Важные Важины

По берегам реки Важинки, некогда богатого торгового пути, разместился поселок Важины, известный еще и своим храмом-десятигранником, уникальным для Русского Севера. «Новости пешком» - в Подпорожском районе.

Новости пешком
18 октября 2024 12:52
1959

Галина Паламарчук:
- Важины – деревня, село или поселок?

Петр Васильев, краевед, писатель:
- Поселок.

Галина Паламарчук:
- Раньше на Руси было так: если деревня, то храма нет, если село, то есть храм.

Петр Васильев:
- Здесь древнее поселение, впервые оно упоминается аж в 1270 году. Важины как погост в составе Заонежских погостов известны с 1587 года.
Река Важинка очень интересна, даже уникальна: викинги называли ее «Железные ворота». Это был путь от реки Свирь, которая была древнейшим водным путем между Западом и Востоком, суда по реке Важинке поднимались на север, в легендарные места, где добывалась пушнина. В период раннего Средневековья пушнина была «мягким золотом», которое ценилось и на востоке, и на западе.
Впереди у нас мост, а чуть выше моста археологи нашли захоронения викингов. Там даже обнаружили заклепки от драккара (это узкая парусно-гребная ладья викингов с высоко поднятыми носом и кормой). Можно сказать, что тут все дышит историей.

Галина Паламарчук:
- Драккары шли по этой реке, поднимались наверх?

Петр Васильев:
- Конечно. Если бы мы сейчас на машине времени путешествовали назад, то чуть подальше стоял бы красивый драккар, ходили бы воины, просили бы у нас пушнину, меха, соболей.

Галина Паламарчук:
- Храм появился в 17-м веке?

Петр Васильев:
- Да. Есть красивая легенда. Важинка делает тут большой поворот. В былые времена здесь добывали лес, сплавляли его по реке до Свири, и в этом месте образовался большой затор. И тогда хозяин леса встал на колени и помолился: «Господи, если ты поможешь мне довести мой лес до Свири, то я построю на этом месте храм». И о чудо! Поднялась вода в реке, лес двинулся! Купец свое слово сдержал: храм поставил.
Но это были смутные времена, когда вражеские полчища часто приходили в эти места. И первый храм в 1570 году шведский отряд под командованием Флеминга сжег. Проходит время, местные жители возвращаются, строят на этом месте новый храм. И опять шведы в 1613-м сжигают храм. Наступает время заключения Столбовского мирного договора между Швецией и Россией. За год люди собираются и строят третий храм. И вот этот храм стоит до сих пор.
Изначально он был шатрового типа: здесь была такая культура, представление о том, что храм - это как бы продолжение, гармония между окружающим миром и тем местом, где люди живут постоянно. Здесь храмы всегда строились шатрового типа.
Но в 19-м столетии храм обветшал. Пришла бригада реставраторов, они полностью его перебрали и сделали его иным: вместо шатра сделали купола. Тем более шатры были запрещены после реформы Никона.
Сегодня храм - это некий корабль. Если присмотреться, то видно, что колокольня напоминает нос корабля. Основной храм, кстати, уникальный для всей страны, он десятигранник. Такого нет больше нигде. Если посмотреть – плывет такой большой корабль по реке Важинке к реке Свирь как корабль истории.
Иконостас тоже очень интересен. Его делали местные мастера, он тоже сохранился. Уникальные иконы, образ Александра Свирского: только здесь мы видим, каким примерно он был.
Территории эта исторически - Карелия. «Важинка» в переводе означает «самка оленя».

Галина Паламарчук:
- С какого языка?

Петр Васильев:
- С карельского и саамского - то же самое. Была легенда, что важинка – это белая олениха, которая потеряла своего олененка и плачет от горя, как будто ее слезы текут.
Исток реки Важинки, а она протяженностью примерно 90 километров, находится у Важозерского монастыря, который основал уроженец этих мест Никифор Важеозерский. Здесь он родился, потом пошел к Александру Свирскому, они вместе молились, и он решил основать у истоков реки свой монастырь, который был более богатым, чем монастырь Александра Свирского. Когда в смутные времена пришли сюда польско-литовские отряды, то они замучили до смерти 100 монахов этого монастыря, но ни один из них не рассказал про сокровища. Какая была сила духа у людей!

