Константин Иванов: «Куприн владел умами, душами и сердцами гатчинцев»

22 ноября, в день, когда 227 лет назад Павел I подписал указ о присвоении Гатчине статуса города, в ДК прошел торжественный прием по этому случаю. А мы в рубрике «Новости пешком» вспоминаем человека, который сам себя называл Всероссийским гатчинским жителем, подчеркивая свою связь с любимым нами городом.

Новости пешком
25 ноября 2023 12:00
1276

Галина Паламарчук:
- Александр Иванович Куприн, отставной поручик, писатель, стал себя называть еще и домовладельцем, когда поселился в Гатчине, да?

Константин Иванов, краевед:
- Да. Когда приобрел свой собственный домик здесь, на улице Елизаветинской, он стал домовладельцем. Собственно говоря, его так и называли – «домовладелец всея Гатчины». Если вспомнить бессмертные строки другого известного гатчинского поэта Игоря Северянина, то он так и пишет –

Приятель балаклавских рыбаков,
Друг тишины, уюта, моря, селец,
Тенистой Гатчины домовладелец,
Он мил нам простотой сердечных слов...

Галина Паламарчук:
- И вот мы сейчас стоим примерно на том месте, где и был дом по Елизаветинской, 19.

Константин Иванов:
- Да, совершенно, верно. Мы находимся на том самом месте, где находилась усадьба великого писателя, ныне это улица Достоевского.

Галина Паламарчук:
- Улица Куприна в Гатчине в другом микрорайоне.

Константин Иванов:
- Тогда улица Достоевского называлась Елизаветинской. И, кстати говоря, это тоже повлияло на выбор места: жена - Елизавета, естественно, что выбрана Елизаветинская улица. Дочь Куприна Ксения писала, что здесь он провел 8 счастливых лет. Это было первое место постоянного жительства.
До этого он долго на одном месте не живал, хотя в Гатчину его постоянно судьба заносила, и он, на самом деле, провел здесь гораздо больше, чем 8 лет.
Но именно в эти годы, когда он был собственником своего хозяйства, своей усадьбы, именно эти 8 лет, начиная со времени приобретения дома на Елизаветинской, были самыми счастливыми.

Галина Паламарчук:
- Он взял деньги под 5% годовых, чтобы его купить…

Константин Иванов:
- Да, залез в кредиты, выплатил их только в 1915-м году, а купил в 1911-м. Достаточно быстро, за 4 года, он рассчитался, оказывается, раньше кредиты были божеские, можно сказать, под 5%.

Галина Паламарчук:
- Здесь он отчасти реализовал свою мечту, занимался огородничеством.

Константин Иванов:
- Это была вторая его страсть после литературы - занятие сельским хозяйством. Тут у него был небольшой огород, которым он лично занимался. Он привозил навоз, экспериментировал, покупал семена каких-то экзотических растений, сортовую картошку, репу, морковь, выращивал в парнике дыни особого сорта - канталупы, которыми он гордился и даже воспел их в одном из своих произведений.
У него было достаточно большое хозяйство, куры, гуси, поросята…

Галина Паламарчук:
-…которые, как известно, периодически вредили его же грядкам.

Константин Иванов:
- Конечно, и он с этим мирился. Живности у него здесь было много. Помимо обитателей в сарае, были еще собаки, кошки, постоянно была обезьянка и даже медвежонок, точнее, медведица. С этими обитателями Куприну пришлось расстаться, потому что обезьяна что-то съедала постоянно, лазила везде, и он подарил обезьянку, которую звали Марь Иванна, своему другу - циркачу, акробату и клоуну Жакамино, который тоже здесь нередко выступал.
В усадьбе Куприна постоянно проходили какие-то мероприятия, импровизированные спектакли, концерты, даже цирковые выступления. Приезжали известные актеры, Федор Шаляпин пел, Жакамино веселил публику своими номерами. Здесь же был снят фильм, теперь знаменитый, а тогда он канул в Лету, - «Жакамино жестоко наказан». Автором сценария явился сам Александр Иванович, он же исполнил одну из ролей в этом фильме.

