Броня крепка, и танки наши быстры, и наши люди мужества полны. Часть 1
Во Всеволожске открыт частный музей «Битва за Ленинград» имени Зиновия Колобанова - это комплекс выставочных залов и ремонтных мастерских. Постоянные выставки музе посвящены героической обороне Ленинграда, где представлены артиллерия, танки, самоходные орудия, трактора, тягачи и множество других экспонатов, рассказывающих о войне и военном быте. Об этом – в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- В чем уникальность этого музея? Как вы это сформулируете?
Кирилл Костюкович, научный сотрудник музея «Битва за Ленинград» имени З.Г. Колобанова:
- Идея музея заключается в том, что техника здесь не просто экспонат, не просто макет, а настоящая машина, которая участвовала в боях за Ленинград, погибала за наш город. Техника, в основном, восстановлена: каждая машина - из трех-четырёх экземпляров другой техники. Получаются ходовые единицы, которые принимают участие в мероприятиях на территории Ленинградской области.
Вся техника, которая здесь находится, ремонтируется и реставрируется именно здесь, в стенах нашего музея, в наших мастерских. Это самое главное. Сейчас практически вся эта техника на ходу, кроме пары единиц.
Галина Паламарчук:
- Когда мы идем по экспозиции музея, видим, как развивалась техника на протяжении войны?
Кирилл Костюкович:
- Да, конечно. Мы начинаем с самого раннего периода становления советского государства и доходим до того, что страна научилась выпускать в конце Великой Отечественной войны. Мы видим, какие усилия были вложены в создание этой техники, и как она развивалась в дальнейшем, как менялась технология. как упрощалась в производстве. Вспомним, кто у нас работал на заводах в войну? Это были старики и женщины, подростки. Облегчение, естественно, было необходимо.
Страна воевала и развивала технику, и даже в такое сложное время были придуманы новые типы вооружения, даже в блокадном Ленинграде, где не только производили танки.
Галина Паламарчук:
- Почему музей «Битва за Ленинград» носит имя Зиновия Колобанова?
Кирилл Костюкович:
- Это человек, спасший Ленинград, и это не просто слова. Посмотрите историю развития событий под Ленинградом: сначала бои на Лужском рубеже, потом - Красногвардейский укрепрайон. Именно бой Колобанова, тот день в августе 1941-го, по сути, спас не только Красногвардейск (ныне Гатчину), но и облегчил судьбу Ленинграда.
Судьба города висела на волоске. В те дни - 19 и 20 августа 41-го -мы лишили немца не только времени на прорыв, но еще и уничтожили большое количество танков в один день малым количеством наших экипажей, наших доблестных защитников. И немец, потеряв время, изменил планы: на Красногвардейск сразу не пошли, решили добивать лужских ополченцев.
Самое главное, что в городе с населением 2,5 миллиона человек не случилось городских боев. Да, случилась блокада, но город остался нашим.
Слава богу, все танкисты выжили после того боя. Их заслуга: маленький бой привел к тому, что был получен стратегический успех.
Галина Паламарчук:
- Пойдемте по вашему музею. Переходим сначала в зал становления Советского Союза?
Кирилл Костюкович:
- Вспомним, что была тяжелая Первая мировая война, которая привела к смерти многих империй: Австро-Венгерская, Османская, Российская империи перестали существовать.
Огромное количество жертв мужского населения. У нас страна какая была? Заводы - мужчины работают, в полях - мужчины работают. Мужчина - кормилец в семье. Представьте, миллионы покалеченных и убитых. Потери катастрофические после Первой мировой. И сразу же начинается гражданская война, которая еще страшнее, потому что уже добиваются оставшиеся. Новое поколение уничтожает себя в этом горниле сражения.
В Гражданскую войну было большое количество оккупантов, интервентов: Англия, Франция, США, Япония Россию грабили, уничтожали заводы, цеха.
К чему пришли? Нет рабочей силы, которая может танки строить, нет умов, которые могут эти танки придумать.
На основе трофейных танков, которые мы захватили, разрабатываются первые танки. У нас появляется шаровая установка под пулеметы - например, на танках французских, английских такого еще не было. Даже шагаем вперед. Хоть танк, по сути, и не отличается особо: конструкция почти та же самая.
Галина Паламарчук:
- Вот мы как раз видим такой танк. Он легкий?
Кирилл Костюкович:
- Да, это обычный легкий танк. Он весит всего лишь порядка 5 тонн. Тогда еще пушки не изготавливаются под эти танки, их ставят с эсминцев, со списанных кораблей, прицелов вообще никаких нет. Есть просто смотровые щели, нет никаких зеркал, оптики. А прицел у пушки - просто труба.
Галина Паламарчук:
- Его можно считать первым советским танком?
