Гатчинская земля – созвездие народов

Этот очерк начался с телефонного звонка: звонила Нина Андреевна Аниконова–Эртэ, руководитель Центра культуры ингерманландских финнов «Хатсина», автор и руководитель проекта «Легенды Северных широт». Я был приглашен на праздничное мероприятие по мотивам народного карело–финского эпоса «Калевала». Признаюсь, что не очень люблю всяческие мероприятия, но, если речь идет о межнациональных отношениях, отказать не мог. И не ошибся.
Никакое это было не мероприятие, а настоящий праздник!

Культура
31 марта 10:00
600

24 марта в Большеколпанском центре культуры, спорта и молодежной политики собрались неравнодушные, талантливые люди и заполнили собой все комнаты и залы большого двухэтажного здания.
Для библиофилов - книжная выставка «Издания «Калевалы» разных лет», коллекция, любовно собранная Ниной Андреевной, насчитывающая более 30 редких книг. Для любителей потанцевать или посмотреть, как танцуют другие – мастер–класс «Финский танец Круговая Хумппа».
Еще один мастер–класс «Плетение из бересты». Финны и карелы – непревзойденные мастера в изготовлении красивых, полезных и экологичных изделий из коры березы. В них хранят даже воду, которая почему–то остается прохладной в жару. Правда, в этом мастерстве русские крестьяне могут быть достойными соперниками.
Финны – народ бережливый. Поэтому ни один лоскуток ткани не пропадает, а в соединении с собратьями, превращается в красивые лоскутные коврики, одеяла, пледы. Выставка «Сюжеты Калевалы в лоскутном шитье» убедила, что в Гатчине живут настоящие таланты в этом виде прикладного искусства.
В выставочном зале гости с интересом знакомились с экспозицией «Калевала в рисунках взрослых». Ну, а дети с энтузиазмом такие рисунки раскрашивали.
Ценители вещей, сделанных не бездушными машинами, а собственными руками (их модно называть «хэнд мейд»), могли рассмотреть и даже подержать в руках домотканые полотенца, пояса, дорожки. Рукастые мужчины с интересом и пользой изучали технологии резьбы по дереву. Дети с любопытством и некоторой завистью рассматривали игровых кукол: финский народ с особым трепетом относится к куклам, так как по древним поверьям в них могут жить души умерших предков. Девушки пришивали маленьких куколок к рукавам в качестве оберегов.
Доставила радость любителям музыки (а это все участники праздника) игра на древнем финском струнном инструменте кантеле. В старину карелы и финны исполняли поэтические руны вдвоем, раскачиваясь в такт и аккомпанируя себе на кантеле.
Привлекла внимание фотовыставка, посвященная 160–летию Колпанской учительской семинарии, выпускники которой преподавали в финских школах. Бросалось в глаза, что на всех фотографиях семинаристы обязательно в черных шляпах, белых рубашках с галстуком и блестящей обуви. Финны всегда умели во всех ситуациях выглядеть элегантно.
Выставки и мастер–классы организовали мастера ЦКИФ «Хатсина».
«Гвоздем программы», конечно, стал праздничный концерт «Легенды Северных широт». Ему предшествовали зачитанные со сцены поздравления от глав Гатчины и района Виталия Филоненко и Людмилы Нещадим. От имени лютеранского прихода участников форума приветствовал пастор Виктор Воронцов.
Концерт – это зажигательные танцы в исполнении совсем юных танцоров и танцоров постарше из студии «Людмила» под руководством Л. Семеновой (Гатчинская Школа третьего возраста). На сцене – радуга их красных, зеленых, синих национальных костюмов, богато украшенных национальными орнаментами. Кстати, сарафаны карелы позаимствовали у русских женщин, а все остальное самобытное.
Удивительно гармонично, профессионально звучал женский хор лютеранского прихода. Особенно проникновенно была исполнена «Молитва» композитора Моозеса Путро.
А театральная сценка «Сватовство» в исполнении студентов Гатчинского педагогического колледжа, в очередной раз, показала мудрость карельского и финского народов: девушкам следует осторожно относиться к женихам, у которых «в санках только обещания…». Мужчины должны иметь ввиду, что «сватать надо раньше, в молодых годах жениться». Полезно женихов испытать, например, «щуку поймать, не забросив в воду невод».
Создала весеннее настроение Светлана Виноградова песенкой «Чики–чики–чи. Солнце дарит калачи!». Зрители постарше подпевали популярной в советское время финской песне с философским содержанием: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло».
