Дом царской кормилицы
Тосненский историко-краеведческий музей называют еще Домом кормилицы. Почему? Чьей кормилицей была Мария Смолина, что она за это получила, и что это была за традиция на Руси?
Об этом и еще много подробностей из жизни Тосно 19-го века - в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Историко-краеведческий музей в Тосно - уникальный, единственный в России. Глаза разбегаются, сколько здесь всего интересного! Какие уникальные вещи здесь представлены! Антон Валерьевич, расскажите об истории этого дома и о женщине, которой он посвящен.
Антон Петров, заведующий Тосненским филиалом ГБУК «Музейное агентство»:
- Да, мы с вами находимся в уникальном месте. Это одно из самых старых зданий, сохранившихся в Тосно с середины 19-го века. Это бывший жилой дом. Он когда-то принадлежал семье Смолиных, и хозяйка Мария Андреевна была взята в царскую семью в качестве кормилицы маленького Ники, будущего императора Николая II.
Галина Паламарчук:
- А сама она родила 8 детей?
Антон Петров:
- Да, хозяйка была мамой восьми детей. После рождения второй дочки Елены, это произошло в мае 1968 года Мария попала в списки потенциальных кормилиц будущего Николая II. Это была интересная традиция, когда в семью приглашали кормилицу. Можно сказать, это было настоящим феноменом дореволюционного быта, потому что мамы, как правило, в богатых семьях сами не кормили детей. Приглашали всегда кормилицу. Самой знаменитой кормилицей в отечественной культуре была Арина Родионовна. Она изначально в семью пришла именно как кормилица, для вскармливания малыша. И только потом стала одной из самых известных нянь в нашей отечественной культуре. И Мария Андреевна, хозяйка этого дома, тоже стала кормилицей, достаточно известной. Самое важное, что она стала первой кормилицей для Николая Александровича, потому что первых кормилиц особенно ценили. Ведь первые дни и месяцы - самое хрупкое время в жизни человека. И если престолонаследника доверяли такой женщине, то для нее это потом становилось возможностью изменить свою жизнь и стать очень близкой частью царской семьи.
Галина Паламарчук:
- Она получала какие-то подарки?
Антон Петров:
- Конечно, у нее был целый пакет привилегий. Во-первых, это была, как бы сейчас сказали, единовременная выплата. И у нас есть архивный документ, он располагается в витрине, в котором написано, что Марии Андреевне, когда ее забирали из этого дома, положена выплата 183 рубля 77 копеек. По тем временам это очень большие деньги. Мы недавно обнаружили этот документ. Внизу есть ее подпись, что она этот документ получила, то есть сумма эта ей была выплачена.
Галина Паламарчук:
- А изображение Марии сохранилось?
Галина Паламарчук:
- Да, безусловно. У нас во второй витрине это фото крайнее слева. Мария Андреевна на нем в достаточно пожилом возрасте. Есть еще предположительно ее фотография с детьми. Но эта фотография у нас атрибутирована как именно предположение, что это Мария Андреевна. Точно мы знаем, что на фотографии, где она в пожилом возрасте сфотографирована с дочкой, с невесткой и внучкой Лидией, которая впоследствии, уже будучи пожилой, передала нам часть важных предметов. Один из них, конечно, пояс. Согласно легенде, сам Александр III подарил эту вещь хозяйке дома Марии Андреевне. Это пояс от ее наряда кормилицы. Он обязательно полагался к костюму в традиционном стиле с кокошником и сарафаном.
Вообще каждый человек раньше обязан был носить пояс. Выражение «распоясаться» раньше в буквальном смысле слова означало, что человек не носит пояс. А пояс имел много важных функций. И у кормилицы он, конечно, тоже обязан был присутствовать. Наш пояс - с серебряными нитями, вещь середины 19-го века, очень важная, мемориальная. Конечно, это центральный экспонат нашего первого зала и вообще экспозиции «Дом царской кормилицы».