Кирилл Костюкович:
- Да, это первый советский танк собственной постройки, применены полностью советские разработки.
Еще я скажу такую интересную вещь, что первые танки были на болтах. Настолько сильно выкосило рабочие руки в стране за две войны, за почти 10-летие тотального уничтожения, что пришлось первые танки строить на болтах, потому что не нашли 50 человек из 100-миллионной страны на изготовление клепок. Неужели клепка - такая тяжелая технология? Да нет же, у нас мосты стоят все в клепках, все корабли тоже в клепках.
Какое же время тяжелое было! Кем же это все было построено! По сути, энтузиастами и теми, кто хотел вооружить свою страну!
Это не просто первый советский танк, это, прежде всего, большая необходимость: у всех противников есть танки - у нас их нет. Надо вооружить армию. Эти первые версии танков производятся до 30-х годов, пока не устаревают. Но их используют иначе.
Как вы знаете, у нас было большое количество укрепрайонов. Например, Лужский рубеж, линия Сталина начиналась с Ленинградской области, проходила по Кингисеппскому району с акватории Финского залива по акватории Черного моря - 1835 километров. Это несколько раз до Берлина и обратно.
Такие танки вкапывались землю и, так сказать, были огневыми точками. По-моему, только у Кингисеппского района больше 30 таких машин.
Галина Паламарчук:
- Чем же знаменит Т-26? И почему он забыт?
Кирилл Костюкович:
- Это самый массовый танк перед войной. На 1941-й год - у нас 12 000 экземпляров танков. По всей стране было произведено 22 000 таких танков различных версий и модификаций.
В первых пограничных сражениях, как и весь первый год войны, мы будем терять большое количество танков, потому что это устаревшие конструкции.
Броня танка - 15 миллиметров, это катастрофически мало. Достаточно тяжелая и страшная ситуация будет с этими машинами и с людьми, которые сидели за рычагами. Они героически и доблестно защищали свою родину и погибли в бою.
Здесь у нас проходит так называемая граница: прошло всего лишь 15 лет с 1925 года. 1940-й – это год принятия на вооружение двух тяжелых танков - танка Т-34 и танка КВ-1, названного в честь Климента Ворошилова. КВ-1 всегда будут называть сверхтяжелым танком, потому что это единственный танк в мире, несущий противоснарядное бронирование, тяжелый по массе и с мощным орудием. Этот танк - настоящий бегемот.
А танк Т-34 средний, но это тоже инновация. Страна всего за 15 лет достигла таких высот. Мы первая страна в мире, которая в танковой отрасли стала делать наклон брони, что немаловажно.
На танке Т-34, который стоит у нас в музее, остались следы, настоящие боевые раны - это рикошет, потому что броня имеет наклон. 45 мм брони - это в 3 раза уже толще, чем у Т-26.
Конкретно этот танк как раз из трех или четырех машин был собран, это настоящий танк, который бился в первых попытках прорыва блокады Ленинграда, он участвовал в атаках. Танк прорывной с мощной пушкой. Единственная «болячка» в нем - это его ходовая часть, трансмиссия. Многие танки будут потеряны по технической неисправности.
Танк КВ-1 - гордость не только нашего музея. Он на ходу, восстановлен. У него большая история. Это и гордость Ленинграда: единственный танк, который производился только в Ленинграде до войны. Завод начали эвакуировать за Урал, только когда поняли, что Ленинград будет в блокаде, подвергнется вражеским обстрелам. Но это не значит, что завод не работал. На самом деле, за четыре года блокады произвели 44 танка КВ-1.
Это очень тяжелая машина, и в условиях, когда нет железа, когда производственные мощности уже не те, произвести такое количество танков - это надо уметь! Еще больше - 250 машин - было отремонтировано. Это все ленинградцы делали!
Галина Паламарчук:
- А это что за танк?
Кирилл Костюкович:
- Этот танк - участник боев на Невском пятачке. Это плавающий танк Т-34, они на тот момент не служили в армии, они были учебными машинами, шли как способ поддержки пехоты, потому что тяжелые танки было не переправить под ураганным огнем, а эти плавают, они могут выдвинуться на противоположный берег, могут припасы довезти и патроны.
Галина Паламарчук:
- В чем особенность конструкции?
Кирилл Костюкович:
- Он большой, внутри широкий и пустой, броня совсем тоненькая - такой поплавок: сам он не держится на воде, а плывет за счет того, что у него есть гусеницы.
Галина Паламарчук:
- Идея создания такого плавающего танка в чем состояла?
Кирилл Костюкович:
- Машина для разведки, для преодоления водных преград, как у нас сейчас БМП. По Европе большое количество водных преград, мосты могут быть разрушены. Для разведки - например, быстренько проплыть, посмотреть, где можно высадиться для поддержки десанта.