Галина Паламарчук:
- А чем здесь жили люди?

Петр Васильев:
- Изначально они, естественно, жили лесозаготовками, продажей древесины, дров. Дрова же нужны были всегда. Очень хорошие плотники в этих местах были, ими и славились. Люди пытались заниматься земледелием.
Здесь было очень много рыбы, можно было спокойно пойти на берег Важинки и поймать осетра. Форель, осетр, лосось - все это было в изобилии. Но когда построили гидростанции на реке, естественно, хода рыбы не стало, и сегодня рыбы меньше. Но и сейчас, бывает, щуки попадаются до 15 килограммов. И другая рыба есть, прямо у храма можно ловить форель.

Галина Паламарчук:
- Чем еще знаменито это поселение? Какими именами?

Петр Васильев:
- Многие великие люди России бывали в этих местах, например, в 19-м столетии великий русский писатель Николай Семенович Лесков приезжал сюда на пять дней. Как пишет местный батюшка, по пять раз в день купался он и очень долго смотрел на иконостас. В это время он работал над своей знаменитый трилогией «Праведники»,
Здесь был философ России 20-го века Алексей Федорович Лосев. Он был заключенным Свирьлага, здесь находился, был сторожем на берегу реки Свирь.
Здесь содержался русский генерал Андрей Снесарев, он был сподвижником знаменитого генерала Брусилова, они вместе работали, он перешел на сторону Красной армии, успешно воевал, получил одним из первых военачальников орден Героя Соцтруда. Но в лихие 30-е годы его заподозрили в неблагонадежности и хотели расстрелять. Лично Сталин написал: Снесареву дать 10 лет лагерей. Его привезли сюда, он должен был находился в Свирьлагере. Каждый день очень подробно все описывал. И внук генерала эти рукописи мне дал, он обладает уникальными документами о том, каким был Свирьлаг в те времена.

Галина Паламарчук:
- Когда-то Важины были важнее Подпорожья. Вернее, Подпорожье было маленькой деревушкой…

Петр Василеьв:
- Я изучал историю: когда пришли поляки, литовцы, то они полностью уничтожили всех монахов. Чудом два монаха спаслись. Упоминается, что они по речке Важинке спустились и жили в местечке Подпорожье, там ловили сига. Это был Важинский погост, известный как административная территория с 16-го столетия. Поэтому вся торговля происходила именно через Важины.

Галина Паламарчук:
- Сейчас это часть Подпорожского района, но свою историю Важины не потеряло.

Петр Васильев:
- Да, богатейшее место. И мы ждем, что здесь появится свой музей. Здесь у нас есть уникальная студия текстильной пластики: местные мастерицы, кстати, карелки по национальности, на настоящем станке, которому более 100 лет, вышивают красивые и половики, и полотнища, на которых могут быть изображены и храмы, и традиционные карельские узоры.
Важинка - река, важная для всего Подпорожского района. Она дает ощущение простора, величия. Это же и река, и путь монахов: раньше из монастыря монахи шли вниз, спускались на своих лодках, потом дальше двигались в сторону Александро-Свирского монастыря. Дальше – река Свирь, можно спокойно любоваться, как проплывают туристические теплоходы по Свири. И мы мечтаем, что будет время, когда будут группы туристов подниматься в верховье Важинки и на байдарках, и на лодках, и на катерах.
Здесь проходит праздник, называется Важинский Разгуляй, приезжают известные артисты - Татьяна Буланова, Юрий Шевчук.
Есть будущее Важин, когда-нибудь он обязательно будет, как и был, - торговым, лесопромышленным, а теперь и туристическим центром.