общественной, делится на квартиры. По всем изысканиям год постройки дома – конец 19-го века, примерно 1897-1898 годы. По тем временам дача была обыденная, но очень красивая. Были свой сад, кучерская, садовник.

Галина Паламарчук:
- В пожарном депо в мое время, когда я училась в школе №7, была библиотека. Расскажите про это здание.

Андрей Бурлаков:
- Место, конечно, историческое. Это было по тем годам настоящее образцовое пожарное депо. Его история начинается где-то с 1905 года, когда появилось Пожарное общество, а с 1910 – уже депо. Подобного здания не было даже в Гатчине. Открытие состоялось 10 июля 1910 года. Об этом сообщала уездная газета «Царскосельское дело». В нижнем этаже было помещение для лошадей и обоза, на втором – зал для собраний концертов с прилегающими к нему гостиными. И наконец, на третьем размещалась кухня и прочие помещения для наемных пожарных служителей. «Все депо каменное, с бетонными сводами, железными балками производит великое впечатление», - написала газета. В театре этого здания устраивались спектакли. Приезжал Гатчинский театр, гости из Мариинского театра. В общем, это был центр культуры. Сейчас здание 2-этажное. В годы войны оно сильно пострадало и сейчас, конечно, не такое интересное, как прежде, но все равно притягивает взор.
Среди пожарных всегда были особенные люди. Самый почетный среди них - Александр Александрович Крупский, который возглавил Пожарное общество, стал начальником дружины. Крупский здесь появляется в начале века, покупает дом на Мариенбургской улице (ныне улица Рошаля). Он был двоюродным братом Надежды Константиновны. Они общались, дружили, переписывались. Возможно, и она приезжала сюда, когда была в Петербурге. Крупский много жертвует своих личных денег, организует сбор пожертвований, чтобы купить, к примеру, новый обоз, организовать водоемы. Также он курирует и театральную деятельность. После революции он становится главным пожарным инспектором области. Умирает в Гатчине, могила его сохранилась. Его сын Михаил становится известным контр-адмиралом. Кстати, путевку ему для поступления в ВУЗ подписывает Ленин. Михаил живет в Гатчине, учится в нашем реальном училище. В свое время он возглавлял военно-морское училище в Гатчине. Его семью до сих пор в Мариенберге знают и помнят.

Галина Паламарчук:
- Мы вышли на улицу Мариенбургскую, которая сейчас носит имя Семена Рошаля…

Андрей Бурлаков:
- Мало кто знает, что этот известный большевик жил в Гатчине, был дачником. Мальчишкой его видели здесь на даче на Зверинской улице, где его родители снимали дачу. Он погибает сразу после революции совсем юным. Был очень предан своему делу, хотя всплеск его деятельности - очень недолог. Но память о нем здесь очень яркая здесь: в советское время решают назвать и поселок, и завод его именем.
Мы проходим мимо школы №7 - здесь всегда работали потрясающие педагоги. Когда-то здание было деревянным, каменное появляется перед самой войной. Школа №7 - с огромной традицией. Здесь находится великолепный музей, главная его тема – Великая Отечественная война. Работает потрясающий коллектив краеведов, в том числе юных. Здесь работал потрясающий педагог, географ Андрей Буш, который создал систему краеведческой туристской работы и объехал с учениками всю страну – на поездах, на машинах, на велосипедах, и пешком ходили. Об этом сохранились великолепные отчеты. Было более 800 походов. Не было ни одного ЧП. Это были 50-60-е годы. Гигантская работа, я такого человека в нашей области больше не встречал.

Галина Паламарчук:
- Давайте поговорим о более дальней истории – в честь кого микрорайон получил название Мариенбург?

