В Гатчине открылась выставка Натальи Косьянковской

В Центральной районной библиотеке им. А. С. Пушкина открылась выставка пастелей Натальи Косьянковской. В экспозиции впервые в Гатчине представлены работы, которые родились во время ежегодных поездок художницы на пленэр по Северо-Западу России.
Общество
3 марта 2017 10:03
496
Более 25 лет Наталья Юрьевна является участницей пленэров и выставок, которые организовывает Учебно-методический центр при Комитете по культуре Ленинградской области. Работы в технике пастели совершенно особая страница в богатой творческой биографии гатчинской художницы-члена Союза дизайнеров России, организатора и арт-директора Всероссийского Открытого фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье». Можно сказать, что это ещё одна грань большого таланта и трудолюбия. Участие в пленэрах позволило ей не только создать целое собрание тематических работ, написанных в жанре архитектурных пейзажей, но и глубоко изучить бесценное художественное наследие ушедших эпох.
География в работах, предложенных на выставке, включает в себя Псков, Великий Новгород, Новгородскую область, Гатчину, Копорье и Приозерск. Почему архитектурный пейзаж так трогает сердце автора? Ответ на вопрос рождается сам, если знать, что Наталья Косьянковская с 1978 года и по настоящее время является внештатным работником Эрмитажа и Института истории материальной культуры Российской Академии Наук. За её спиной 30 археологических экспедиций, публикации в научных трудах. Она-художник «Петербургского археологического вестника», изданий — «Ордена Александра I» и «Нагрудные знаки Русской армии».
Многолетняя творческая деятельность и изучение артефактов, а также общение с научными сотрудниками, сделали взгляд Натальи Косьянковской на архитектурный пейзаж острым и точным. С особой теплотой рассказывает Наталья Юрьевна об архитектуре Пскова, в которой она отмечает два редких качества: монументальность и лаконичность.
« В Пскове,- делится она,- храмы стоят, как воины, их незабываемая красота создаётся сочетанием лаконичных архитектурных объёмов. В Великом Новгороде нет такой мощи. В целом отечественная архитектура хорошо вписывается в русский пейзаж. Её не оторвать от пейзажа-это единое целое».
Даже архитектурные руины старинной крепости Копорье, своей умирающей красотой, вдохновили художницу на создание картины. Кстати, одна из пастелей, написанных в Копорье, так и называется: «Русь уходящая».
Архитектура Великого Новгорода и музея деревянного зодчества Витославлицы представлены на выставке 11 пастелями. Среди них, обращает на себя внимание пастель, где изображена величественная деревянная церковь Успения Божией Матери. Глядя на неё, прикасаешься к такой красоте и поэзии, которая находила своё выражение только в русских былинах.
Теперь мы уже привыкли к тому, что в современном архитектурном пейзаже красоту почти всегда вытесняет утилитарность. Но никуда не исчезла потребность людей в поэзии. Выставка пастелей и позволяет нам восполнить этот недостаток.
Очень важно, что обращение к ушедшим эпохам у Косьянковской не пронизано ностальгией, разве что светлой грустью о судьбе памятников. В своих пастелях она внимательно анализирует и запоминает из каких компонентов состояла эта уходящая красота и поэзия, чтобы сохранить их для нас навсегда.
Выставка продлится до 27 марта.

Зинаида Скорнякова