Дальше мы видим машину Т-38 - это уже наша разработка на основе купленного английского танка «Карден Ллойд». Кстати, танки Т-38 в годы войны производились также в Ленинграде на Ижорском заводе.
Интересна история и другого танка. Положение войск на Невском пятачке было ужасающее. В ноябре туда прибывает наш танк КВ-1. На тот момент там стоит -30 градусов морозов каждый день. Воюет Ленинградский фронт, а это блокадники - те, кто не доедает. Тяжелейшие условия для организма. И этот танк в боях теряет двигатель, обогреваться экипажу внутри нечем. Танк вымерзает насквозь, но он стоит крепостью, стоит неподвижно, обстреливает противника, потому что все понимают: если пушка стреляет, они еще живут. Танк к себе противника не подпускает. Тяжелую башню крутить в таком холоде, в -30, заряжать снаряды – это больше, чем героизм. 15 февраля танк было решено отправить в эвакуацию вместе с белым ленинградским. Но перед этим истощенные люди без какой-либо технической помощи, при помощи одной лебедки снимают тяжелую пушку, которая весит больше 500 килограммов, на простреливаемой насквозь территории, и ставят ее на другой танк, чтобы он мог продолжать битву.
Оба танка затонули – лед треснул. В советское время танк подняли, увидели, что он без пушки. Вот на такой героизм в сложнейших условиях были способны наши люди, защитники Ленинграда.
Галина Паламарчук:
- Мы видим танки Т-60 и Т-70 - это уже новое поколение советских танков?
Кирилл Костюкович:
- Т-60 - танк пехотинец: быстрый, маневренный, ловкий, с мощным авиационным пулеметом 20-го калибра. Эти качества делают из него настоящего Терминатора на поле боя. При правильном использовании машина реально шороха наведет как на передовой, так и в тылу противника, разрезая коммуникации, как это будет в 1943 году, когда фронт будет оттягиваться уже на Запад. Многие танки Т-70, Т-60 будут идти по лесам, по болотам, проходить прямо в немецкие тылы и давить отступающие фашистские колонны.
Интересная деталь – эти танки производятся на автомобильных заводах, и танковую промышленности не напрягают. Их произведут 11,5 тысяч с 1941-го до 1943-го года. В момент войны произвести за какие-то полтора года столько танков! Еще один подвиг, трудовой!
Галина Паламарчук:
- Их задача - пробраться к линии противника и подавить огневые точки?
Кирилл Костюкович:
- Да. По сути, вместе с пехотой наступать. Он с пехотинца ростом, это сложная цель для немецкой противотанковой артиллерии. Он хорошо маневрирует, поэтому в него сложно попасть.
Они нужны, чтобы подавлять немецкие противотанковые средства и пулеметы, поддерживать пехоту огнем. Иногда они пушки за собой таскали, чтобы пехота шла в бой с этой пушкой и с прикрытием. Настоящая рабочая лошадка Красной Армии.
Проблема - их неправильное использование. Сколько этих танков погубили, когда они шли против тяжелых танков - это смерть. Минус этого танка - бензиновый двигатель, он горит в секунду.
У нас все танки уникальные: у каждого либо своя история, либо своя модернизация. Например, новая модернизация танка – огнеметный. Вместо пулеметной точки у него стоит огнемет.
Это танк погиб в районе Синявинских высот в одном из очередных штурмов серьезной укрепленной точки противника. Там было такое количество всевозможной противотанковой артиллерии, что прорвать ее было очень сложно. По сути, это не один танк, это сразу 6 машин того боя. Там есть «железная дорога»: она так называется не потому, что там железка проходит, а потому что там все усыпано останками танков.
Галина Паламарчук:
- То есть вы из шести танков собрали один?
Кирилл Костюкович:
- Даже иногда из 8 машин собираем. Собран танк не совсем правильно, если смотреть по заводу - «Красное Сормово» (завод 112). По ходовой части он не очень собран, это скорее интерпретация того, что танки ремонтировались на дополнительных заводах, в ремонтных мастерских. Там и катки переставляли, потому что другие были перебиты.
Танк показывает всего один бой, за который заплатят большим количеством жизней - это цена прорыва блокады, уничтожения противника, это цена той самой победы.
Надо поговорить о танке Т-70 - тоже легкий, но у него пушка не автоматическая, а 45-миллиметровая.
23 октября 2023 года был День освобождения Мелитополя, и мы собрали и отправили туда на своем ходу танк, который был доставлен к нам из Мелитополя. Он стоял там на том месте, где был захоронен его экипаж. Этот танк первым ворвался в город при его освобождении 23 октября 1943 года. Он был уничтожен вместе с экипажем, на нем до сих пор остались смертельные раны. Когда танк сюда привезли, он был в катастрофическом состоянии: днище полностью сгнило, ходовая часть не работала, двигателя внутри не было. Это просто была коробка, корпус, задняя часть отвалилась. Все пришлось переделать и ставить его на ход, но наши ремонтники не стали заделывать его «смертельные раны» - «чтобы помнили». Танк своим ходом вышел из наших мастерских.
