Марк Галлай: жизнь в полете

16 апреля 1914 года (3 апреля по ст. ст.) – День рождения М.Л. Галлая (107 лет). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник, доктор технических наук, профессор Марк Лазаревич Галлай (1914 – 1998 гг.) – это пример ленинградского интеллигента, родившегося в Санкт-Петербурге. 

Общество
16 апреля 2021 09:18
1024

16 апреля 1914 года (3 апреля по ст. ст.) – День рождения М.Л. Галлая (107 лет). Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник, доктор технических наук, профессор Марк Лазаревич Галлай (1914 – 1998 гг.) – это пример ленинградского интеллигента, родившегося в Санкт-Петербурге. Его большая жизнь была наполнена многочисленными событиями, которые формировали его яркую личность профессионала, инженера, летчика-спортсмена, летчика-испытателя многочисленных самолетов и вертолетов, методиста летных испытаний, методиста и инструктора тренажерной подготовки первых космонавтов, ученого, доктора технических наук, профессора, писателя – автора популярных книг, известных всем энтузиастам и любителям авиации.

     В 1930 году Марк Галлай в 16-летнем возрасте начал трудовую деятельность рабочим, токарем на известном ленинградском предприятии «Красный Октябрь», затем он работал на предприятиях авиационной промышленности страны. В 1932 году Марк Галлай поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, а в 1935 году перевелся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 году.

     Увлеченность авиацией привела его в 1935 году в Ленинградский аэроклуб, где он занимался парашютным и планерным спортом, а затем в самолетное отделение аэроклуба. В 1936 году он стал летчиком-спортсменом и инструктором парашютного спорта. В том же году Марк Галлай направляется на производственную практику в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). После обучения в политехническом институте молодой специалист и летчик работал инженером по лётным испытаниям в ЦАГИ, и без отрыва от производства окончил лётную школу ЦАГИ. Это открыло ему новые перспективы: в 1937 году он стал летчиком-испытателем ЦАГИ. После выделения из ЦАГИ Института летный исследований, позднее названного Летно-исследовательским институтом (ЛИИ), Марк Лазаревич стал летчиком-испытателем ЛИИ. Он, и еще насколько испытателей, представляли собой качественно новое поколение испытателей, имеющих высшее инженерное образование.

     Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война изменила планы Марка Галлая: с июля 1941 года он служит в Красной Армии сначала в качестве летчика-истребителя (сбил один вражеский самолет в 10 вылетах для обеспечения противовоздушной обороны Москвы), затем летчика бомбардировочной авиации (совершил около 30 боевых вылетов на Калининском фронте), а также в авиации дальнего действия. Летчики-испытатели ЛИИ в 1942 году были отозваны с фронта для продолжения испытательной работы. В период до 1950 года Марк Лазаревич провел испытания многих самолетов и вертолетов, выполнял испытательные полеты, связанные с созданием новой авиационной техники. Летал на самолетах с дополнительными стартовые реактивными двигателями и с особым крылом, имевшим так называемый ламинаризированный профиль. В 1946 году ему было доверено испытывать первый советский истребитель с воздушно-реактивным двигателем МиГ-9 (после катастрофы в которой на самолете этого типа погиб его первый испытатель Алексей Гринчик).

     Марк Галлай испытывал трофейный ракетный истребитель-перехватчик Ме-163 (в планерном варианте), отрабатывал в полете систему дозаправки отечественных бомбардировщиков в воздухе. Летом 1949 года участвовал в заводских испытаниях третьего экземпляра первого серийного вертолёта Ми-1, созданного в ОКБ М.Л. Миля.

     Создание первого поколения высокоскоростных реактивных истребителей потребовало разработки ряда новых систем прицеливания и управления оружием. Основой таких систем являются бортовые радиолокационные станции (РЛС). Для их создания в стране были созданы специальные научные и испытательные организации. В одной их них с 1950 по 1954 год работал летчик-испытатель Марк Галлай. Он испытывал бортовые РЛС для истребителей ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина как на истребителях, так и на летающих лабораториях на базе самолетов Ли-2. В результате на вооружение авиации противовоздушной обороны страны поступили истребители-перехватчики МиГ-17П, МиГ-19П, Як-25М.    

     Одновременно с этими событиями в жизни М.Л. Галлая, которому довелось в начале его летной карьеры летать в гатчинском небе, в  начале 1950-х годов с целью «обеспечения летных испытаний наземной и бортовой аппаратуры радиотехнических систем навигации и посадки» была образована отдельная летно-испытательная группа, которая была прикреплена к ленинградскому НИИ-33 (современный Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры - ВНИИРА). Эта отдельная летно-испытательная группа была преобразована в 9-й отдельный летно-испытательный отряд (9-й ОЛИО) и в 1952 году переведена на гатчинский аэродром. В 1962 году 9-й ОЛИО был преобразован в 169-ю отдельную летно-испытательную авиационную эскадрилью (ОЛИАЭ). В мае 1963 года 169-ая ОЛИАЭ была переведена на Сиверский аэродром, где в разговорной форме эта в/ч 27827 получила устное наименование «Гатчинская эскадрилья», эксплуатировавшая летающие лаборатории на самолетах Ли-2, Ил-12, Ил-14, а позднее Ан-24, Ту-124, Ан-32.

     Однако вернемся к М.Л. Галлаю. Во второй половине 1950-х он испытывал тяжелые стратегические самолеты ОКБ В.М. Мясищева – стратегический бомбардировщик 3М и летающий танкер М4.

     За годы работы летчиком-испытателем с 1937 по 1958 год М.Л. Галлай провел испытания 125 типов летательных аппаратов и провел в испытательных полетах около 3106 часов.    

     В 1958 году М.Л. Галлай оставил летно-испытательную работу. Его огромный практический опыт и теоретические знания были востребованы в Методическом совете Минавиапрома СССР, где он стал заместителем председателя и контролировал испытания многих самолетов и вертолетов, испытания которых проводились в период с 1960-х по начало 1970-х годов. Одновременно М.Л. Галлай работал старшим научным сотрудником ЛИИ, вел научные исследования, преподавал в школе летчиков-испытателей авиационной промышлености, в Московском авиационном институте, приезжал в родной Ленинград для преподавания в Академии гражданской авиации. 

     Интересный период профессиональной жизни был у М.Л. Галлая в 1960 – 1961 годах: он стал инженером-методистом первого отряда космонавтов. Участвовал в обучении и тренировках космонавтов на тренажере космического корабля «Восток». По некоторым данным гагаринское «Поехали» - результат работы М.Галлая. Работая с космонавтами на тренажерах, он перед началом упражнения спрашивал: «Ну? Поехали?». «Поехали!» - отвечали ему.   

                Михаил Тихомиров