"Велга": настоящее кино
В Гатчине завершил работу 28-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».
Продюсер киноленты «Велга», которая была фильмом открытия кинофорума, Иван Болотников и режиссер фильма Анастасия Нечаева ответили на вопросы нашего медиахолдинга.
Елена Гордиенко:
- Фильм снят по рассказу Ивана Бунина. Это рассказ-притча про нашу жизнь, про наше время?
Анастасия Нечаева:
- Я задумывала его как фильм вне времени. Если мы посмотрим его через 10 лет, будет казаться, как будто бы это происходит сейчас. Мы отказались от гаджетов, от компьютеров. Понятное дело, что ребята, которые там живут, этим пользуются, но мы намеренно это убрали, сделали людей какими-то такими свободными. Там есть герой, который уезжает в город: идет отток из маленьких городов, в фильме есть рассуждения по этому поводу - плюсы, минусы. Наша главная героиня сильно любит место, где она живет. Ребята, которые играют, достаточно современны, но они так одеты, как примерно мы будем одеваться через лет 10-20, и как мы одевались 10 лет назад. Безусловно, мы использовали современные технологии. К сожалению, нам из-за погоды не удалось снять кое-что, что мы придумали: на севере сложный климат.
В фильме есть сцена, где мы снимали в шторм, ветер 25 метров в секунду - это было просто невозможно. Очень сжатый график съёмок, снимать было тяжело, мы застревали в песке, машины ждали по три часа. Были проблемы, связанные со съемками на натуре. Мы не думали, что это настолько будет тяжело. Холодно было очень, но пришлось работать в таких условиях, потому что выбора не было.
Иван Болотников:
- Но это и помогало. Оно давало правду. Актеры стали, собственно, теми героями, которые были нужны.
Анастасия Нечаева:
- Так надо было: мы перестраивались на ходу. Мы снимали сцену, когда подбегает сестра и говорит, что главный герой пропал. А там ветер такой! Это классно получилось, прямо по-настоящему. В море мы не могли выйти снимать, там постоянно штормило, кажется, спокойно, а на самом деле нет. Ты плывешь, а тут тюлень на тебя смотрит, потому что он очень любопытный, а здесь белуха, а там еще кто-то. И ты среди всего этого, конечно, очень было здорово.
Елена Гордиенко:
- По сюжету главная героиня Велга - это младшая сестра. В семье еще есть старшая сестра, и есть молодой человек, которого очень любит Велга чуть ли не с детских лет. А он делает выбор в пользу старшей сестры. Это такая вот канва. Любовь - фабула, да?
Анастасия Нечаева:
- Это фабула от Бунина. Если наш зритель прочитает, это всего 7 страничек рассказа, он сразу поймет, откуда это все. Я специально не стала усложнять сюжет. Мне хотелось рассказать простую историю любви. И открыть для всех этот знакомый мне с детства рассказ. Может быть, и другие рассказы, сказки Бунина.
Елена Гордиенко:
- В рассказе есть история самопожертвования: героиня спасает своего любимого, жертвуя собой, превращаясь в Чайку.
Иван Болотников:
- Но у нас несколько по-другому, и надо посмотреть нашу картину.
Елена Гордиенко:
- Почему вы ушли от бунинской задумки?
Анастасия Нечаева:
- Мы не отходили. У нас есть Чайка. Но мы увидели финал так: Велга растворяется - она и Чайка, она и белуха, она и ветер, она и дерево, она все на свете. То есть она природа. Я попыталась это показать.
Иван Болотников:
- Там рефреном идет то, что для Велги, героини Оли Бодровой, любовь к Кириллу - это не просто любовь, это ее мир. Там постоянно идут диалоги с отцом, и она ему верна. Старшая сестра уехала и уже городская, а Велга - дочь рыбака, он ей передает в каком-то смысле ремесло.
Елена Гордиенко:
- Получается, это фильм про любовь к своей малой родине?
Анастасия Нечаева:
- Моя семья с севера, моя бабушка привила мне любовь к Бунину, потому что она сама обожала его. Я очень любила этот рассказ, я до сих пор помню, как мне бабуля его читает и как я представляю. Я долго думала, хотела короткий метр сделать, но он никак не складывался, и мы написали полный. Тогда я уже подумала, что надо, видимо, дебютировать, идти с этим фильмом в Министерство культуры. Для меня это некое олицетворение севера. Когда я приезжаю на север и в Петербург, мне это дает силы. Для меня север - это воздух, это дыхание.