Галина Паламарчук:
- Сколько времени вам для этого понадобилось?
Кирилл Костюкович:
- В конце мая к нам пришел, а в октябре мы его отправили. 20-го октября наш ремонтник на этом танке проехался по Мелитополю. Надеемся, что он не будет стоять на постаменте, потому что потеряется смысл проделанной работы. Его не просто отреставрировали, его поставили на ход, дали жизнь новому танку, хотя его экипаж уже 80 лет как мертв. А вот машина ожила.
Галина Паламарчук:
- Пойдемте по музею дальше.
Кирилл Костюкович:
- Здесь у нас 120-миллиметровой миномет стоит, эти минометы до сих пор применяют. Конструкция простая, понятная. Мощность снаряда сравнима с бомбой небольшого калибра. И, кстати, дальность позволяет бить на 7-8 километров.
Вот еще один танк Т-34 того же самого харьковского паровозостроительного завода, который был эвакуирован на Нижнетагильский завод, нынче УВЗ, и до сих пор производит танки. Это уже лето 1942 года - танк символизирует именно трудовой подвиг человека. Даже в тяжелейших условиях войны, эвакуации, когда все оборудование едет сотнями эшелонов в различное время, когда оно еще не поступает нормально – был изготовлен танк, когда металл сваривается по новой технологии, что дает прирост прочности в 5 раз и скорость производства. Танки начинают реально массово производиться.
Теперь попрошу вас пройти к еще одному Т-34. Его уникальность опять в его истории. Эта машина воевала в сентябре 41-го у деревни Карбусель, когда встала блокада Ленинграда, и первые машины пытались прощупать противника, пошли в разведку боем лесной дорогой. Эта машина потеряла ход. Была вторая, которая шла следом. Второй экипаж 11 дней пытался эвакуировать эту машину, но не получалось. Все эти дни они сопротивлялись противнику, а экипаж машины не покидал ее, они вели ожесточенное сопротивление, уничтожили до роты пехоты, несколько пулеметов, минометов, несколько грузовиков, автомашин. Единственная дорога в том районе была в лесу, кругом болота. Машины пытались проехать и попадали под обстрел танка.
Представьте - сидеть в этой машине ночью, когда ничего не видно, а приходят немцы, стучат в люк, хотят забраться к вам на танк, пытаются поджечь, облить топливом. И вам надо разворачивать пушку и вертеть ею, чтобы немцам неудобно было даже стоять.
Представьте, по сути, в мышеловке сидеть 11 дней и ночей! Утром приезжал наш танк, который завозил снаряды, припасы. Увы, за 11 дней не смогли эвакуировать экипаж - немцы более выгодную позицию заняли и начали его методично расстреливать. Броня была настолько хорошая, что ее пробивал бронебойный снаряд только большого калибра. Они пробили, конечно же, через какое-то время танк. Там баки с маслом, с горючим. Танк взорвался.
Вот такие у нас были люди, и так они стояли за свою Родину, до последнего сопротивлялись.
Галина Паламарчук:
- Почему же танк не эвакуировали?
Кирилл Костюкович:
- Причина банальна - не было тягачей, не было тяжелого трактора, чтобы его вытащить. Не смогли обеспечить эвакуацию машины, спасали экипаж, но не успели.
Здесь у нас другой Т-34 со своей уникальной историей - танк Сталинградского завода конца 1941 года. Машина интересна своей задней частью. Я здесь обычно детям говорю: посмотрите, сколько раз немцы по ней попали. Есть легенда, что танк этот стоял к противнику кормовой частью, развернув башню, и отражал немецкий штурм.
Вспомним историю Второй ударной армии, которая была запечатана в новгородских болотах, у них не было припасов, а тем более топлива. Машины на остатках топлива ставили к противнику кормовой частью: если пробить лобовую броню, то экипаж погибает, а если будет пробита броня, где есть двигатель, эти 2-3 метра жизни вас спасут, дадут побольше стрелять по противнику, нанести ему значительный ущерб. Были такие случаи, когда наши танкисты ценой не просто своей жизни стояли, но еще и смекалку использовали, чтобы подольше прожить, чтобы сопротивление оказывать.
Галина Паламарчук:
- Когда знакомишься в деталях и подробностях, начинаешь об этом задумываться, конечно, поражаешься мужеству наших защитников.
Кирилл Костюкович:
- Это мужество, о котором мало говорят. Это тот внутренний стержень, который держит солдата, который дает ему силы. Это сверхчеловеческие усилия, которые я даже не представляю себе.