Валерий Шевченко: «Все должно проходить через душу и руки художника»

«Новости пешком» побывали в мастерской скульптора Валерия Шевченко, работы которого знают многие гатчинцы.

Новости пешком
25 октября 16:23
1585

Галина Паламарчук:
- Валерий Владимирович, я в святая святых – в Вашей мастерской. Сколько лет Вы здесь работаете?

Валерий Шевченко:
- 43-й год.

Галина Паламарчук:
- И сколько же работ Вы за это время выполнили? Примерно хотя бы считали?

Валерий Шевченко:
- Количество, наверное, значения не имеет, потому что были работы и маленькие, и побольше, и совсем большие.
Сотни три, наверное, вышло работ, а то и больше. Я не считал, но зато здесь были сделаны такие мои значительные вещи, как бюст Куприна, который стоит перед библиотекой, мемориальная доска Куприну. Доски на проспекте, посвященные концлагерю, который был на территории «Гатчинсельмаша». Конечно же, няня Арина Родионовна была здесь создана. В Воскресенском стоит. Здесь я ее делал.

Галина Паламарчук:
- Как проходила эта работа? Вам приходилось общаться с Задорновым по этому поводу? Это же он финансировал эту скульптуру. Он высказал Вам свои пожелания?

Валерий Шевченко:
- Когда это все закрутилось, я уже вовсю работал в глине над фигурной композицией, мне позвонила моя знакомая петербурженка и сказала, что Задорнов объявил конкурс на создание памятника Арине Родионовне. Я этого не знал. Я говорю, что я ее уже делаю. Гатчинская администрация тоже про это узнала, Михаил Лейкин, Даниил Мкртчян: они и послали фотографию эскиза. Я про это ничего не знал. И вдруг звонок: женщина мне говорит, что сейчас со мной будет говорить Задорнов. Я подумал сначала, что разыгрывают. Оказалось, нет. Слышу голос Задорнова: «Валерий Владимирович, мне понравилась ваша работа. В каком она сейчас состоянии?». Я говорю: «В глине еще. Месяца полтора, а то и два работы. Потом будем в материал переводить». Сначала мы решили, что материал будет недорогой, искусственный камень, бетон. А потом нашли средства и решили из камня рубить. Я Задорнову и сказал, что, видимо, из гранита будем делать.
Он мне через некоторое время перезвонил и предложил из бронзы делать. Я согласился, конечно. Задорнов уезжал по делам тогда на Дальний Восток и пообещал, что будет оттуда интересоваться, как идут дела у меня.
Я, конечно, поблагодарил за такое участие.
Я весь окрыленный захожу в мастерскую - посмотрел на эту свою вещь и разломали ее. Почему? Для бронзы другой язык нужен. Камни поплотнее и побольше. А здесь тщательнее нужно сделать все детали, складки одежды и так далее. Я начал работать вечером, работал допоздна, продолжил утром, чуть крупнее начал делать.
Потом, на открытии памятника Задорнов сказал жителям: «Я хочу вам открыть секрет, мы заложили его со скульптором: каждый, кто подойдет к скульптуре, подержится, должен в этот момент задумать что-то доброе. Не загадать желание, чтобы проценты в банке появились, - это чушь: Арина Родионовна этому помогать не будет. А вот если задумает что-то доброе по отношению к детям - сбудется. Вот поэтому скульптор сделал руку, она протягивает ее нашему человечеству».
А вот книгу о Задорнове сделали его друзья с воспоминаниями о нем. Задорнов сюда приезжал с друзьями, привозил дочку.

Галина Паламарчук:
- Расскажите про свою мастерскую. Как у Вас тут все устроено? Во тут, так скажем, наброски, а потом уже задумка реализуется в большую работу?

Валерий Шевченко:
- Конечно, надо эскиз сделать сначала. то у меня художник Васильев без плаща. Это пластилин, потом плащ сделаю, а потом уже в натуральную величину.

Галина Паламарчук:
- У Вас здесь много и других работ. Много женщин красивых.

Валерий Шевченко:
- У меня женщин много, еще недоделанные, некогда ими заниматься. Надо довести до ума и потом уже на выставке показать.
Там у меня архитектор Николай Львов, сидящая фигура. Это для музея авиации - бюст Кованько. Пока там еще не готов павильон, поэтому я не тороплюсь. Буду доделывать Кованько. Там, конечно, и остальные летчики будут, которые имеют отношение к Гатчинскому аэродрому.

