Михаил Лейкин: «Нам фантастически повезло, что гений Пушкина явился в России...»

Культура
7 июня 2019 09:31
472

Михаил Лейкин: «Нам фантастически повезло, что гений Пушкина явился в России. Мы оказались его соотечественниками»
 
Накануне 220-летия со дня рождения А.С.Пушкина предлагаем вам отрывок из книги Михаила Лейкина «Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим». Михаил Иосифович, который ушел из жизни в июле 2016-го года, был бессменным художественным руководителем и главным режиссером 30 Пушкинских праздников в Гатчинском районе.
 
 
Пора честно сказать себе: «Мы плохо знаем Пушкина». Нас ограничи-ли в школе программой, да мы и сами ленимся.
Пушкину всегда не везло. Во времена монархии власть не любила строки про «обломки самовластья», в советское время поясняли, что «нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю...» — чуть ли не оговорка. Недавно редактор областной газеты отказался напечатать стихи Пушки¬на, мотивируя, что они неуместны во время проходящей предвыборной кампании.
 
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права...
(А. С. Пушкин. «Из Пиндемонти»)
 
У А. С. Пушкина всенародная слава не благодаря поддержке «сверху». Его любят. Так искренне, когда даже не хочется отвечать на банальный вопрос: «За что?»
Плохо, когда постоянно повторяется в разных вариантах, что Пушкин это «наше всё»! Медвежья услуга. В результате не раз слышал от людей: «Пушкина слишком много. Бренд. Перекормили!» Правильно, перекорми-ли однообразием.


Творчество Пушкина, честно признаемся себе, малоизвестно. Когда-то в опьянении революцией, уничтожая гуманистические ценности, кинули лозунг: «Сбросим Пушкина с корабля современности!» Жизнь показала глупость призыва. Но современная подмена красоты нескончаемым гламу¬ром — это ли не отрава, не тот же перелицованный призыв?
Важно вернуться к правде, хронике событий, изучению незнакомого и непонятного. Мы же, господа, внимательно слушаем, как поёт певец на сцене — сам или звучит вместо певца «фанера»? Вглядываемся в музей¬ный экспонат — он подлинный или ловко изготовленный новодел?
Без познаний нельзя рассуждать о пушкинском празднике, драматургии, режиссуре, актёрских работах. Примеров ляпов, искажений слишком много. Недавно выступает по радио очень популярная драматическая актриса. С гордостью сообщает, что подготовила для концертов несколько пушкинских сказок. Использует при этом вологодский говорок. И поясняет, что Арина Родионовна, автор этих сказок, сама-то из-под Во-логды… Услышав такое, хочется воскликнуть: «Матушка, с какого перепугу Вы всенародно чушь несёте?» Не была никогда Арина Родионовна под Вологдой. Из-под Петербурга она! В селе Воскресенском родилась, в деревне Кобрино жила, четырёх детишек родила. Оттуда в семью Пушкиных попала. А с ними проживала в Петербурге, Москве, Подмосковье, да ещё в Михайловском. А в Кобрино её дом стоит. Постройки конца XVIII века!
И не новодел это, а подлинная изба. Находка для тех, кто понимает. В доме том сейчас музей находится. (В 2016-2017-х годах знаменитая изба в деревне Кобрино была собрана заново: заказчиком капитальной реставрации музея выступил областной комитет по культуре — прим.ред).Приезжайте, смотрите, спрашивайте.


А что касается манеры, какой Арина Родионовна разговаривала, это тоже не тайна никакая. На родине няни сохранился старинный диалект (здесь, в бывшей Ингерманландии, живут потомки угро-финских племён и переселенцы из-под Новгорода). Речь тягучая, напевная, с характерны¬ми интонациями. Говоря об Арине Родионовне, Пётр Парфёнов (кучер А. С. Пушкина) отмечал: «Она ведь из-за Гатчины была у них взята, с Суйды, там эдак все певком говорят».
Не знают, к сожалению, многие современники наши, что про знаменитого прадеда Пушкина написаны великолепные книги Н. Телетовой, Д. Гнамманку, А. Кторовой и другими авторами.


Где узнать о предках Пушкина? А вы поезжайте в Суйду, это рядом с Петербургом, там музей в бывшей усадьбе Ганнибала находится.
Как-то принимали в музее «Дом станционного смотрителя» в Выре гостей из Швеции. Они были потрясены, узнав, что супруга А. Ганнибала, прабабушка Пушкина — шведка. Но ещё более были удивлены российские журналисты. И они не знали! Таких примеров, увы, много. Когда анали-зируешь, какое впечатление произвели музеи на земле предков Пушкина на посетителей, в подавляющем большинстве реакция такая: «А мы и не знали, что здесь, совсем рядом, такое!» Отчего же так получилось?
Есть причина объективная. Некоторые музеи и памятные места получили в своё время государственную поддержку, были отреставрированы, стали местами массовых посещений. Например, в 1937 году в СССР торжественно и широко отметили 100-летие гибели А. С. Пушкина. Удивляетесь? Но что поделать с нашей традицией все торжества привязывать к круглым датам и ценить людей после смерти? Так вот, отмечая юбилей смерти, сделали много хорошего — издали полное собрание сочинений поэта, привели в порядок музеи в Ленинграде, Москве, Михайловском. А на что денег не хватило — а на всё никогда денег не хватает — закрыли. А чего смотреть, когда там разор и срамота?!
А потом была война, и по территории Гатчинского, тогда Красногвардейского района, прокатились бои. Сначала наши войска, отступая, цеплялись за каждый километр на подступах к Ленинграду, держались до последнего. А потом вели тяжелейшую наступательную операцию. Что же уцелело после артподготовок, штурмовых ударов с воздуха, минирования полей? Мало. Кое-что. Тем ценнее для человечества эти реликвии… Но поскольку всё было в разрухе, последовала команда: «Ждать!»
То есть никто не запрещал посещать эти места. Но их и не афиширо-вали. И не спасали. Жуткий пример — могила А. П. Ганнибала, прадеда А. Пушкина, генерал-аншефа российской армии, крестника Петра I — его могила с надгробием и надписями соответствующими была перепахана. Кем? Врагами? Да нет, уже после войны трактористами местного хозяйства под картофельное поле. Естественно, по приказу. Такая была идеология — перепахать прошлое. Восстанавливали потом могилу по фотографиям, рисункам. Так что у народного неведения корни крепкие.
Нам фантастически повезло, что гений Пушкина явился в России. Мы оказались его соотечественниками. И ещё раз повезло в том, что земли его предков рядом с Петербургом, на территории современного Гатчинского района. Но вспоминается грустная пушкинская запись в «Путешествии в Арзрум»: «… замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». Применить это обвинение к своему поколению у нас, к сожалению, есть основания.


Гоголь написал о Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Гоголь написал статью «Несколько слов о Пушкине», откуда взята ци-тата, в 1832 году. «Явится через 200 лет» — это в 2032 году. Господа, нельзя ждать столь долго! Нужно приступать сейчас!


На фото — Лейкин и Вильяминов (из архива ГСН разных лет)