Такие этнографические мероприятия как «Легенды Северных широт» необычайно полезны: они укрепляют дружбу между народами, замедляют процессы ассимиляции малых народов большими. Сегодня дети, женщины с карельскими или финскими корнями, рожденные в Гатчине, скорее всего, будут считать себя русскими, особенно, если отец русский. Сегодня в России примерно 125 тысяч карелов. 79 тысяч карелов живут в Карелии, где они титульный народ, хотя составляют всего 10%. По мнению ученых, карелы смогли ассимилировать вепсов (чудь, весь) и саамов. Но карелы - очень талантливый народ. «Калевала» написана на финском и карельском языках и входит в число величайших эпосов мира. Карелы близки по культуре и языку народу коми, марийцам, мордве, удмуртам, венграм, эстонцам и, конечно, финнам. Карелы живут рядом со славянами как минимум со середины 12 века. Во время Второй мировой войны немцы направляли ингерманландских финнов и карелов на принудительные работы в Финляндию, которая была союзницей Германии. После войны у этих народов был выбор – остаться в Финляндии или вернуться в Советский Союз. Вернулись все. Но сталинский режим позволил им поселиться в родных местах только в конце 50-х 60–х. Поэтому говоря об этом патриотическом народе я всегда бы уточнял – русские карелы, способные прощать обиды. Неужели мы позволим этому народу исчезнуть в 21 веке?
Ижора (ижорцы) насчитывали в 1926 году 16 тысяч человек. Сейчас – меньше 500 человек в России и 300 - в Эстонии.
Лучше дела обстоят с финнами. В Финляндии их 4650 тысяч. Но это меньше, чем население СПб. В Российской Федерации – финнов примерно 34 тысячи. Но, к сожалению, такие мудрые финские политики как У.К.Кекконен, остались в прошлом. Он понимал, что не стоит угрожать Советскому Союзу с населением в 250 млн человек, если в твоей стране меньше 5 миллионов. Лучше строить взаимовыгодные отношения. Сегодня Западная Европа заражена вирусом русофобии. Финляндия, точнее ее власти, закрылась от россиян, вступает в НАТО, пытается доказать, что Россия всегда подавляла свободолюбивый и цивилизованный финский народ. К сожалению, переведенные с финского лживые книжки продавались в наших магазинах. На самом деле, с 1809 по 1917 год Финляндия, входя в состав Российской империи, имела широчайшую автономию. Русский язык не был государственным, финнов не призывали в армию, у них были свои деньги играница с таможней. Думаю, что сегодня русские финны должны не только пропагандировать настоящую финскую культуру, но становиться народными дипломатами и разъяснять всеми возможными способами своим братьям по этносу правду о России и россиянах.
Разумеется, следует активнее перенимать у этнических соседей все самое лучшее. Давайте возьмем на вооружение трудолюбие, воспитанное у финнов протестантской религией. Протестанты считают, что спасение человека не в молитвах с утра до вечера, а неустанном труде и бережливости. Протестанты в России – активные борцы против злоупотребления алкоголем и нецензурной брани. Финны построили у себя в Финляндии действительно социальное государство, где богатые вынуждены делиться с бедными. А бедные в Финляндии богаче наших бедных. В нашей стране с бедностью чаще борются, подправляя статистику.
Протестантские (лютеранские) приходы на Гатчинской земле всегда поддерживались православными российскими императорами начиная с Павла I. Органная музыка в Гатчинских кирхах существенно обогатила нашу культуру.
Но, с другой стороны, нельзя слепо перенимать кажущиеся весьма прогрессивными идеи других народов. Закончу свой очерк трагикомической ситуацией, случившейся с нашим гениальным художником Ильей Репиным. Илья Ефимович женился по большой любви на Наталье Нордман. Она имела шведские корни, но родилась и выросла в Хельсинки. Она потребовала от художника отказаться от прислуги, так как люди равны и не должны кому–либо прислуживать. Поэтому Россия недосчиталась нескольких репинских полотен, так как художник вынужден был помогать жене на кухне. Наталья запретила мужу бить кнутом кобылу. Илья Ефимович вынужден был опаздывать к поезду по долгу убеждая упрямую лошадь сдвинуться с места. Если в доме заводилась мышь, финская жена художника нанимала за полтинник крестьянина, чтобы тот мышь изловил и не нарушая заповеди «Не убий» уносил в поле. Хитрый русский крестьянин, получив деньги, мышь уносил, но в кармане приносил обратно и так неплохо зарабатывал. Так что, давайте учиться друг у друга, не забывая, «что для русского хорошо, для немца - смерть!»


Геннадий Норкин, к.ф.н., доцент ГИЭФПТ, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств