Загадки храма святого Александра Невского

Общими усилиями в деревне Александровка около Тайцев восстанавливается храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, который был построен в 1794 году на территории усадьбы Демидовых. Об истории храма и его восстановлении – в рубрике «Новости пешком».

Новости пешком
27 сентября 13:03
1192

Галина Паламарчук:
- Отец Михаил, мы с Вами стоим в подкупольном пространстве. Много хлопот с восстановлением купола?

Протоиерей Михаил Владимиров, настоятель храма святого Александра Невского в Александровке:
- Много, конечно. Воссозданы полностью все своды, мы на них находимся, купола, алтарной части.

Галина Паламарчук:
- До этого здесь не было ничего?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Это был рыхлый кирпич, который разрывался уже не одно десятилетие, и часть сводов была практически полностью разрушена. Практически на 90% все это воссоздано заново по проекту. Что можно было сохранить, сохранялось шприцеванием, технологиями закачки бетона. Как вы видите, вот этот монолитный пояс, который вокруг, был сделан для того, чтобы взять четверик в металлокаркас, потому что стены уже падали в стороны, разрывались. И было принято инженерное решение проштробить стены, чтобы они не сложились. Теперь храм полностью взят в металлоконструкцию, и это надежно держит весь храм.

Галина Паламарчук:
- Под нами, например, современный кирпич, да?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Частично да. Где-то просматривается старый кирпич. Храм 1794 года постройки.

Галина Паламарчук:
- А проект все-таки Старова или нет?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Нам хочется верить и думать, что это Иван Егорьевич Старов, потому что он был родственником Демидовых. Поэтому, я думаю, к нему и было обращение Александра Григорьевича Демидова, владельца усадьбы, который и был родоначальником, вдохновителем того, чтобы этот храм здесь появился. Как говорит нам история, предание, крестьяне ходили в храм Александра Невского в Красном Селе. А на Пасху было очень сложно туда попасть, потому что здесь низина, и здесь разливалась очень большое половодье. И они обратились к Александру Григорьевичу, чтобы здесь был храм, чтобы селяне могли ходить в свою собственную церковь. И Александр Григорьевич пошел навстречу, написал письмо митрополиту и попросил разрешения, чтобы здесь появился храм в честь небесного покровителя Александра Григорьевича Демидова, праправнука того самого оружейника, который с Петром I лил пушки и крепил наш щит обороны.

Галина Паламарчук:
- Здесь все уникально, поскольку, когда строился храм в конце 18-го века, это была ручная работа. И как сейчас все воссоздавать приходится?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Конечно, не сохранилось никаких чертежей. Единственное, по сути, изображение того, каким был храм, - это рисунок немецкого солдата, который нарисовал его здесь в 1941 году. Когда начинали воссоздавать своды, удивились, что каждый свод уникален. Ну, казалось бы, сделал кружала и просто переставляешь их с места на место. Нет, оказывается, все своды разные и под каждый приходилось делать свои собственные кружала. Из этого мы заключили, что работники трудились тогда без кружал. Они делали это все вручную, на глаз, что называется. Насколько нужно иметь такую набитую руку, чтобы вот так укладывать своды, да?

Галина Паламарчук:
- Да, удивительно. А здесь еще хорошо видна узорчатая кирпичная кладка.

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Да, это так называемая косичка. Это уже новый кирпич. Но узор был таким. Мы можем наблюдать его по всему периметру храма. Это было сделано в 2016-м году, когда по федеральному проекту началась реставрация. Да, это было уже более крупное участие государства в воссоздании нашего храма, и многое они сумели сделать.
Они перебрали полностью алтарную часть: разобрали ее до подоконника и заново ее подняли, но еще без алтарного свода. Воссоздали колокольню, но тоже без свода. Только вот такой внешний контур сделали.

Галина Паламарчук:
- Отец Михаил, теперь расскажите все-таки историю этого замечательного места, этого храма.

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Это место связано с именем Демидовых. После Ништадтского мира в 1721 году начинается активный виток в истории деятельности русских здесь, на этой земле. Эти земли Петра I отдает своему сподвижнику, генералу Головину, у него выкупает Ганнибал, а от него уже Демидовы. Это так называемая Таицкая мыза, где был большой процент финнов, потому что эти земли были у шведской короны до этого мира, а шведы на завоеванных территориях очень активно поощряли переселение финнов, и здесь была финская деревня. Все здесь говорит об этом, и гора Киргофф, и кирха на горе. Она во время войны была разбомблена. А церковь здесь появляется благодаря, как я уже сказал, стараниям Александра Григорьевича.