Галина Паламарчук:
- Какие еще подарки предполагались для кормилицы?
Антон Петров:
- Во-первых, у них была хорошая пенсия, даже несмотря на короткие сроки работы. Некоторые из них получали по тысяче рублей в год. По тем временам это огромные деньги.
Галина Паламарчук:
- По тысяче рублей в год всю жизнь?
Антон Петров:
- До революции им была положена так называемая пожизненная пенсия, такое пособие от государства. Нашей Марии Андреевне полагалось сумма в 25 рублей. Некоторые источники называют от 25 до 100 рублей. Внучка пишет, что пенсию положили 25 рублей. Она выплачивалась, можно сказать, как квартальная премия, раз в 3 месяца. Это было очень хорошее подспорье для семьи Смолиных: они содержали здесь обширное хозяйство. Внучка пишет, что у них была здесь гостиница, то есть, постоялый двор, магазин. Сами они жили в деревянной пристройке, она, к сожалению, не сохранилась. В общем, Смолины были предприимчивыми. Они были потомками ямщиков, а ямщики, как известно, был народ не то, что зажиточной, но умеющей копить и зарабатывать.
В отдельной витрине представлены предметы - бусы, кошелек, духи. Что-то подобное часто дарили кормилицам. В знак внимания и благодарности за их службу часто принято было дарить именно янтарные бусы. Это, можно сказать, визитная карточка любой кормилицы. Считалось, что янтарь хорошо влияет на ее здоровье. А ведь кормилицу старались задабривать, следить за ее психологическим состоянием, чтобы, не дай Бог, у нее не пропало грудное молоко. Ведь именно за это кормилицы отвечали.
У нас в витрине №4 есть важнейший архивный документ. Это копия журнала посещений Александровского дворца. Дело в том, что кормилицы имели право посещать своих воспитанников, даже уже взрослых императоров на 3 самых важных праздника в году: именины, Пасха и Рождество.
Например, именины были у Николая II в 1907 году, он был в Александровском дворце, и Мария Андреевна Смолина посещала Николая II, когда ему было уже 40 лет.
Историки пишут о разных случаях, связанных с этой традицией. Забавный случай был у Александра III, у отца Николая II: к нему приходила кормилица Екатерина Лужникова, она была в пожилом возрасте. Александр III знал, что она любит пастилу «Бликен Робинсон» известнейшей кондитерской фабрики Санкт-Петербурга. И этот подарочек положили под елку в самый низ. Поскольку кормилица была старенькая, ей было тяжело нагибаться, Александр III сам, будучи уже взрослым солидным императором, с сигарой во рту полез за этой коробкой и, как говорят, чуть не спалил дворец.
Кормилицы пользовались привилегированным, статусным положением вплоть до революции 1917 года. Мы являемся уникальным музеем, который единственный в России рассказывает эти истории.
Галина Паламарчук:
- Если кормилицы отвечали за естественное вскармливание, то как же происходило искусственное?
Антон Петров:
- В витрине №5 мы видим рожки для искусственного вскармливания.
Мы можем увидеть их два типа. Один из них сделан из коровьего рога. С помощью таких рожков еще на заре человечества осуществлялось искусственное вскармливание. А рядом 3 рожка, сделанные из стекла - это дорогой вариант, не все семьи могли себе их позволить.
В двух последних витринах нашего подиума представлены предметы для рукоделия. Помимо кормления малышей женщины, девушки отвечали раньше за изготовление одежды. Первым делом, чему раньше учили девочку с шести лет, это искусству изготовления нити. Раньше это происходило с помощью веретена.
У нас представлены необычные предметы, как, например, коклюшки. Очень тонкая работа – плетение на коклюшках. В руках мастерицы получались настоящие произведения искусства. Согласно воспоминаниям внучки, ее бабушка, та самая кормилица Николая Александровича, искусно владела всеми этими инструментами, техниками и приемами.
