Гатчинский военный комиссар Евгений Жиленко: «Частичная мобилизация закончилась, начался призыв»

Гатчинский военный комиссар Евгений Жиленко ответил на вопросы нашего медиахолдинга о частичной мобилизации и осеннем призыве.

Общество
7 ноября 2022 16:41
610

Елена Гордиенко:
- Частичная мобилизация в Гатчинском районе закончилась?
Евгений Жиленко:
- Частичная мобилизация закончилась по всей России, в том числе и в Гатчинском районе.
Елена Гордиенко:
- Поговорим о призыве на срочную военную службу.
Евгений Жиленко:
- Вышел приказ министра обороны о призыве и увольнении в запас граждан, проходящих службу по призыву, от 30 сентября 2022 года за № 575. В этом году призыв идет в сокращенном варианте - с 1 ноября по 31 декабря 2022 года. Надо уложиться в два месяца. Но поставку граждан в войска мы осуществим в плановом режиме и приказ выполним.
Елена Гордиенко:
- Вопрос, который волнует всех: будут ли призывники отправлены в зону военных действий?
Евгений Жиленко:
- Ни один юноша, который будет призван, не будет участвовать в зоне выполнения специальной операции. Это очень жестко держится на контроле, в том числе и Президента России.
Мы призываем молодых людей для того, чтобы научить их военной специальности. Когда юноша закончит службу по призыву и будет уволен в запас, он может призываться, но как контрактник, если будет частичная мобилизация, или может по его желанию пойти на службу по контракту.
Елена Гордиенко:
- То есть, ребята пойдут служить туда, куда обычно отправлялись в предыдущие годы. А куда?
Евгений Жиленко:
- Обычно это территории Западного военного округа и Северный флот. Ранее мы отправляли еще на Черноморский флот, но в этот призыв туда отправлять не будем, так как там тоже проходит военная операция.
Елена Гордиенко:
- А тех ребят, которых призвали весной, тоже не отправляли на южный флот?
Евгений Жиленко:
- В том призыве тоже не было такой разнарядки. Последний раз это было полтора года назад.
Елена Гордиенко:
- Обычно в военкомате прислушиваются к пожеланиям ребят, в какие войска они хотят попасть, где служить?
Евгений Жиленко:
- Для того, чтобы распределить ребят в войска или в какую-то определенную часть (ВДВ, морская пехота и др.), в первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование. Вот как только он прошел военно-врачебную комиссию, и мы понимаем, какая степень его годности к службе, только тогда мы определяем - может он проходить службу в том или ином месте или нет. Если здоровье позволяет, тогда пожелания призывника учитываются. Часто ребята изъявляют желание, но не проходят, например, по зрению (ВДВ, водители). На гражданке он может с таким зрением водить машину, а в армии нет. Есть у нас школа ДОСААФ по подготовке водителей категорий С, Д. В армии к водителям более жесткие требования. Хочу обратить внимание родителей, что наш ДОСААФ дает обучение и получение водительского удостоверения. Причем, гарантировано, что в Вооруженных силах он будет проходить реальную практику целый год. Парень будет заниматься перевозкой грузов или личного состава. Я бы советовал родителям, если у юноши 100-процентное зрение, обратить на это внимание. Разумеется, все это бесплатно, за счет Министерства обороны. И на будущее в гражданской жизни эта специальность может пригодиться. Мужчину после службы в армии на определенном виде транспорта, любой работодатель, если будет такая необходимость, возьмет. Он будет понимать, что водитель с опытом работы, профессионал.
Елена Гордиенко:
- Ходят слухи, что срок службы будет увеличен…
Евгений Жиленко:
- Нет-нет. Даже не предполагается увеличение срока службы. На те специальности, где необходимо больше опыта и знаний, есть научные роты по какому-то определенному направлению. А в целом за год военнослужащие свою профессию освоят. Раньше учебное подразделение готовило полгода, а потом уже отправляло в войска. То есть, преемственность поколений была хотя бы полтора года. Но сейчас служба в армии – год и планируется, что так будет и дальше. Никакого пересмотра сроков службы не предполагается. Не надо верить тому, что пишут в Интернете. Основная ставка будет делаться на профессиональных военнослужащих-контрактников.
Елена Гордиенко:
- Нет ли какой-то информации о призыве девушек на военную службу?
Евгений Жиленко:
- Нет-нет, по призыву такого не будет. А по контракту – возможно. Сейчас очень в армии востребованы музыканты и медики.
Елена Гордиенко:
- Каким образом молодой человек получает повестку на срочную службу?
