«Проект Вечная память» не про памятники, а про людей

Представители некоммерческого сектора в Гатчине реализуют много интересных проектов. Например, на старом кладбище (а на самом деле оно новое!), где захоронены многие известные на всю страну люди, Автономная некоммерческая организация культурных и туристских инициатив «Борей» занимается поддержанием старинных захоронений.
Вместе с Ириной Лидзарь, руководителем организации, мы прогулялись по аллеям кладбища и поговорили об исторической памяти. Об этом – в рубрике «Новости пешком».

Новости пешком
10 февраля 15:00
3038

Галина Паламарчук:
- Ирина Михайловна, многие гатчинцы даже, наверное, не знают, что это кладбище, которое мы считаем сейчас старым, на самом деле новое. Старое когда-то было на улице Багговутовской.

Ирина Лидзарь:
- Действительно, о том самом старом кладбище в Гатчине есть сведения еще со времен Павла Петровича, когда он даже еще не был императором, а Гатчина не была городом. Но потом город рос, разрастался. И старое кладбище оказалось просто в центре городской застройки.
А Николай I, проезжая по центру, обратил внимание, что не очень хорошо, когда кладбище располагается в центре города: с 1840 по 1850-й годы старое кладбище было закрыто. Были выделены новые участки для организации нового на улице, которая теперь носит имя Солодухина. Здесь были и лютеранские, и православные, и иудейский участки. Кладбище было разделено на пять участков. Некоторые захоронения с того первого старого кладбища были перенесены сюда родственниками, потомками.
Одно из самых старых перенесенных захоронений - это могила купцов Варгиных, семейное захоронение.
Поликарп Варгин - один из самых известных людей нашего города. Он владел многим, хотя, прежде всего, он известен гатчинцам трактирами. В самом начале Соборной здание трактира, созданное Варгиным, существует до сегодняшнего дня (ныне кафе «Арсенал»). Нужно сказать, что оно ни разу с момента постройки не меняло своего назначения. При Поликарпе Варгине это был трактир, в советские годы - столовая для красноармейцев. И теперь там находится ресторан и кулинария.
А покоятся Варгин с супругой здесь. Он Почетный гражданин города. К сожалению, могила в очень плачевном состоянии. И даже наши волонтеры не смогли ее хорошо почистить от мха. Их даже пришлось останавливать из соображений безопасности, потому что, видимо, это был все-таки склеп, потому что совсем недавно провалилась земля, и памятник накренился. Есть, на нем, конечно, и утери, потому что видно, что сверху что-то было, скорее всего, крест, но он не сохранился. Ну и, собственно, сам памятник сегодня грозит упасть.

Галина Паламарчук:
- А что здесь смогут сделать волонтеры, какие возможности есть, учитывая, что это семейное захоронение? Можно предположить, что есть какие-то наследники.

Ирина Лидзарь:
- Можно предположить, но пока никто не объявлялся.
Что могут сделать волонтеры? У них довольно ограниченный круг возможностей и набор инструментов. Мы можем почистить, помыть.
Нужно отметить, что все мероприятия нашего проекта проходят под руководством специалистов: у нас обязательно присутствуют кто-то из реставраторов и представители областного ВООПИиКа. Это самостихийная уборка, это не субботник для всех желающих. К серьезным работам, как, например, очистка от мха или промывка памятников, привлекаются волонтеры, которые прошли специальное обучение. Это волонтеры «Наследия» - есть такая государственная теперь уже программа. В ней есть несколько ступеней обучения. И только те, кто прошел первую и вторую ступени, допускаются до серьезных работ.
Нужно понимать, что у камня есть свои свойства. Если мы начнем чистить их какими-то агрессивными средствами, тереть изо всех сил щетками, то мы рискуем потерять даже то, что на сегодняшний день осталось.
Поэтому под надзором специалистов работаем, обязательно специальными средствами для реставрации, для ухода за камнями. Все эти средства, кстати говоря, очень дорогие. Большая помощь проекту в 2023 году была оказана администрацией Гатчинского района: проект в этом году был впервые поддержан финансово, он прошел защиту, были выделены средства на его реализацию. И в весенний сезон волонтеры хорошо отработали, и мы с вами сегодня увидим те памятники, которые были очищены полноценно.