В подтверждение моих слов можно увидеть одежду на манекенах и в шкафу. Это все осталось со времен хозяйки этого дома и было сделано ее руками. Обратите внимание, что красной ниткой вышиты две буквы. Это инициалы хозяйки этого дома Марии Смолиной. Она как автограф оставила.
Безусловно, у каждой царской кормилицы был собственный костюм. У нас представлен типологический наряд кормилицы того времени. Можно предположить, что Мария Смолина в таком костюме приходила кормить будущего Николая II. Как правило, костюм состоял из кокошника, передника хлопчатобумажного, далее мы видим сарафан голубого цвета, внизу серебряный позумент и ситцевую нижнюю рубаху. Обратите внимание, что костюм кормилицы украшают красивые бусы. Они не янтарные, в данном случае, жемчужные. Есть огромное количество фотографий конца 19-го - начала 20-го века, где кормилицы с ребенком на руках позируют модным фотографам того времени. И у каждой из них всегда в несколько рядов были бусы. Почему так было? Потому что это была первая игрушка, с которой знакомился ребенок, когда находился на коленях у кормилицы. Так он познавал мир. Есть еще одна интересная особенность у костюмов кормилицы. Считалось, что если кормилица ухаживает за мальчиком, то ее кокошник синего цвета. А если за девочкой – розового.
Первых кормилиц особенно ценили, они участвовали в процессе крещения. Мы можем увидеть в витрине сундук с крестильным платьем. Оно было универсальным, подходило для ребенка любого пола.
На фотографии мы видим императрицу Марию Федоровну, маму Николая Александровича. И если мы с вами посмотрим внимательно на его одежду с точки зрения современного человека, то увидим, что он как будто в платье для девочки. Раньше, как правило, детской моды долгое время не существовало: и мальчики, и девочки носили похожую одежду.
Галина Паламарчук:
- Завершая этот разговор, верно ли, что Мария Смолина пострадала за то, что она была первой кормилицей царя?
Антон Петров:
- Да, существует версия, что Марию Андреевну, к сожалению, постигла репрессия после революции, и ее расстреляли большевики.
Галина Паламарчук:
- И это произошло не здесь?
Антон Петров:
- Это произошло в Тосно. Но пока мы работаем в этом направлении, пока это «темное» пятно семьи Смолиных. Это целая задача для исследования, для наших работников, потому что это только версия, официальных документов, подтверждающих факт самого расстрела, пока нам не удалось найти.
Теперь мы находимся в бывшем жилом доме. Основная задача хозяйки была еще в том, чтобы накормить семью. И вот мы переходим во второй зал. Он называется у нас «Кухня в доме царской кормилицы». Обратив внимание на печку, понимаем, что, действительно, здесь была кухня. Семья была большой, готовили много.
Галина Паламарчук:
- Здесь много интересных предметов, но мое внимание привлекла картинка за окном – вернее, ее имитация. Это изображение Московского тракта?
Антон Петров:
- Это видео-инсталляция «Окна главной дороги России». Дело в том, что Тосно очень удачно расположен. Сейчас наш город объезжают те, кто путешествует из Санкт-Петербурга в Москву. А, начиная с эпохи Петра, все проезжали Тосно - начиная от императоров, императриц и заканчивая простыми людьми. Это был главный тракт.
Мы видим историю, которую создали в анимационном ролике: как перевозят ямщики людей туда-сюда, от станции до станции, как меняются времена года. Конечно, Тосно развивался благодаря этой дороге. На самом деле, первые упоминания о Тосно приходятся на 1500 год. Мы были частью Новгородской земли, потом 100 лет до Петра - частью шведской земли.
В эпоху великого русского императора, когда мы вернулись в состав России, здесь началась настоящая жизнь. Одним из символов Тосно до сих пор является подкова. Потому что, начиная с 1714 года, здесь вся жизнь была связана с дорогой, которую достаточно быстро построили. Здесь проезжали люди, а некоторые останавливались.
