"ПриЛепи": про глину, президентский грант и энтузиазм Ирины Кирилловой

Что получится из простого куска глины, если приложить усилия и творческие фантазии, ГСН рассказала Ирина Кириллова, руководитель гончарной мастерской-студии «Прилепи» в Гатчине, которая работает для ребятишек с проблемами здоровья, с ограниченными возможностями. В свежем номере номере газеты "Гатчина-Инфо" от 1 апреля вы можете прочитать полный текст интервью.

Общество
3 апреля 2021 16:47
840

Ирина Кириллова:

- Студии нет еще и года. Мы открылись в самые сложные времена - в 2020 году. Я выиграла грант губернатора Ленинградской области и занятия в гончарной мастерской проходили в режиме онлайн. Мы записывали видео-уроки на стене в группе в социальной сети «ВКонтакте». Участники проекта (семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи) по этим урокам занимались. Глину я им привозила. После того, как часть предметов была сделана, я снова приезжала, забирала изделия, обжигала их и возвращала назад.

Из представленных сейчас работ часть изделий сделана не только детьми с мамами, но и непосредственно только мамами. Они начинали сначала заниматься с детьми, а постепенно сами втянулись в этот процесс. Это же интересно, что получится из простого куска глины, если приложить усилия и творческие фантазии.

Глина, с которой мы работаем, – очищенная. Она сертифицирована. Из этой глины мы делаем не только простые интерьерные украшения, но и посуду. Посуда внутри изделия покрывается глазурью, поэтому мы можем ее использовать, например, для мороженого, для салатов, для каш.

Елена Гордиенко:

- Вы выиграли грант и изначально планировали заниматься онлайн?

Ирина Кириллова:

- Конечно, нам хотелось заниматься очно. Онлайн сложно для родителей, для детей. Не всегда по экрану бывает понятно, как правильно обработать глину. Но проект и был написан для режима онлайн, потому что было непонятно, сколько продлится пандемия, и все центры с 21 марта не работали.

Елена Гордиенко:

- Защитить такой проект было сложно?

Ирина Кириллова:

- Писать такой проект было сложно, а защищать его волнующе. Нужно было доказать нужность его и важность. В приемной комиссии находилось человек пятнадцать, задавали много вопросов. Один из них был – справятся ли родители на занятиях с детьми в таком формате? Как показала практика – это реально. Занятия онлайн можно было смотреть в записи и заниматься кому как удобно: с утра или вечером.

Елена Гордиенко:

- Задания на фигурки давали Вы?

Ирина Кириллова:

- Мы записывали урок, например, по лепке совы. Наши уроки строились от самого простого к более сложным предметам. Сначала знакомились с обработкой глины, с правилами ее соединения. Если что-то пошло не так, показывали, как это можно исправить. Всего было записано 22 онлайн-урока. На данный момент занятия проходят очно. Группы у нас смешанные: есть детки с ограниченными возможностями, есть из многодетных семей. Я их не делила, потому что вместе заниматься интереснее.

Елена Гордиенко:

- Занятия бесплатные?

Ирина Кириллова:

- Да, занятия бесплатные. Это благодаря выигранному президентскому гранту. По этому гранту наши занятия начались с марта и будут длиться до конца мая. Многие дети на летний период уезжают.

Елена Гордиенко:

- Группы уже сформированы?

Ирина Кириллова:

- Сейчас идет корректировка групп. По разным причинам кто-то из детей не смог приходить на занятия и сейчас освободилось четыре места. Подробнее можно узнать на страничке в социальной сети «ВКонтакте», которая так и называется «Прилепи». Я каждый день выкладываю там фото и видеоотчеты о занятиях. Веду занятия я и Татьяна Геннадьевна. Сейчас у нас 9 групп, в каждой группе по 5 человек. Кроме того, в каждой группе приходят на помощь один-два родителя.

Елена Гордиенко:

- Сложно размять глину изначально?

Ирина Кириллова:

- Когда глина влажная, она мягкая и податливая, как пластилин. Но стоит поработать минут 20 на воздухе, от тепла наших рук глина начинает подсыхать, поэтому на столе должна быть обязательно мисочка с водой. После того, как изделие будет слеплено, можно его оставить не раскрашенным, чтобы в дальнейшем раскрасить яркими акриловыми красками. А можно сделать молочение, когда изделие после обжига купается в молочке и обжигается в духовке. В этом случае получаются изделия, похожие на печенье. После того, как изделие слепили, оно остается в нашем центре на 3-4 дня, из него выходит влага, и только потом я забираю изделия в печку. Но так как печка у нас одна, то есть очередь на обжиг. Изделия обжигаются при температуре 1100 градусов в течение 8-10 часов. Потом столько же остывают в самой печке, чтобы от перепада температур изделия не лопнули. Потом их раскрашивают и покрывают глазурью. Глазурь – это жидкое стекло. После глазури изделие снова отправляется в печь на 8 часов. Краски, которыми мы раскрашиваем изделия по сырой глине до обжига, называются ангоб.

Елена Гордиенко:

- Что будет, если правильно не промять глину?

Ирина Кириллова:

- Ее может разорвать в печке из-за пузырьков воздуха, которые останутся в глине.

Елена Гордиенко:

- Готовые работы остаются у авторов?

Ирина Кириллова:

- Конечно, работы раздаются авторам, ведь они их очень ждут. Мало того, дети, если это фигурки животных, дают им имена еще до того, как фигурки готовы.

Елена Гордиенко:

- Президентский грант, благодаря которому возможны бесплатные занятия, сложно было защитить?

Ирина Кириллова:

- Президентский грант в отличие от губернаторского, мы очно не защищали. Есть специальный совет, который рассматривает все поданные проекты, есть шкала оценки, и каждый проект проходит через оценочную бальную систему. Мы смотрим по баллам, что нужно подтянуть и на что обратить внимание. 

Елена Гордиенко:

- Можно научиться защищать свой проект, свое детище? Вам пришлось учиться?

Ирина Кириллова:

- Мне пришлось больше научиться перебороть в себе страх и волнение. Это как на экзаменах в школе, в институте. На сайте президентских грантов есть определенная форма заявки, которую и заполняешь. Если пишешь, что твой проект лучший, это все надо подтверждать статистикой, интервью, анкетированием. Всю эту информацию я собирала.

Елена Гордиенко:

- Как Вы узнали, что есть такая возможность – получение президентского гранта?

Ирина Кириллова:

- Есть сфера работы автономных некоммерческих организаций (НКО). О ней знают все. Это такой грант, который хотят все выиграть. Он самый престижный, можно заложить и развить свою идею. В зависимости от времени существования организации можно сделать проект на два месяца, на разовое большое мероприятие или уже на более продолжительное время. Конечно, там государственная поддержка больше, чем губернаторская или районная. Но все гранты, которые я получала, очень важны и нужны, каждый получил свою субсидию, было целевое использование средств. В основном, конечно, они используются на расходные материалы и призы, когда устраиваются финальные концерты и другое. Для проекта по глине у нас, например, напечатаны дневники успеха, в которых я ставлю деткам наклейки, на которых написано «Здорово», «Молодец». Это очень важно для ребенка. 

Елена Гордиенко:

- Какие планы на будущее?

Ирина Кириллова:

- Хочется дальше расширяться. Приобрести гончарный круг, чтобы делать более сложные изделия (кувшины, кашпо и т. д.). Очень хочется расширить категорию людей, которым станут доступны занятия с глиной. Помимо деток хочется, чтобы появились люди и пожилого возраста. Им это тоже необходимо, как общение, как мероприятие, как новые навыки.