Елена Гордиенко:
- А снимали где?
Анастасия Нечаева:
- Мы снимали в Мурманской области, за Кандалакшей. Жили мы в Варзуге, а ездили снимать в деревню Кузомень.
Иван Болотников:
- Сам путь занимал час, где-то километров 30-40 км по пескам. Это побережье Белого моря.
Анастасия Нечаева:
- Там так красиво… Река Варзуга выходит в Белое море. В начале фильма героиня идет по косе. А потом эту косу в финале вода заливает. Это как раз между рекой и Белым морем.
Иван Болотников:
- Фильм всегда делает группа, коллектив. Один из операторов-коптёрщиков сказал, что в картине есть кадр, которого он никогда не видел, когда две волны сошлись клином, а Оля стоит на перекрестке огромных волн. Это корреспондируется с состоянием героини: она думает, куда ей дальше двинуться. Это поразительный кадр.
Анастасия Нечаева:
- Мне это место много всего дало. Я там стала лучше себя чувствовать.
Иван Болотников:
- Я видел, что само место помогало нам снимать, было трудно, но там природа говорящая. Соответственно, важную роль играет изображение. У нас было два оператора, они с режиссером нашли интересные решения визуальные, которые как бы показывают и героиню, и мир, в котором она живет в фильме. Таков наш север.
Анастасия Нечаева:
- Наши операторы, это Артем Емельянов - северный парень. Леонид Никифоренко - из Выборга.
Елена Гордиенко:
- Как работать было с актерами? Вы начали говорить, что главную роль играла Ольга Бодрова. Это дочь Сергея Бодрова, которого мы все знаем и любим по фильму «Брат». Это ее первая роль?
Анастасия Нечаева:
- Да, она первый раз снималась. В полном метре для нее это был дебют, и для меня тоже. С ней работалось здорово, она очень талантливая девчонка. Когда режиссер любит свою актрису, когда он знает, что она Велга, то одно удовольствие работать. Я в нее сразу поверила, хотя, когда она ко мне пришла, я никакой надежды не испытывала: я 3 года искала героиню. Я попросил ее сделать пробы, прислать мне. Я всегда думала, что же я почувствую, когда увижу Велгу? Вы не представляете, какая это была невероятная радость, я помню, как я ликовала внутренне.
Иван Болотников:
- Знаете, на площадке много чего происходит. Бывает, что люди потом женятся, выходят замуж. Знаете, что такое кино? Фильм - это такая микрожизнь: обычно все в таком стрессовом режиме, что чувства как-то бурно возникают. Я помню, что я с третьего дня просто не мог оторваться от Ольги, хотя первое время я не был уверен. У Ольги сейчас все хорошо, она вышла замуж, она играет в театре Фоменко, ее хвалят. В Ольге привлекает не то, что она хорошая актриса, а привлекает что-то другое, нет, не то, что она дочь Сергея Бодрова, хотя, наверное, это тоже играет роль, потому что память об отце ее живет. Она пережила трагедию: когда ее отец погиб, ей было четыре годика, у нее мама - цельный, сильный человек. И, видимо, страдания, которые они перенесли, эта огромная рана сформировали Ольгу. Оля очень настоящая.
Когда общаешься с актером, ты видишь, что он актер, любит показать себя, он играет и в жизни тоже. А Оля ничего не играет. Она такой самородок. Абсолютный. В ней подкупает то, что ты общаешься с цельным человеком, с личностью.
Согласитесь, должна быть преемственность: когда ты видишь молодое поколение, ты понимаешь, слава богу, что есть люди, которые несут в себе что-то такое личностное.
Анастасия Нечаева:
- Оля больше, чем актриса. Я уверена, что она со временем станет режиссером, автором сценария. Она творческая девушка. Она еще всем нам себя покажет.
Иван Болотников:
- У нее сильный характер. Она боец, и это важно.
Елена Гордиенко:
- Антон Федосеев, который сыграл Кирилла, расскажите о нём.
Анастасия Нечаева:
- Он актер из Иркутского театра. Для него это первые съемки в жизни, в кино. И сразу главная роль. Он был утвержден в самый последний момент, мы никак не могли найти мальчишку.