Галина Паламарчук:
- Совсем рядом жил его друг карикатурист Щербов. Наверное, это тоже повлияло на решение Куприна купить дом в Гатчине?

Константин Иванов:
- Да, конечно, он бывал у друга, да и друзей у него здесь было много.
Первые годы он квартировал у своего приятеля Владимира Тихонова на Багговутовской улице (ныне улица Карла Маркса) в доме №5, там он снимал либо веранду, либо дачу. И здесь в те годы был написан знаменитый рассказ «Гамбринус». В друзьях у Куприна недостатка не было, но он и писать как-то ухитрялся, успевал.

Галина Паламарчук:
- Когда началась Первая мировая, здесь, в своем доме, он устроил частный лазарет, да?

Константин Иванов:
- Совершенно, верно. Здесь у него был частный лазарет, его супруга Елизавета Морицовна и его дочь стали сестрами милосердия, ухаживали за ранеными солдатами. Сам Куприн как мог, снабжал своих подопечных, - например, кормил яблоками со своего сада, собирал по всему городу для них табак, конфеты, чтобы они чувствовали себя комфортно. И выступал перед ними.

Галина Паламарчук:
- Его называли «домовладельцем всея Гатчины», потому что он проводил много времени во всем городе. Хотя он ему казался тихим и уютным, но сам Куприн был довольно крупный, шумный гражданин, он любил жизнь во всех проявлениях.
Давайте прогуляемся по другим улочкам города, чтобы повспоминать об этих страницах жизни Куприна.

Константин Иванов:
- Конечно, это необходимо сделать, потому что вся Гатчина - это, по сути, музей Куприна. Он был жителем всей Гатчины, а не только вот этого домика.

Галина Паламарчук:
- Мы на оживленной Соборной улице, торговой и не только, здесь и питейные заведения тоже расположены. А еще какие тут были учреждения?

Константин Иванов:
- За нами старое здание - купеческий дом (дом на углу Соборной и Горького – прим. ред.). Одно время здесь находилась контора газеты «Царскосельское дело», с которой сотрудничали многие гатчинцы, они подавали туда материалы, потому что события в Гатчине освещала именно эта газета.
Соответственно, Александр Иванович тоже находился в числе авторов заметок и публикаций этого издания. Это, можно сказать, рабочее место Куприна, точнее, одно из рабочих мест, каковых здесь было достаточно много.
Естественно, улица Соборная - это торговый центр, деловой центр города, начиная с времен Павла Петровича. И здесь, в большинстве своем, сохранились старинные купеческие дома, торговые дома, они двухэтажные. Первые этажи - это были торговые помещения, а наверху проживали уже непосредственно либо семьи самих купцов, либо управляющих этими магазинчиков. Жизнь здесь бурлила. Мы проходим здание бывшего кинотеатра «Модерн» на Соборной. Здесь было несколько фотоателье. Повсюду были рыбные лавки.

Галина Паламарчук:
- Александр Иванович, наверное, тут бывал каждый день.

Константин Иванов:
- Да, практически каждый день. Он вообще исходил всю Гатчину вдоль и поперек, сложно найти уголок нашего города, где он не бывал.

Галина Паламарчук:
- Он любил вкусно покушать, выпить - не можем об этом не сказать.

