Запах пороха и гром орудий: в Гатчине реконструировали "Брусиловский прорыв"

Всюду запах пороха и гром орудий. 1-й день сражений, а австрийская армия уже испытывает на себе всю мощь русского артиллерийского огня. Примерно так все происходило 4 июня (по новому стилю) 1916 года. Только солдат было не 150 человек как сейчас, а десятки тысяч с обеих сторон.
Общество
14 августа 2017 18:07
597
«Брусиловский прорыв» – несомненно самая успешная операция русской армии за время Первой мировой войны. Противостояние Юго-Западного фронта и австро-германских войск, которое век назад зАняло не одну неделю, здесь — на поляне недалеко от парка «Зверинец» — разворачивается за час. Полностью в атмосферу тех лет зрителей, конечно, не погрузить. Но за 60 минут по полю успевают пронестись и пехота, и конница, и даже бронетехника. И хотя последняя – всего лишь копия (внутри у них – ни одной подлинной детали), зрелищности сражению это ничуть не убавляет:
«Мы показываем один небольшой возможный бой, который мог состояться в рамках того, как проходил Брусиловский прорыв. Реконструкторов — порядка 150-ти человек, несколько единиц артиллерии, броневики с артиллерийскими установками, пулеметы, небольшой состав конницы с немецкой и российской сторон (6 специально обученных лошадок). Скажем так, для наглядности мы расскажем об этом немножко: как это происходило, как этим оружием ковалась победа и как русские и противостоящие войска в таких баталиях участвовали. Я думаю, есть, что посмотреть», — говорит руководитель направления военно-патриотической работы региональной общественной организации «Пересвет» Алексей Пальчех.
В 1916-м, чтобы запутать неприятеля, Брусилов предлагает развернуть наступление на 4-х участках: от Луцка до Черновцов. Идея — из разряда «ноу-хау», поскольку противоречит правилу полководческого искусства тех лет — концентрировать силы. Но командующий Юго-Западным фронтом не только, что называется, не пасует, но и идёт супротив воли царя. Позднее наказывать Брусилова, конечно, не станут. Но достижения его отметят весьма скромно. Воссоздать историческое сражение в 2017-м решили на исторически связанной с Первой мировой войной гатчинской земле. На поле брани — реконструкторы Ставропольского края, Москвы, Петербурга и других уголков России. Среди участников и офицеры, и простые солдаты. Нет разве что самого Алексея Брусилова. Нынешний бой — лишь возможное развитие событий. Но в отсутствии исторической фигуры ответственность на себя возлагает Дмитрий Коровкин, чья роль здесь не менее значима:
«Моя роль достаточно необычна. Мне придется командовать пехотным подразделением. А так обычно наш клуб занимается воссозданием бронетехники периода Первой мировой войны. Т.е. обычно мы воюем на бронеавтомобилях. Сейчас, в связи с нехваткой командного состава среди пехоты буду отряжён в линейной цепи, чтобы командовать пехотным отрядом русской императорской армии», — признается организатор и участник фестиваля «Брусиловский прорыв. Великая война. 1916».
У войны не женское лицо, но без помощи прекрасного пола на передовой не обойтись. В нескольких метрах от места сражения – полевой госпиталь. Вернее, даже два: друг напротив друга расположились медсёстры противоборствующих сторон. Особой разницы в оказании неотложной помощи, говорят они, во времена Первой мировой не было. Объединяло же их одно – сёстры милосердия всегда оставались на стороне раненых. Спасая жизнь, о том, свой солдат у нее на руках или вражеский, такая женщина думала в последнюю очередь. Тем более, что успех всей кампании стоил дорого – потери одной только русской армии в ходе Брусиловского прорыва составили 500 000 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Сам Брусилов в своих мемуарах потом напишет, что восторга от победы он не испытал. Не забудет о дерзости генерала и Николай II, удостоив его вместо ордена Святого Георгия II степени лишь Георгиевского оружия с бриллиантами. Однако стратегический опыт Брусилова будут успешно применять советские военачальники в годы Великой Отечественной войны. А сам прорыв станет единственной битвой Первой мировой, названной по имени полководца, а не местности. Нынешняя же битва оставила после себя памятные трофеи и приятные впечатления у зрителей.