Ему было сложно подключиться. Он неопытный, он вообще сначала не понимал, что происходит, пугался, но потом втянулся. Такой молодец - на съемках вообще был огонь. После этого он начал сниматься, сейчас на режиссера учится.
Иван Болотников:
- Мы много кого смотрели, ходили в театральные училища. Порадовало, что не только Москва и Петербург, а люди едут со всей России. У меня постоянно эта идея фикс: где же Василий Макарович Шукшин? Как быть сейчас? Нет, люди едут, и главное, что есть умные. Помогают педагоги: есть ограниченное количество бюджетных мест в ВУЗах, и негласно педагоги пытаются помочь ребятам, которые объективно не могут оплачивать обучение. Время такое коммерческое - никуда не денешься.
Елена Гордиенко:
- Гуськов и Шакуров сыграли роли тоже. У меня какое-то невероятное ощущение, что в фильме все роли главные.
Иван Болотников:
- Не бывает в фильме маленьких и больших ролей. Они все важны.
Первые зрители отметили именно объемно большие роли Алексея Гуськова, Сергея Шакурова.
Елена Гордиенко:
- Мне показалось, что Гуськов играл такую роль, как бы есть мать-Родина, а это отец-Родина, если можно так говорить, потому что он передает дочери все, он с такой болью говорит: «Ты уедешь, замуж выйдешь». Как эти актеры согласились с начинающим режиссером сотрудничать? Все-таки у вас это первый полнометражный фильм.
Анастасия Нечаева:
- Когда наш общий друг прочитал сценарий, он мне сказал, что отца должен сыграть Гуськов. И когда встал вопрос отца, я сказала, давайте Гуськова. Когда он пришел к нам, сели с Олей - вообще вопросов не осталось.
Иван Болотников:
- Они согласились каждый по-своему. Знаете, огромную роль сыграло именно само желание Алексея сыграть, для меня это было неожиданно, я не очень понимал, почему он, востребованный актер, хочет сыграть. Мы с ним поехали в Кировск на машине, я видел, когда мы выходили на стоянке, что к нему подходили люди, узнавали его, он народный артист, а это такой особый феномен.
Съемки были непростыми, часть людей отпала по разным причинам, потому что было очень тяжело. У нас было несколько блоков съемок, была большая задержка в производстве, что опасно, потому что время так стремительно идет, финал мы потом доснимали, а как это все соединить? Случился, кроме всего прочего, коронавирус, и все встало. Графики у всех людей, даже если они молодые. Гуськов, Шакуров – известные актеры, у них все расписано, они и сюда на кинофестиваль не смогли по этой причине приехать.
Когда Гуськов приехал на съемки, он снимался где-то за рубежом в большом проекте, он был, на мой взгляд, страшно измученный… Но это помогло для роли: он был в том правильном накале, это как раз то, что нужно между отцом и дочерью. Вот если бы он приехал после отдыха, расслабленный такой, это был бы другой отец.
Анастасия Нечаева:
- Многие говорят, что не видели такого Гуськова. Когда Алексей Геннадьевич согласился, я была счастлива. Для дебютанта народный артист – это счастье.
Иван Болотников:
- Сергей Каюмович Шакуров - у нас как-то с ним сразу сложилось. Они близкие друзья с дедушкой Оли Бодровой. Это тоже была одна из причин, почему Сергей Шакуров согласился сниматься. Он играет человека в возрасте, а потом он, раз, и приободрился, когда фильм закончился, и мы его видим, он опять молодой.
Александра Тулинова - Снега, старшая сестра, она настолько четко попала в роль, умница.
Небольшая роль у Владислава Тирона, он, оказывается, будет новым Фандориным, видимо, станет если не звездой, то популярным актером.
Саша Кононец, петербургский актер, такой мужественный и такой скромный, он тоже северянин.
Нам повезло по-человечески с людьми на съемках.
Анастасия Нечаева:
- Ребята меня поддерживали все это время, когда мы остановились.
Иван Болотников:
- Очень важно, когда есть коллектив, и когда люди в одном ключе делают вместе некий проект. Тогда есть шанс, что получится.