Галина Паламарчук:
- Православный храм, хотя Вы сказали, что здесь было много финнов?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Да, православный храм, но это тоже была своего рода политика, чтобы здесь больше людей православного исповедания селилось. Здесь все принадлежало Демидовым. Александровка старше Тайцев, которые начинают разрастаться уже в советский период времени. Это место царскосельских военных маневров в 19-м веке, ландшафт-то очень необычный: Воронья гора, система возвышенностей, станция Дудергоф. Места называли «русской Швейцарией».

Галина Паламарчук:
- Храм, как мы уже говорили, был построен в 1794 году. И в изначальном виде просуществовал, наверное, не менее 100 лет. Пишут, что в 1906 году его перестраивали как-то основательно. Это верно?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Что касается основательной перестройки, то ее не было. Но мы можем видеть вот такие намеки на то, что здесь был еще один проход. Вот видите, полукругом? Это было заложено по проекту. Точно так же с той стороны. Очевидно, что большое количество окон поглощало большое количество тепла, поэтому решились, очевидно, заложить и проемы окон. Вот наверху заложено окно, внизу. Но основательного переложения здесь не было.

Галина Паламарчук:
- До 1920 года он существовал как храм, а потом был закрыт?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- До 30 годов регулярных богослужений, конечно, здесь уже не совершалось. Но известно, что здесь жил священник прямо в колокольне, который потом был изгнан либо репрессирован.

Галина Паламарчук:
- В советские годы что здесь было?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Здесь был элеватор, зерносушилка, склад ГСМ, весовая. Все же сначала это были леса, а поля появились только в советское время. Все, кому даже чуть больше 40, помнят, что на картошку и на работы из Петербурга ездили в Тайцы, именно в эти места. Ушел лес, поднялись очень большие ветра. А когда советская власть закончилась, все пришло еще в большее запустение. Через какое-то время люди начали вспоминать о том, что здесь был не только совхоз «Первое Мая», но и могилы предков и великая история, связанная с Демидовыми. Вспомнили о том, что люди когда-то молились Богу в этом месте. Началось движение по восстановлению храма, начали служить молебны. Это было в 90-е годы. В 2008 году была зарегистрирована постоянная община, приход имени Александра Невского. И в 2009-2010 годах стал я сюда потихонечку приезжать. А в 2011 году уже состоялась первая литургия здесь, появилась колокольня по благословению правящего архиерея.

Галина Паламарчук:
- Когда Вы сюда стали приезжать, в каком виде предстало перед Вами здание?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- В принципе, в таком же виде, как сейчас. За исключением того, что своды были все полностью провалены, можно было видеть открытое небо.
А вот с внешней стороны он по сей день в таком состоянии пребывает.

Галина Паламарчук:
- Федеральный проект по его реставрации с какого периода реализуется?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Начиная с 2016 года. Это были так называемые противоаварийные консервационные работы. А вот реставрационные работы уже проводились два года назад. Сейчас проектная документация на допроектировании, после которой планируется продолжить.

Галина Паламарчук:
- Это же объект культурного наследия федерального значения?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Да, это вновь выявленный памятник - вторая усыпальница рода Демидовых. Первая на родине, в Туле.

Галина Паламарчук:
- Работы, которые проводились, подтвердили, что это, действительно, усыпальница?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Это было как раз в 2010-2011 годах, когда было плановое усиление фундамента, и наткнулись на захоронение. Селяне говорили о том, что захоронение здесь есть, но где, в каком месте, никто не знал. Мы увидели, что могила неоднократно вскрывалась. Вот здесь, именно у самого входа было обнаружено первое захоронение. Потом выяснилось, что это захоронение правнука Александра Егоровича Демидова - Петра Григорьевича Демидова, генерал-адъютанта Николая I, боевого генерала, кавалергарда, который был захоронен в своем мундире. Очевидно, что в какое-то время искали золотое наградное оружие, ордена, потому что мы увидели, что могила вскрывалась. В каких годах, неизвестно. Все было завалено каким-то бутом, камнями, щебенкой, но нам удалось, практически, 90% останков поднять. Мы их отправила на идентификацию. Судмедэксперты подтвердили, что это, действительно, Петр Григорьевич Демидов.
Рядом, ближе к центру храма, было обнаружено второе захоронение. Оказалось, что это его супруга Елизавета, урожденная Безобразова, с малолетним сыном Григорием. По пуговкам на остатках мундира было установлено, что это николаевская эпоха. И было обнаружено еще одно захоронение, четвертое, в свинцовым гробу, с левой стороны от входа. Уже в самом-самом конце храма. Вот там была обнаружена самая интересная находка - золотой зубной протез Фаберже. Это было, конечно, событие огромного значения для нас, и для Александровки, и для Тайцев. Самое главное, что этому придали официальный статус. Было несколько публикаций по поводу раскопок. Но чьи это были останки - не выяснилось. Совершено точно, что Демидова, но какая-то дальняя родственница. Кому она приходилась родственницей в семье, пока еще тайна. Но геном этой женщины находится в одном сейфе вместе с геномом Александра Сергеевича Пушкина. Так что к нему еще, я думаю, вернутся потомки.