Евгений Жиленко:
- Повестку можно направить любым способом: по почте, отдать лично в руки. По почте мы можем направить заказным письмом с уведомлением. Если приходит ответ, что повестку не получили, все равно по закону считается, что гражданин получил повестку. Любой юноша, достигший 18-летнего возраста, должен прибыть в военкомат, пройти врачебную комиссию. Призыв не заключается только в том, чтобы найти юношу и отправить его в войска. Самое главное - это целенаправленный комплекс мероприятий, который должен установить степень годности человека для Вооруженных сил. Если у нас есть хоть малейшие сомнения в его здоровье, мы стоим на стороне юноши. Мы даем ему направление на обследование и переносим призыв до следующего раза. Если человек говорит о своих заболеваниях, мы, не глядя, его в войска не отправляем. Мы даем направление, юноша ложится в стационар на лечение или идет на лечение в поликлинику, где ему устанавливают диагноз. На основании врачебных заключений мы уже определяем степень его годности. Это «А» (100% здоров), «Б» и «В» (ограниченно годен), «Г» (временно не годен, когда дается освобождение от месяца до полугода, например, температура, дефицит массы тела или излишняя масса тела). Очень много мальчишек, которые хотят в армию, но веса недостаточно. На следующий призыв, если юноша до своей массы тела дотянул, мы его отправляем в войска. К нам приходят юноши в 17 лет, и мы их год ведем, за который подбираем, кто пойдет учиться в ДОСААФ, кто в другие войска по его состоянию здоровья. А через год, к 18 годам, все может быть. Была пандемия, например. Сейчас жесткие ограничения по ней сняты.
Елена Гордиенко:
- Ребят, которых призвали, которые прошли комиссию, их собирают и куда потом отправляют?
Евгений Жиленко:
- Когда закончится весь комплекс мероприятий по распределению ребят, то есть мы уже определились, в какие войска идет человек, на какую должность, по какой специальности будет проходить службу, мы подбираем команды, которые и отправляются в определенное место службы. Мы даем вторую уже повестку - на отправку, юноши приходят к 7.30, их ждут автобусы, и они отправляются вместе со старшим, который сопровождает команду, в Санкт-Петербург, Фонтанка, 90 (военный комиссариат Ленинградской области). Там их еще раз проверяет медицинская комиссия на случай, если призывник вдруг заболел, к примеру, ангиной. Обязательно призывники сдают тесты на наркотики.
Елена Гордиенко:
- Присягу принимают через месяц?
Евгений Жиленко:
- Да, через месяц. К присяге нужно подготовить. Молодой человек должен произвести учебные стрельбы, пройти физическую подготовку, инженерную. Это общевойсковая подготовка по его военной специальности. На присягу могут приехать родители. Это праздничный ритуал в Вооруженных силах, наработанный веками.
Елена Гордиенко:
- Раньше, когда приезжали родственники, солдата отпускали в увольнение на день. А сейчас как?
Евгений Жиленко:
- Это зависит от того региона, где он находится, учитывается вообще обстановка. Это зависит от командира части, от нас это не зависит.
Елена Гордиенко:
- Как кормят в армии, должны ли солдаты чистить картошку?
Евгений Жиленко:
- Сейчас мы переходим на нормальное армейское питание и быт. Готовим своих армейских поваров. Питание трехразовое. На обед – шведский стол. Есть выбор: два первых блюда, два вторых. Перловой каши сейчас нет, есть гречневая и рисовая. Картошку солдат не чистит, достаточно тех поваров, которые там работают.
Елена Гордиенко:
- Добавку солдат может попросить?
Евгений Жиленко:
- Еды, как правило, хватает. Ребята даже в армии набирают вес. У кого вес снижается, командир части отдает приказ на дополнительное питание. Солдат тогда получает полторы порции. Калории в питании рассчитаны и такого, что молодой человек ушел из-за стола голодный, просто не может быть. Если ребята находятся на полигоне, в парках ремонта боевых машин, обязательно идет дополнительное питание, которое в горячем виде привозится прямо на полигон.
Елена Гордиенко:
- Можно какие-то гаджеты брать с собой?
Евгений Жиленко:
- Все, что передает Интернет и что можно снимать, запрещено. Это запрещено всему персоналу Министерства обороны. Есть у нас в военкомате список и фотографии специальных кнопочных телефонов, которые солдаты могут иметь. Они находятся в кладовой у старшины. Выделяется время, когда они их берут и звонят. Может, кто-то и прячет телефон, но я просто не советую это делать. СИМ-карты выдают, как и банковские карты, на которые он получает свое денежное содержание. Деньги он может и не получать до конца службы, это по его желанию. После службы карта продолжает действовать.