Андрей Бурлаков:
- Это эпоха Павла Петровича – сначала великого князя, потом императора Павла I. Мариенбург - в честь любимой супруги Марии Федоровны. Дворцовая жизнь разрасталась, обустраивалась, появлялись в придворном штате разные должности. А где жить? Тогда решили сделать здесь небольшое поселение. Появляется Набережная улица. Здесь жили целые династии тогдашних обитателей Мариенбурга. Строятся небольшие домики, в основном, в один этаж. Появляются правила покраски зданий, какие должны быть палисадники и т. д. Была очень развита тема благоустройства.
На улице Рыбакова еще потрясающие дома, которые хорошо сохранились. На одном из таких домов есть металлическая табличка с надписью: «Здесь жил капитан шхуны «Надежда», 1848 год». Есть здесь дома в стиле модерн с резьбой. Это самая первая улица вдоль реки Колпанки, она и дает начало Мариенбургской слободе. Место было очень красивое, река блистала (купание, лодочные станции). Вода была чистейшая, водились раки. Она была главной улицей для прогулок. На ней жили разные владельцы: купцы, мещане. В одном из домов было организовано учебное заведение.
А сейчас жители часто называют Мариенбург Мадридом…

Галина Паламарчук:
- Любя!

Андрей Бурлаков:
- Конечно. Еще одно важное замечание: в 50-60-е годы здесь осело много цыган. Так что Мариенбург имеет и свою цыганскую историю.

Галина Паламарчук:
- Давайте прогуляемся по другим улицам, например, по улице Кустова.

Андрей Бурлаков:
- Удивительный объект, который сохранился на этой улице, – дом придворного художника Рудольфа Френца. Он занимался отчетами об императорской охоте, делал акварельные картинки для каждой и выполнял это безупречно. Сохранились очень многие его работы. Он был немец, окончил Берлинскую Академию художеств. В России появляется в 1859 году. Его замечает двор. У него была своя интересная техника написания картин. Его берут в придворный штат как художника охоты. Сначала он жил в Петербурге, потом выбрал здесь довольно большой участок и в 1880 году начал строить дом в русском стиле. Построил мастерскую, дом для своих гостей-дачников. Я нашел переписку с жалобами соседей на него, так как он начинает у них «отрезать» землю для себя. Участок у него был гигантский, до самой школы. В гости к нему приезжают известные художники. Был Петров-Водкин, даже есть сведения, что бывал Илья Репин. Умер он в 1918 году в Гатчине, его могила находится здесь. Его сын стал очень известным уже советским художником. Если отец писал охоту, то сын писал виды Мариенбурга, его окрестностей. Даже внуки были художники. Внуки после войны дом деда продают. Сейчас в нем живут люди, которые сохраняют этот дом, ухаживают за ним и участком.
Вообще, Мариенбург – территория художников. Вот мою книгу украшает работа заслуженного художника Бориса Заозерского. Совершенно скромный человек, родившийся здесь в довоенный период, но очень мало выходивший в свет, хотя у него и были выставки в Петербурге. Сейчас здесь живет его вдова. Наш старейший художник Анатолий Кучеров много работал в Мариенбурге, Владимир Монахов.
Я считаю, что за Мариенбургом будущее. Надо только придать ему лоск, и сюда поедут туристы.

Галина Паламарчук:
- А талантливый инженер Александр Степанович Лавров, который изобрел рецепт фосфористой бронзы и построил в Мариенбурге завод?!

Андрей Бурлаков:
- Он был ученым-металлургом, хотя об этом мало, кто вспоминает. В 1877 году он основывает здесь небольшой завод, который впоследствии стал носить имя Рошаля. До революции на заводе работали порядка 700 рабочих. Здесь делали удивительные по прочности колокола, которые сейчас украшают все великие звонницы. Во время турецкой войны здесь освоили выпуск оружия. На заводе работали потрясающие отливщики, такие, как династия Крупениных. Завод был участник всех тогдашних российских выставок. Даже в Париж возили свою продукцию. Я нашел очень много лестных отзывов - те, кто покупали колокола, писали отзывы об этой работе. Обидно, что ушла та заводская слава Мариенбурга. Сделать бы музей в Мариенбурге, посвященный заводу, но, может, когда-нибудь мы к этому и придем?!