Город Тосно получил свое название благодаря речке. У нас есть Тосна - тесная, узкая река. Первые поселения строились, как правило, на реке, и в этом случае тоже так получилось.
Вернемся в инсталляции. В левом и в правом окне мы видим железную дорогу. Это закат Ямской слободы середины 19-го века. Прошел через Тосно первый паровоз. И, собственно, жизнь в Тосно начинает меняться. Ямщики, которые здесь были, можно сказать, королями на протяжении полутора веков, потихонечку уходят с историческое сцены. Но они не растерялись: ямщики переходят работать на железнодорожную станцию, которая сформировалась в Тосно в 1851 году. Одна из первых улиц в Тосно так и называлась - Станционная, а сейчас Советская.
Галина Паламарчук:
- Мы находимся все-таки на кухне. Давайте поговорим о предметах, которые вы здесь разместили.
Антон Петров:
- Очень важную роль здесь играет стол, за которым собиралась вся семья. В центре – самовар и атрибут русского чаепития калач. Для ямщиков и вообще для жителей Российской империи, можно сказать, калач - это настоящий фастфуд, это возможность быстро перекусить. Но посмотрите, какой он формы – сумочка. За ручку человек его держал и ел. У нас есть выражение «дойти до ручки». В нашем современном языке оно обозначает некое сложное психологическое состояние. А раньше оно всегда обозначало голодную стадию человека, когда он готов дойти и есть эту самую ручку, которую только что до него держали грязными руками. Приличный человек никогда эту часть не ел. Он ел всегда низ этой сумочки-калача, а ручку отдавал беднякам, собачкам. Но если уж он ее ел, то говорили, что дошел до ручки. Вот такая история, очень интересная.
Галина Паламарчук:
- Посмотрим, что хранится в буфете.
Антон Петров:
- У нас много интересных экспонатов. Некоторые из них легко угадать по назначению, а некоторые достаточно сложно. Например, есть у нас такая подставка для десертных ножей. Если на нее посмотреть, то мы можем увидеть небольшое отверстие, куда эти ножи, собственно говоря, и вставлялись. Есть, например, у нас ножницы фирмы Золинген, они были нужны для вскрытия вареных куриных яиц.
Обращу внимание на «Поваренную книгу» с рецептами: каких только рецептов в ней нет! И «лещ с хреном и яблоками», и «солянка рыбная», и «рыба, начиненная кашей» В книге всегда оставалась часть, где можно было дописать что-то.
Буфет наш интерактивный, в нем есть столовые приборы. Некоторые из них легко угадать - они практически не изменились. Есть, например, манш-а-жиго - это приспособление для удержания бараньей ноги при нарезке: винт откручивался и закручивался, и туда вставлялась косточка от баранины. Тогда все было продумано до мелочей. Есть еще любопытный предмет - машинка для чистки вишни.
Галина Паламарчук:
- Откуда появляются предметы в музее?
Антон Петров:
- Что-то нам приносят в дар, когда экспозиция развивается. Среди них такой вариант миксера, называется сбивалка. Здесь был постоялый двор, и нужно было много готовить. И такие технические новинки выручали хозяйку. С точки зрения нашего восприятия, например, удобнее и проще самому почистить вишенку. Но если это готовилось в большом количестве, то различные приспособления помогали. Это были предметы гордости любой хозяйки, потому что тогда они только появлялись. Это была новинка, а здесь жила, повторюсь, непростая семья. Мария Смолина ездила к Николаю II три раза в год. И, естественно, такие вещи она могла себе позволить.
Есть еще любопытный экспонат - машинка для чистки яблок: вот сюда закрепляли яблоко, а нож по кругу очищал кожуру.
Яблоки продавали в соседнем зале, где у нас находится торговая лавка. Давайте пройдем.