Константин Иванов:
- Да, он любил жизнь. Широкая была натура. Он посещал злачные заведения не только для того, чтобы, как говорится, приятно провести время, но там он искал персонажей, натуру. Именно в кабаках, в трактирах он встречал людей разных судеб, разных профессий. Именно с них он писал своих персонажей. Куприн, в общем-то, начал свою литературную деятельность в Киеве, он выпустил одну из первых книжек - «Киевские типы» - это жанр литературного наблюдения. Собственно говоря, из этого жанра выросла вся наша великая русская литература, когда писатели очень тонко схватывали образы, какие-то события и богатым русским языком это описывали. И Куприн также находил себе персонажа, и с него начинал писать произведение. Так появились телеграфист Сашка Рублевский, это наш гатчинский персонаж – знаменитый извозчик Петр.
За спиной у нас находится Павловский собор. Там у Куприна был приятель, протодьякон Амвросий, обладатель такого густого колоритного баса, с ним Куприн очень дружил, и Амвросий тоже стал литературным героем. Правда, по некоторым соображениям Куприн изменил его имя на отца Олимпия. Как-то он зашел в Павловский собор и увидел на столике у отца Амвросия в его комнатке томик Толстого, а Толстой был отлучен от церкви – так родилась удивительная пронзительная повесть «Анафема».
Многие гатчинцы становились героями произведений Куприна: он четко рисовал их внешний облик, характеры. Поэтому походы в злачные заведения - это было не просто приятное время препровождения, это была работа!

Галина Паламарчук:
- Безусловно, он проводил время с пользой. Действительно, его литература насыщена этими персонажами, россыпь буквально, огромное количество. Зачем их выдумывать из головы, когда можно подсмотреть? У него талант в этом, безусловно, был.

Константин Иванов:
- Конечно, Гатчина была богата на людей, на персонажей. Наверное, это тоже был один из факторов, повлиявших на выбор места жительства. Здесь было много интересных людей, в том числе и литературная богема проживала в Гатчине в достаточно большом количестве. Это был имперский город, и здесь были люди самых разных профессий, самых разных вероисповеданий, разных судеб. Богатейший материал!

Галина Паламарчук:
- Немудрено, что именно на Соборной появился небольшой и, я надеюсь, будет очень уютный «Куприн-центр». Что это за идея? Как Куприн вернулся на Соборную?

Константин Иванов:
- Идея была давно. Гатчине нельзя без музея Куприна или литературного музея. На протяжении нескольких лет велась интенсивная исследовательская работа, разрабатывались концепции, где можно сделать этот музей, как его можно сделать? Различные варианты рассматривались, в том числе домик Ольдерогге. Городская администрация пошла навстречу и выделила небольшое помещение на улице Соборной. Мы подумали, а почему бы и нет? Вполне достойное место: центр города. И, как я уже говорил, вся Гатчина - это фактически музей Куприна. А здесь небольшое местечко, куда можно прийти, это удобно.

Галина Паламарчук:
- Пока еще нет вывески, идет только подготовительная работа. А что здесь появится?

Константин Иванов:
- Наверное, уже вскоре будет небольшая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Куприна. Уже на празднике города мы открывали эти двери, и люди могли погрузиться в атмосферу рабочего кабинета Куприна, увидеть удивительные экспонаты, которыми уже наполняется Куприн-центр. Будет культурное пространство, где будут проходить различные мероприятия, кинопоказы, творческие встречи, концерты и так далее - то, чем, собственно, и занимался Куприн у себя в своем домике на Елизаветинской.

Галина Паламарчук:
- Куприн вернулся не только на Соборную, но и в так называемый Гатчинский дворик, недавно обновленный по программе развития комфортной городской среды. Напомним, что Куприн не принял революцию, он уехал в 1919-м году с томиком Пушкина и с портретом Толстого, вернулся в Гатчину в 1937-м, но уже не смог жить в доме, где жил когда-то.

Константин Иванов:
- Дом уже был заселен, там были коммунальные квартиры, и он поселился в Ленинграде. В Гатчину он приезжал к вдове своего друга архитектора Белограда, которая проживала буквально в двух шагах от самих Куприных.

Галина Паламарчук:
- Все-таки, любовь к Гатчине он сохранил, раз вернулся сюда уже на склоне лет?

Константин Иванов:
- Он пронёс эту любовь через все годы эмиграции. И самые известные его слова: «Нет ни дня, чтобы я не вспоминал о Гатчине». Они были написаны в письме его другу Владимиру Ефимовичу Гущику, он из Парижа писал ему в Ригу, и они вместе тосковали, ностальгировали по нашему городу. Гущин жил здесь немного, а вот Куприн изводился и по своему городу, и по своему дому, он переживал за тех животных, которые здесь остались. Любовь к Гатчине он пронес через года.