Галина Паламарчук:
- Ирина Михайловна, чему посвящен ваш проект? Для многих, наверное, в сознании даже не стыкуются эти два понятия: кладбище и волонтеры. На самом деле, проект посвящен, как я понимаю, восстановлению исторической памяти?

Ирина Лидзарь:
- Да, совершенно верно. Название проекта символично - «Вечная память». Проект действует с 2021 года. Он не о камнях, не об оградах, не о чугунных решетках - это проект о людях, потому что все, что касается памяти, это касается нас, живущих людей. На кладбище захоронены люди, которые работали во славу Гатчины, во славу нашего государства российского. Оставили свой заметный след в истории. И, конечно, святая обязанность потомков эту память сохранить.

Галина Паламарчук:
- Как Вы пришли к этому проекту?

Ирина Лидзарь:
- Сложным путем, из туризма. Когда составляются экскурсионные маршруты, проводятся экскурсии, естественно, говорят о людях. И рано или поздно каждый переходит в мир иной и оказывается на кладбище. И в какой-то момент наши экскурсии стали заканчиваться на кладбище, когда они были посвящены каким-то персоналиям. Придя на кладбище, мы заметили, что многие захоронения, могилы известных людей, даже Почетных граждан находятся в не очень хорошем, а иногда и в плачевном состоянии.
Понятно, что нужно с этим что-то делать, хотя бы просто в порядок привести. Приводить людей и показывать заросший памятник, когда трава выше него, это не очень хорошо. Это о нашей «благодарности» предкам и говорит. Поэтому и был задуман этот проект.
Поначалу он был чисто волонтерский и безденежный. Все было на голом энтузиазме, нам помогали некоторые предприниматели, уборочный инвентарь предоставили. Самую большую помощь неожиданно для нас оказала «Стройудача». У них магазины на территории Гатчинского района. Мы обратились с письмом, и они откликнулись практически в тот же день, выделили инвентарь. Мы им благодарны.
Проект - это не только уборочные работы. Волонтеры приходили, убирались, а затем мы с кладбища отправлялись в Музей истории города. У нас с ними подписано партнерское соглашение. В музее была небольшая лекция, посвященная тем людям, у кого только что волонтеры прибирали место захоронения.
И для волонтеров некоторые имена просто открывались впервые, не только даты их жизни.

Галина Паламарчук:
- Сейчас мы подойдем, может быть, к одному из самых знаменитых надгробий - художнику Щербову. Здесь вы тоже поработали с волонтерами?

Ирина Лидзарь:
- Да, конечно. Это одно из ухаживаемых и посещаемых захоронений на Гатчинском кладбище.
Во-первых, сказывается близость к храму. Во-вторых, Павел Егорович Щербов - известный художник-карикатурист, его музей работает в Гатчине, поэтому захоронение не заброшено. Его посещают почитатели творчества, работники музея не оставляют его без внимания: каждый год весной они наводят уборку.
В 2023 году в рамках проекта нам удалось почистить камень, помыть, и он стал светлый и красивый. Конечно, стоит обновить надписи. Они уже не заметны на каменной плите. Но памятник является объектом культурного наследия, поэтому даже обновление надписи требует согласования: нужно выбирать цвет и материал. Есть специальные материалы для таких работ.

Галина Паламарчук:
- Вы тоже покрыли специальным составом?

Ирина Лидзарь:
- Да, камень сначала отмывается специальными средствами, потом покрывается биоцидами, которые не дают размножаться мху или мелкой растительности. Особенно заметно это будет на памятнике контр-адмиралу Можайскому.

Галина Паламарчук:
- Кладбище прирастало по мере его развития. В частности, один из последних участков был выделен в 1914 году авиаторам, которые осваивали наше гатчинское небо.

Ирина Лидзарь:
- Первый военный российский аэродром находился в Гатчине. Конечно, не все полеты проходили благополучно. Поэтому один из участков кладбища здесь был выделен именно для них. Историки рассказывают, что там размещали пропеллеры от разбившихся самолетов.

Галина Паламарчук:
- Мы подходим к памятнику контр-адмиралу Можайскому. Пару слов о нем расскажите.