Галина Паламарчук:
- Давайте прогуляемся по вашей территории. Что это за скульптура многофигурная?

Валерий Шевченко:
- Я люблю работать с камнем, мозаику делать из камней. Рядом со мной гранитчики долго работали, много камня валялось. Думаю: чего добру пропадать? Бетон есть, арматура есть. У меня даже пушкинская композиция: наделал лешего, русалку также с камушками, другие там образы.
Когда я работал в Средней Азии в 70-х годах, делал декоративные вещи, там я не успел сделать такую вещь - это 12 знаков по восточному календарю. Вот - котик спрятался, дальше дракон идет, за драконом пошли змея, конь, коза, обезьяна, петух. Вот собачка и так далее. Мой год - бык.

Галина Паламарчук:
- Расскажите, как рождается идея?

Валерий Шевченко:
- Иногда случайно, иногда придумываешь и даже очень долго. Думаешь, рисуешь, а потом …и пошло. Когда композицию делаешь, а когда портрет - надо тоже маленькие эскизы сделать и найти композицию портрета.
А это солнышко из гранита: присмотрел камень, смотрю, лучи есть. Такой облом камня подходящий. Вот и сделал. А здесь наш камень местный. Композиция называется «Сирень»: Куприн сидит с кустом сирени, это из камушков. Кстати, у нас открыли хороший памятник в Гатчинском дворике. Его бы чуть-чуть повыше поставить. Мастер очень ответственно подошел к его созданию его: все совпадает и по фигуре, и по характеру.
Я люблю камень, грубый или круглый, или вот - такими кусками. Камень иногда сам подсказывает образ. Вот, Емельян Пугачев получился, здесь Степан Разин, Иван Болотников, тоже предводитель крестьянского восстания. Там у меня еще будут два персонажа: Кондрат Булавин и Устин Кормелюк. Пять атаманов. Я эту работу называю «Привет чиновникам», которые иногда несправедливы.

Галина Паламарчук:
- А как Вы работаете с камнем? Это довольно трудное, физически трудное занятие. Почему Вас это привлекает?

Валерий Шевченко:
- Нравится. С детства вырезал из дерева, а камень уже позже пошел, из мрамора рубил.
Вот кот ученый, он еще недоделанный. У меня готовых уже, наверное, пять - в библиотеке, в лицее.
А это просто ямщик, такая Гатчина купеческая.
Кстати, камушки: если их правильно употребить, образы получатся, как воспоминания. Женский образ один, потом другой образ, а там еще и третий будет.
А вот кусок камня валялся. Смотрю, так это же прическа может быть! Подумал: надо сделать красавицу, у нее пышная прическа.

Галина Паламарчук:
- И сколько времени на такую красавицу уйдет?

Валерий Шевченко:
- По-разному. Я не с утра до вечера работаю. Между делом иногда, когда хорошее освещение без солнца, подойду и тюкаю, тюкаю. Потом оставлю, другими вещами занимаюсь.
Это Набоков, тут у него сигара была: он денди был, у меня получился какой-то английский персонаж. Он с детства любил английский язык, отец его приучил.
Это Кирьян Пластинин, который Коннетабль набирал, потом террасу строил, - вологодский крестьянин, которого сюда привезли, он работал с камнем.
А это автопортрет 35-летней давности.
А вот это один из вариантов скульптуры Васильева, художника, который родился в Гатчине.

Галина Паламарчук:
- Вам хочется, и это справедливо, увековечить его память в родном городе?

Валерий Шевченко:
- Да.

Галина Паламарчук:
- Это что у Вас в руках?

Валерий Шевченко:
- Победитовый наконечник. Камень твердый: мрамор и известняк можно каленым, а здесь только с победитовым работа идет.
Снимают камень по чуть-чуть, по доле сантиметра: вот так это само и идет. Есть и роботы, выполняющие эту работу, но это такая гадость получается! Все должно проходить через руки и душу художника, поэтому и остается, в основном, ручная работа. Это не быстро, зато интересно, когда вещь из камня сделана.

Галина Паламарчук:
- С мрамором тяжелее работать?

Валерий Шевченко:
- Нет, с мрамором полегче, с гранитом труднее, но интересно.

Галина Паламарчук:
- Какие еще персонажи в Вашей голове?

Валерий Шевченко:
- Сейчас мне мечтать много не стоит – надо рассчитывать свои силы. Это когда 40 лет было, 50, - можно было и помечтать. Васильева надо сделать, еще какие-то портреты. Делать, пока силы есть!