Галина Паламарчук:
- Мы стоим у памятника Александру Ивановичу, который появился совсем недавно. Как считают куприноведы: отражает он характер писателя?

Константин Иванов:
- Конечно. Скульптору Михаилу Попову удалось поймать мгновение - как фотографу сделать снимок. Куприн сидит такой лукавый, шляпа набекрень, и читает газету «Приневский край» …

Галина Паламарчук:
-… главным редактором которого являлся как раз сам Александр Иванович.

Константин Иванов:
- Сам «Приневский край» был задуман им как литературно-историческая газета, не политическая, хотя это был продукт белогвардейской контрразведки, такой орган пропаганды. Но в «шапке» было написано: литературно-историческая газета, так что Куприн остался верен своим традициям. Редакция газеты находилась в доме Ольдерогге, рядом с которым теперь и появился памятник, Куприн уже почувствовал себя настоящим главным редактором, выпуская эту газету. Первый номер был небольшим - свыше 300 экземпляров, но потом уже ему удалось наладить выпуск газеты, и, возможно, воплотилась его мечта. Он же мечтал выпускать свою газету «Земля». Он ездил с этим проектом из Гатчины к Ленину, и они говорили с ним об этом достаточно обстоятельно.

Галина Паламарчук:
- В каком году это было?

Константин Иванов:
- В 1918-м году Куприн встречался лично с Лениным, но потом понял, что большевики - это не то, что он предполагал, чего он ждал от революции. Он понял, что самое разумное для его семьи - покинуть Россию.

Галина Паламарчук:
- Мы подходим к еще одной скульптуре, которая в Гатчинском дворике появилась. Это знаменитая купринская собака Сапсан. Что за порода?

Константин Иванов:
- О, это очень удивительная порода - меделян, это огромные бойцовые псы, и своего Сапсана Куприн получил из псарни великого князя Михаила, когда забраковали щенка, потому что у заводчиков достаточно жесткие требования. И, кстати, если почитаете словарь Брокгауза и Эфрона, то в графе «меделян» написано, что это очень редкая порода, которая сохранилась только в Гатчине. Больше ее не было нигде. Одним из условий ее разведения были постоянные схватки со зверем, поэтому отбирали самых крепких и злобных псов, и от них брали потомство. Один из таких щенков достался Куприну. Он был счастлив, хотя у него было много собак других пород. Сапсан был, наверное, самым любимым. Гигантский пес весил больше 100 килограммов, свирепый - некоторые жители Гатчины боялись к нему подходить.

Галина Паламарчук:
- Он был злобным?

Константин Иванов:
- Пёс он и есть пёс. А вот дочь Куприна Ксения обходилась с ним достаточно фривольно, она запрягала его в коляску, как ослика, и на нем раскатывала по участку.

Галина Паламарчук:
- Здесь он не изображен злым псом.

Константин Иванов:
- Он был очень умён и воспитан. Есть знаменитая фотография Куприна, которую он тиражировал и дарил всем своим друзьям, там стояло две подписи - Куприн и Сапсан. Широко известна фотография, которая подарена Ивану Бунину: там Куприн, а внизу «Сапсан» какими-то каракулями написано. Оказывается, Куприн сам расписывался, потом брал лапу пса, вставлял ему между пальцев перо и его лапой делал надпись.
Поэтому автографы самого Сапсана присутствуют на многих фотографиях и Грошекову, и Лопатину.

Галина Паламарчук:
- А почему Куприн его так назвал? Не просто же так придумал. Что-то знал про поезда, которые будут ходить в России в XXI веке?

Константин Иванов:
- Нет, была традиция называть собак. На самом деле, он Сапсан III. Было много Сапсанов, добавлялось только числительное.
Сапсан однажды поймал вора, который забрался в дом к Куприным. Попасть в лапы такому псу - не позавидуешь, потому что, как писал собакозаводчик Приклонский, «атакующий меделян подобен урагану». И Сапсан поймал этого вора, прижал, приехала полиция, вора забрали. Сапсан верой и правдой нес свою службу. Однажды он спас маленькую дочь Ксению от нападения бешеной собаки: он защитил ее своей грудью, хотя рисковал своей жизнью.