Галина Паламарчук:
- Останки вы перезахоронили в итоге?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Да. Мы очень подружились с потомками Петра Григорьевича. Жива его праправнучка. Она приняла православие в нашем храме, я ее крестил. Она приезжала сюда каждый год, когда у нее появлялась такая возможность. В присутствии родственников, непосредственно и ее, мы торжественно перезахоронили Демидовых. Было сделано четыре саркофага кирпичной кладки, проведена их гидроизоляция, все останки были уложены каждый в свой отдельный гроб. И когда храм будет воссоздан, здесь будет мемориальная доска, говорящая о том, что здесь находится Петр Григорьевич и его семья.

Галина Паламарчук:
- Хоть что-то сохранилось внутри, часть каких-то фресок, что-то еще?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Нет, фресок в нашем храме не было. Есть смутное воспоминание наших александровских старейшин, которые говорят, что наверху вроде бы была какая-то косичка нарисована, небольшой узорчик такой бледненький, он шел по периметру храма. Никто не говорит о том, что тут были фрески, росписи. Вспоминают, правда, о том, что вроде бы наверху были голубые звездочки в куполе.
То, что мы можем наблюдать сегодня, - остатки родной известковой штукатурки конца 18-го века.

Галина Паламарчук:
- Как сейчас развивается приход? Сколько у вас прихожан?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Вы можете видеть дом деревянный рядом с нашим каменным храмом. Благодаря этому дому, который 10 лет существовал как храм, создалась очень хорошая, крепкая община. Жизнь прихода, в общем-то, самое главное. Главное же люди, правда? Церковь строится ребрами.
Вы видите, как все развивается, земли вокруг застраиваются. У нас была традиция: в День всех святых в земле российской просиявших с горы от храма святой княгини Ольги шел крестный ход и от нас шел крестный ход, в центре, в поле, мы встречались и произносили молитву за Россию. И у меня был такой помысел: как было бы хорошо, чтобы эти поляны пустовали! А через три года они все стали застраиваться. Была такая печаль на сердце, что очень много пустующих земель России, и они не востребованы в основной своей массе людьми, а у нас оказалось очень популярное место. НО в связи с этим и храм наш тоже потихонечку наполняется.

Галина Паламарчук:
- После пожара общими усилиями удается выстроить новое деревянное здание?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Да, вы знаете, слава Богу, как-то взбодрил нас очень этот пожар. И произошло все в ночь с Дня Крещения Руси на День князя Владимира. Я как раз тогда находился в храме. Выгорел почему-то полностью второй этаж. А храм, собственно, пострадал частично. Удалось вынести все ценности, но это так нас духовно сплотило!

Галина Паламарчук:
- Сейчас очень много повышенного внимания к князю Александру Невскому. А вы, в связи с этим, к себе какое-то особенное внимание чувствуете?

Протоиерей Михаил Владимиров:
- Вы знаете, так получилось, что вся моя жизнь, наверное, благодаря детям, которые рождались в моей семье, связана с образованием. Вот меня владыка благословил быть духовным попечителем нашей православной школы имени Александра III в Гатчине. Она активно развивается. Мне очень радостно смотреть за этим. Так получилось, что общение мое с людьми, которые живут в опасности, с военными, тоже очень давнее, 10 лет назад появился кадетский корпус, сейчас он называется Первый кадетский корпус Петербурга. Там учится один мой ребенок. Они приезжают сюда, на место царскосельских военных маневров. Мы вспоминаем традиции императорской армии, насколько возможно, популяризируем это место, поем гимны, учим детей православной вере. Я думаю, на сегодняшний день это самая лучшая связь с защитником земли русской Александром Невским.