Галина Паламарчук:
- Что мы видим? Конечно, счеты, весы, потому что товар надо было взвесить, потом рассчитать покупателя. Баночки различные - для чая, для какао, графинчики, самовар. Много ёмкостей, в которых хранились те товары и продукты, которыми торговала лавка.
Антон Петров:
- Совершенно верно. Здесь можно увидеть баночки с чаем и всевозможные какие-то мелочные полезные вещи. Здесь есть и хлеб, и свечки в одной из ячеек, и уксусные эссенции в маленьких баночках. Наверху шляпная коробка, кофемолка, банка для печенья, банка для монпансье. Это, действительно, все продавалось и было популярно.
Конечно, вся жизнь крутилась вокруг этого прилавка. В центре стоят весы, это весы французского типа, изначально их придумали именно там, они назывались системой Беранже. А вот единицей измерения массы в дореволюционной России были фунты. Один русский фунт весил 409,5 грамма. Почему не 400, не 450? Такая неудобная мера по нынешним временам. Но все раньше мерялось в фунтах. Мы можем поставить по фунту на наши весы, и через какое-то время носики уточек сравняются. Вторым популярным названием этой системы весов было «уточные весы». В советские годы их еще так называли.
Конечно, лавка это не только магазин, это место для общения. Здесь за столом собиралась публика, любили обсуждать новости, сплетни, пить чай из красивого самовара фирмы Боташева.
На столе есть необычный интересный предмет с ножами, а между ними зажат кусочек белоснежной сахарной головы. У наших предков было несколько способов пить чай. Один из них назывался «в прикуску»: кусочек сахара зажимали между зубами и пили с ним чай по два-три часа. А еще был способ пить чай «в приглядку»: это когда вся семья чай употребляла без сахара, а сахарная голова стояла на столе, и вся семья смотрела на нее и пила чай.
Жизнь была суровой, но интересной. Здесь на столе есть необычная колбочка стеклянная - это мухоловка. Мы находимся в магазине, и здесь много съедобных вещей, а летом от насекомых было сложно спастись. В колбочку через горлышко наливалась вода, она стекала по стеночке и попадала в этот отсек. Вода была специально приготовленная, это могло быть что-то наподобие сваренного компота, какая-то сладкая вода, на которую слетались мухи. Муха залетает снизу и попадает в этот отсек. А выбраться уже не может, потому что она в ловушку попадает.
Здесь есть интересный буклет, его можно полистать: это каталог фирмы «Товарищества Абрикосова», его продукция продавалась по всей стране. Баночки именно этой марки представлены в витринах. Сейчас это экономическое общество называется «Концерн Бабаева»: Бабаевский шоколад – это наследник шоколада Абрикосова. На 51-й странице есть интересный факт, что на самом деле киндер-сюрприз был известен еще в начале 20-го века. Это не новое изобретение, а хорошо забытое старое. Просто оно было запатентовано позже.
Галина Паламарчук:
- Что для вас самое важное в музее?
Антон Петров:
- Посетители и экскурсии. Когда посетители приходят в музей, сразу все оживает, наполняется жизнью. Самый популярный вопрос: как же Мария Андреевна, хозяйка дома, оставила своего ребенка? То есть, разрешали ли ей брать с собой своего ребенка? Тем более, что у нее как раз только что родилась дочка.
Галина Паламарчук:
- Наверное, она взяла с собой дочь?!
Антон Петров:
- А вот как раз нет. Как правило, не разрешали брать собственных детей во дворец. Это было тяжелое время для хозяйки. С одной стороны, она получала привилегированный статус: подарки, пенсию, а с другой стороны, ее собственное дитя, которое она только что родила, оставалось вдалеке от нее. И это, можно сказать, становилось проблемой для родственников: мужа, многочисленной родни. Такая непростая была ситуация…
Галина Паламарчук:
- Мы желаем удачи вашему музею, развития, чтобы было больше посетителей, у которых будут интересные вопросы.