Вырицкие гобелены украсили эковыставку в Президентской библиотеке

В Президентской библиотеке имени Бориса Ельцина в Петербурге открыта экспозиция к году экологии в России. Её экспонаты, быть может, не удивят своим видом или красотой, хотя и внешне многие из них весьма интересны. Но их история заслуживает внимания.
Общество
24 октября 2017 12:10
997
В название выставки, приуроченной к году экологии в России, легли слова Михаила Пришвина «охранять природу — значит охранять Родину». В числе интересных её экспонатов — записка сына известного путешественника и географа Петра Семенова — Тянь-Шанского, Вениамина Петровича. Еще в 1910-х годах он написал несколько работ о том, что в России необходимо создать специальные заповедные зоны по примеру национальных парков Америки. Карта и наброски одного из трудов — на этой выставке, как одни из первых шагов в создании заповедников и сохранении многообразия природы страны.
«Эта часть интересна тем, что мы никогда не задумываемся: как, когда произошла эта идея. В 1916 году был организован первый государственный заповедник. Но о том, что предлагались заповедные зоны, например, кавказский заповедник — уже в 1912 году писали, что эту зону необходимо оградить, надо, надо, надо. Мы отмечаем 100 лет первому государственному заповеднику, но до этого тоже была очень интересная история», — рассказывает автор и куратор выставки Елена Пазовникова.
Кроме заповедных территорий на бумаге здесь есть и, так сказать, практический уголок охранной территории. В нескольких витринах — хлопчатник некрашеный зеленый и коричневый, волокна льна, кукурузы и тыква из Латинской Америки, причудливые семена. Эти уникальные образцы, привезенные биологом Николаем Вавиловым, предоставил для выставки Всероссийский институт растениеводства его имени. Собраны они были почти со всего света: ученый с группой сотрудников объехал пять континентов. Но ценность этих образцов — не только в географии. 28 сотрудников института в годы блокады умерли от голода, но созданная Вавиловым самая полная в мире коллекция семян культурных растений и их дикорастущих сородичей, которая насчитывала больше 200 000 образцов, осталась в полной сохранности.

«Еще ценность этих предметов в том, что они пережили блокаду. Все это находилось в институте. И как сами сотрудники говорят, даже сейчас об этом институте мало кто знает и мало кто представляет, что они делают — и на момент блокады, ВОВ, может быть, благодаря тому, что люди не знали, что у них сохраняются растения, они смогли сохранить коллекцию, которая сейчас является генофондом и России, и мира, и многие образцы, сорта сохранились у нас, и, например, не сохранились в Латинской Америке», — говорит Елена Пазовникова.

Гербарии биолога и его личный фотоаппарат, фотографии и книги, в том числе разные издания Красной: весьма тонкое 1978-го года, и одно из последних — 1984 -го, гораздо большее по объему. Отчасти — из-за дополнений и более подробных описаний каждого вымирающего вида. Но только отчасти… Дополняют экспозицию гобелены вырицкой фабрики «Узор», вытканные по фотографиям. Здесь и памятник Мамонту на въезде в Салехард, и «Огненная земля» — это Камчатский край, и «Край земли» — остров Беринга. Увидеть все это можно в Президентской библиотеке в Петербурге до конца февраля следующего года.