Галина Паламарчук:
- А вот и скульптура кошечки Ю-Ю, ей уже нос успели отполировать.

Константин Иванов:
- Появилась новая традиция - потрогать ее уши и нос.

Галина Паламарчук:
- Это тоже любимая кошка Куприна?

Константин Иванов:
- Да. Трехцветная кошка. Кошек у него было много, но почему-то именно Ю-Ю завоевала любовь и расположение писателя своими повадками, проделками.
Он любил за ней наблюдать, писал, что кошка очень умна. Она показывала движениями, мяуканием, что ей надо – например, пойти, чтобы открыли кран: она хочет пить. И из этого мы узнали, что у Куприных в доме был водопровод. И благодаря кошке мы узнали, что у Куприна был телефон. Куприн ставил эксперименты: может ли кошка распознавать человеческую речь по телефону?
Он даже в письме своим друзьям писал, что, когда он уезжал, звонил откуда-то, просил кошке поднести к уху телефонную трубку и давал ей команды. Но эксперимент вроде как закончился неудачей. Хотя в знаменитом рассказе «Ю-Ю» он описывает, что кошка отреагировала на голос своего хозяина.
Неспроста в скульптуре и телефон использован, потому что буквально в двух шагах от нас находится здание, где была первая в России телефонная станция. Здесь все слилось воедино.

Галина Паламарчук:
- Надо сказать, что, вероятно, скульптор, который выполнял эти работы, со специалистами консультировался.

Константин Иванов:
- Над техническим заданием пришлось серьезно поработать. Одним из требований было, чтобы скульптор обязательно ознакомился с произведениями Куприна, знал, кто такие Сапсан и Ю-ю, с письмами, с перепиской с друзьями, где упоминались эти обитатели дома Куприн.
Надо сказать, что попадание в образ почти полное. Иногда спрашивают, почему на телефоне диск? Если старинный аппарат, то мы все привыкли: ручка и: «Барышня, дайте Смольный». Нет, оказывается, диски появились на телефонах в 1897 году. Поэтому это совершенно аутентичный телефонный аппарат той эпохи.

Галина Паламарчук:
- Сейчас можно сказать, что дух Куприна возвращается в Гатчину или он и не исчезал?

Константин Иванов:
- Дух Куприна не исчезал. Можно сказать, что возвращается, просто более зримо, ощутимо мы чувствуем его присутствие практически повсюду, потому что Куприн для Гатчины - это знаковая фигура, такая же, как Павел I. Два столпа - это Павел, который создал Гатчину как город, и Куприн, который фактически владел нашим городом, владел умами, душами и сердцами гатчинцев. Такой некоронованный царь нашего города.
У нас, конечно, много выдающихся имен, всемирно известных, но Куприн и Павел - это два опорных столпа нашего бытия.
Дух Куприна, как и дух Павла I, здесь чувствуется повсюду, приходит в различных мероприятиях, каких-то традициях. В частности, у Ксении в книге «Куприн - мой отец» есть упоминание, что в Гатчине в его рабочем кабинете стоял стол из белого ясеня, из массивной доски. И на этом столе он заставлял расписываться всех своих гостей. Гости у него были самые известные - и Федор Шаляпин, и Корней Чуковский. Можно перечислять десятки имен. Но не просто расписаться надо было, а должны были написать какое-то изречение, эпиграмму, афоризм, четверостишие или что-то нарисовать, и, как мне кажется, все с удовольствием этим занимались.
Эта традиция была возобновлена на кинофестивале «Литература и кино». Этот фестиваль, конечно, связан с именем Куприна. Главный приз - гранатовый браслет. И вот периодически мы приносим столешницу в кинотеатр, когда сюда съезжаются литераторы, режиссеры, актеры, и им предлагается такая же игра, в которую они включаются с огромным удовольствием.