Ирина Лидзарь:
- Это была замечательная семья Можайских, хотя они не наши земляки по рождению - они из Вологодской области. Переехав в Петербург, они хорошо потрудились во славу нашего Отечества. Это и моряки, и летчики. Тимофей Федорович Можайский - брат знаменитого летчика.
И вот, мы к его захоронению подошли. Весной волонтеры хорошо его отмыли. Теперь хотя бы надпись стала просматриваться - 10 мая 1891 года. До этого надписи практически было не видно, потому что все заросло мхом.
Мох этот очень агрессивный, он не дает нам прочитать надпись, но это было бы еще не так страшно, но вся эта поросль разрушает камень. Корни попадают в камень, и в итоге, появляются небольшие трещины, в трещины попадает вода. В итоге, камень раскалывается.
Мы видим утраты, углубления. Сверху был, наверное, скорее всего, крест. Он утерян, но остались якорь и цепь, которые нам рассказывают, какой профессией занимался Тимофей Федорович.

Галина Паламарчук:
- А рядом неизвестно, чей склеп? Старинный и красивый даже в своей неухоженности.

Ирина Лидзарь:
- К сожалению, сведений нет, надписи не сохранились. Предстоит поработать историкам и краеведам в архивах.
Будем надеяться, что и наш проект не остановится только на помывке камней. Мы тоже пойдем в архив, мы готовим справочник-путеводитель. Сейчас туда войдет не очень много имен и захоронений, но начало положено. Наверное, придет время, когда мы будем знать все обо всех. Появятся указатели, дорожки. В рамках проекта заложено издание справочника-путеводителя, установка информационного стенда, потому что люди приходят, им наша история интересна.
Приходят, приезжают экскурсии из Гатчины, из Санкт-Петербурга. Иногда петербуржцы знают больше, чем жители Гатчины, к сожалению. Информационный стенд, конечно, нужен, чтобы легче было искать захоронения. Дорожки узкие, кладбище старое, все время что-то меняется.
Борис Григорьевич Чухновский тоже похоронен на нашем Гатчинском кладбище. Это выдающийся полярный летчик, участник освоения Арктики. Личность известная, замечательная. Скончался он в 1975 году. Поэтому памятник довольно новый, мы в этом году его тоже помыли, биоцидами обработали. Он в неплохом состоянии, хотя и был мхом заросший, но не критично. Надпись, в общем-то, хорошо читается. И обработка биоцидами его на несколько лет от мха спасет. Здесь повреждена ограда, но этот памятник является объектом культурного наследия, и волонтеры не могут ограду починить своими собственными силами. В осенний сезон мы ее очистим от ржавчины и старой краски. А так она довольно нарядная.

Галина Паламарчук:
- Еще одна точка нашего, скажем так, туристического маршрута на городском кладбище - это захоронение Ольдерогге.

Ирина Лидзарь:
- Тоже известная гатчинская фамилия. Она прочно вошла в историю нашего города. Интересно, что дом, принадлежавший этой семье, жив до сегодняшнего дня на улице Красной и считается самым старым деревянным жилым городским зданием.

Галина Паламарчук:
- Надеемся, что после того, как рядом с ним оформился красивый Гатчинский дворик, этот дом тоже ждет возрождение.

Ирина Лидзарь:
- Он требует реставрации. Вон семейное захоронение Ольдерогге: интересная скульптура, привлекающая внимание. Есть, конечно, утраты. Наши волонтеры хотели её почистить, но не дал главный реставратор. Камень мы почистили и обработали. А вот скульптуру трогать пока не дали, потому что непонятно, из какого она выполнена материала. Это металл, какой-то сплав. Но чтобы точно понять, какими средствами его можно обработать, нужно сделать исследования. Без исследований реставратор, который у нас присутствует на волонтерских работах, этого делать не рекомендует: можно выбрать неправильное средство и тогда металл будет разъеден. Тем более, некоторые детали уже утрачены.

Галина Паламарчук:
- Расскажите о ваших волонтерах, кто они?

Ирина Лидзарь:
- Они настоящие энтузиасты, готовы и убирать, и чистить. Есть особая категория среди наших волонтеров: самыми активными участниками проекта стали члены Гатчинского отделения общества инвалидов. Именно эти люди, как никто другой, способны чувствовать чужую боль, сопереживать чужим проблемам.
С самого первого волонтерского выхода на протяжении уже трех лет они участвуют во всех наших работах. С удовольствием откликаются. Это люди разных возрастов: и молодежь, и очень пожилые. Есть среди этих инвалидов и те, которые, казалось бы, в обычной жизни беспомощны. Но здесь они готовы и могут свою помощь предложить в благом деле. Спасибо им и всем нашим волонтерам и помощникам!