Раньше мы равнялись на Голливуд, но он такой скучный, механический, профессиональный, там слишком все выстроено, прямо по линеечке сделано, но жизнь - это ошибка, некая шероховатость, недочет.
Елена Гордиенко:
- Говорят, что фильмы про любовь - это женское кино.
Анастасия Нечаева:
- Вчера после показа ко мне подошел мужчина, уже взрослый, и сказал: «Вы знаете, у меня тоже так было. Спасибо вам за кино. Мне было очень тяжело смотреть, потому что я это понимаю. Я даже не сдержался, расплакался в финале».
Меня удивило, что не только женщины ко мне подходили, а еще и мужчины стали подходить, потому что мужчины обычно более закрыты. Даже если так и было у них в жизни, они, как правило, не рассказывают. Любовь, она и мужская, и женская. И мужчина может любить женщину до такой степени, что способен на самопожертвование. Если ты действительно сильно кого-то любишь, и ты проходил через это чувство, неразделенное, когда с тобой происходит и ревность, и что только не происходит там внутри, то ты кино это понимаешь. Это кино доступно каждому. Мне рассказывали, что в Выборге выходила молодежь в слезах.
Елена Гордиенко:
- Фильм показывали на фестивале «Окно в Европу». Что говорили зрители?
Иван Болотников:
- Я хотел по поводу зрителей сказать, что здесь, когда я был вчера на премьере, я смотрел на людей, которые пришли смотреть фильм, и замечал вначале людей в возрасте. Потом я подумал: собственно, стоп, а я кто такой? Я так однажды подумал, когда мы с Анастасией ходили во МХАТ, я вдруг обратил внимание, что передо мной все расступаются… Оказалось, что все моложе, чем я. Потом и молодежь подтянулась. Я подумал, что в советское время в кино ходили все. Молодые, пожилые - кто угодно, нет деления, что фильм для молодежи и только.
Елена Гордиенко:
- То есть это фильм на века получается?
Иван Болотников:
- Это зависит не от нас, это как судьба сложится. Сейчас много фальши, когда словам не веришь. А здесь в фильме «Велга», несмотря на все несовершенства, которые есть, все сказано от сердца. И это чувствуется, в фильме это есть.
Я сравниваю этот фильм вот с чем: у моей бабушки был маленький чемоданчик, где были всякие нитки, бусинки, пуговицы, и я все это страшно любил разглядывать. Этот фильм, как бусинка бабушкина драгоценная: она может быть из стекла, но она драгоценная, потому что ни у кого больше такой бусинки нет.
Анастасия Нечаева:
- «Велга» - это особенная картина. Я режиссер, и она перевернула мою жизнь. Люди вчера подошли ко мне и сказали: «Вы знаете, мы давно такого не видели. Мы благодарим, потому что сейчас уже все одинаковое, надоело. Вы это хорошо сделали, нам понравилось». И я убедилась, что действительно получилось то кино, которое я задумывала изначально.
Елена Гордиенко:
- Кино, которое нужно, - это, наверное, самая дорогая награда для тех, кто кино делает, когда подходят зрителю, говорят спасибо и узнают себя.
Анастасия Нечаева:
- Понятное дело, что ты любишь свое детище. И когда кто-то ругает, например, как бы ты себя ни защищал, ты все равно переживаешь внутри.
Это, когда про твоего ребенка сказали что-то плохое, ты, как родитель, сразу начинаешь его защищать. Картина - это ребенок, ты так с ним носился, ты так его любишь и всех персонажей, и съемочную группу. Это единый организм. И, конечно, когда люди подходят и говорят, что нам понравилось, это дорогого стоит. Вчера я сама расплакалась в финале.
Мне кажется, что каждый зритель найдет что-то свое, потому что любовь - большое чувство.
Меня не было на фестивале «Окно в Европу», я читала рецензии, удивило, что писали: «Ой, такое простое кино».
Да, это простое кино, всем понятен сюжет. Наши умы уже структурированы по-другому, и мы хотим более сложные сюжеты. Но я хотела это именно так сделать. И у Бунина это просто. Это была моя задача - рассказать простую историю своим языком.
Елена Гордиенко:
- Спасибо вам за фильм, за интересный и душевный рассказ о нем. 29 октября фильм выйдет в широкий прокат, его можно будет посмотреть в кинотеатрах. Посмотрите это простое, но настоящее кино.