"Ночь музыки-2015": романтический вихрь классической музыки конца 19 века и рок-н-ролл 60-х

Свершилось: главное культурное событие Гатчины лета-2015 прошло в ночь с 4-го на 5-е июля. Шестой раз в эту ночь гатчинский парк собрал своих друзей на ежегодный фестиваль "Ночь музыки" - один из самых ярких концертов на открытом воздухе, ставший визитной карточкой нашего города. Как всегда, он подарил встречу с талантливыми музыкантами из разных стран, которые впервые выходили на сцену в акватории Белого озера.
Общество
6 июля 2015 17:02
689
Вокруг гатчинской «Ночи музыки», похоже, не осталось случайных людей. Входные билеты, хоть и несколько лет держащие цену на одном уровне, но значительно подорожавшие после проведения первого концерта и строгий контроль на входе
сделали свое дело. До первых аккордов шестого фестиваля уже меньше часа, но никакой давки и длинных очередей в кассу. Старые и новые друзья этого опен-эйра спокойны и в предчувствии самых хороших эмоций.
«Первый раз. Живем в Петербурге, каждый раз летом уезжали, а в этот раз специально остались, потому что все с таким удовольствием рассказывают про это мероприятие — мы даже специально отпуска отложили на 10 июля, чтобы попасть. И
вот идем, в преддверии радости и удовольствия,» — рассказала гостья фестиваля Татьяна Коростелева.

К предстоящему концерту готовятся на обоих берегах Белого озера. Зрители занимают места под деревьями, расстилая пледы и раскладывая стулья. Многим приходятся очень кстати обрезки спиленных в парке деревьев. На другом берегу —

последние настройки звуковой аппаратуры и видеокамер, транслирующих изображение на экраны «в зрительном зале». Готовятся занять свои места музыканты, которым четыре почти часовых отделений предстоит провести слушателей романтический вихрь классической музыки конца 19 века и рок-н-ролл 60-70-х. Григ и Дворжак, Сен-Санс и Бородин, Битлз и Queen. Гармония крупных и небольших пьес, баланс между солистами и оркестром, академические произведения и сочинения в духе времени.
«Программу невозможно придумать. Она должна родиться. Ее нужно прожить. Чтобы зрители уходили с концерта с желанием обязательно вернуться на следующий год и чтобы они действительно возвращались,» — уверяет Юрий Серов, художественный руководитель фестиваля «Ночь музыки в Гатчине».
В 23.00 «Ночь музыки в Гатчине-2015» открывается данью памяти любившему Гатчину императору Александру III — торжественным коронационным маршем Петра Чайковского. Затем в исполнении Санкт-Петербургского государственного
академического симфонического оркестра звучит концерт для фортепьяно с оркестром ля минор Эдварда Грига. Солист, земляк композитора, gобедитель международного онкурса на Сицилии и конкурса Шопена в Гаенновере, которого называют
«норвежской драгоценностью», пианист Нильс Мортенсен уверен: музыка Грига прекрасно сочетается с русской и гатчинской природой.
«Когда я гулял сегодня по парку, вспоминал озера и фьорды Норвегии. И музыка Грига рисует в моем воображении тоже горы, широкие долины и фьорды. А еще доярку. Потому что Григ жил в небольшом селении, и это был тот быт, который его
окружал,» — поделился Нильс Мортенсен.
Впервые петербургский академический симфонический орекстр сегодня работает и с одним из самых известных и ярких молодых литовских дирижеров — Модестасом Питренасом. Он учился в Австрии, работал в Большом театре Москвы, в национальных оперных театрах Литвы и Польши, Германии и Швейцарии. О петербургских музыкантах он отзывается как о высоких профессионалах и признается: то, что слышат зрители, в тысячу раз лучше того, что слышат сами оркестранты.
«Музыканты почти не слышат друг друга, когда играют на открытых площадках, — рассказал Модестас Питренас. — Нет возврата звука, он уходит в природу, и возвращается только через 3 секунды, что абсолютно не способствует музицированию. Но есть и плюсы: природа, звезды, вода все, что подарил нам Бог — самая лучшая сценография для концерта.»
Директор музея-заповедника Василий Панкратов, с лёгкой руки которого «Ночь музыки» начала свою жизнь в Гатчине, кстати, говорит: если б он был зрителем, то сел бы не у берега, а повыше, под деревьями, где звучание мелодий приобретает
несколько другие краски и тембры. Он также говорит о том, что главная идея — создать фестиваль не для знатоков — филармонистов, а для более широкого круга любителей музыки, в том числе и симфонической, вполне достигнута. И меняться будет только наполнение.
«Формат останется, — сообщил Василий Панкратов. — А что касается развития — то будем приглашать больше звезд и молодых исполнителей. В этом направлении будем работать дальше.»
Новой и важной краской в музыкальной палитре нынешней «Ночи музыки» стало участие в ней концертного хора Санкт-петербургского государственного института культуры. Он прозвучал в Половецких плясках из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, и в симфонических зарисовках на темы группы Queen. Эти зарисовки, после «Ливерпульской симфонии» — собрания песен Битлз — в интерпретации симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, стали финальной частью концерта.