Елена Гордиенко:
- Как еще может поддерживаться связь с родными?
Евгений Жиленко:
- Кроме звонков каждому военнослужащему дается минимум четыре конверта в месяц, чтобы каждое воскресенье была возможность написать письма. Почтовые ящики находятся на территории части, из которых письма забираются централизованно.
Елена Гордиенко:
- Если родители не получают писем, солдат не звонит, есть возможность у родственников получить о нем информацию? Может, что случилось?
Евгений Жиленко:
- Есть телефоны доверия. У каждого военнослужащего в военный билет вклеен телефон доверия военного округа, телефон доверия части. Солдат может позвонить родным, сказать телефон доверия, и родители в любой момент могут позвонить по нему, узнать, где их сын и что с ним происходит. Хочу обратить внимание, что есть такие случаи, когда на телефон родителей звонят люди, не связанные с армией, и говорят заведомо ложную информацию: «Ваш сын находится на территории Украины», «Сын находится в госпитале» и т. д. Это провокация. Родители звонят мне, я начинаю выяснять. А сын находится на территории части и с ним все в порядке. Если кто-то незнакомый вам позвонит, не надо сразу паниковать. Если нет у вас телефонов доверия, звоните нам в военкомат или приходите.
Елена Гордиенко:
- Есть ли случаи дедовщины?
Евгений Жиленко:
- Такой проблемы, как была раньше, сейчас нет. Солдаты за год службы просто не успевают стать «дедами». Главное, чтобы взаимоотношения солдат не переходили рамки закона. Но это все на постоянном контроле офицеров. Утром, на подъеме, прежде чем выйти на зарядку, командир осматривает своих подопечных вместе с медиком. Кроме того, каждый военнослужащий обязан высказать претензии к своему здоровью. После вечерний проверки солдаты раздеваются, опять проходит медик для осмотра, смотрит, нет ли каких ссадин и т. д. При необходимости сразу же отправляют в медицинское учреждение, и в этот же вечер проводится разбирательство на уровне командира подразделения. Этот факт, если он повторяется, может быть и поводом для работы прокуратуры. Прокуратура у нас работает четко и применяются жесткие меры.
Елена Гордиенко:
- С нашими гатчинскими ребятами что-то подобное случалось?
Евгений Жиленко:
- Ни вмешательства прокуратуры, ни следственного комитета у нас не было.
Елена Гордиенко:
- После прохождения срочной службы ребята имеют право остаться служить по контракту?
Евгений Жиленко:
- На сегодняшний день подписать документ по контракту можно после трех месяцев службы. Или можно по окончании службы выбрать по желанию другую часть и подписать контракт.
Елена Гордиенко:
- Какие права есть у ребят, которые отслужили в армии?
Евгений Жиленко:
- В первую очередь, право на поступление в военное учебное заведение практически без экзаменов. В гражданский ВУЗ, заканчивая службу, молодой человек имеет поощрения, и командир ходатайствует перед учебным заведением вплоть до того, что декан имеет право принять его без сдачи экзаменов по общим предметам обучения (русский язык, литература, математика, физика). Нельзя, если предметы специальные (химия, биология в медицинском институте). Кроме того, как только молодой человек отъезжает от военкомата к месту службы, кто-то один из родственников, где он проживает, перестает платить ЖКХ до его возвращения.
Елена Гордиенко:
- Кто имеет право на отсрочку от срочной военной службы?
Евгений Жиленко:
- Во-первых, это студенты высших учебных заведений. Им, как раньше, не нужно, пока они учатся, каждый год приходить в военкомат. Самое главное, отлаженная работа с деканатом учебного заведения, который присылает нам списки отчисленных и тех, кто перешел на следующий курс. Во-вторых, те молодые люди, у которых двое детей или супруга находится на 22-й неделе беременности вторым ребенком. В-третьих, если юноша является опекуном родителей или бабушки с дедом, за которыми требуется уход по их инвалидности. Кроме того, освобождаются от воинской службы по болезни (инвалиды детства, неизлечимые болезни). Категорию молодых людей, ограниченно годных, мы тоже не призываем. Но для этого надо пройти у нас комиссию. Но этот человек остается стоять на воинском учете в категории граждан, пребывающих в запасе. То есть, если будет общая мобилизация или введено военное положение, мы будем иметь возможность его призвать на какие-то облегченные места службы.
Елена Гордиенко:
- До какого возраста призываются в армию?
Евгений Жиленко:
- До 27 лет. Если юноша не проходил службу и не имеет на это законных оснований, то ему будет предоставлена справка формы 1У. Эта справка ограничивает человека в работе в органах государственной власти, то есть вся госслужба для него будет закрыта навсегда.