В Вырицу, к батюшке Серафиму
3 апреля – День памяти святого Серафима Вырицкого. О годах его жизни в Вырице, где он и похоронен на территории храма Казанской иконы Божией Матери, наш разговор с настоятелем отцом Георгией в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Мы на Пильном проспекте в Вырице у дома, где жил Серафим Вырицкий. Вы часто здесь бываете?
Отец Георгий:
- Иногда проезжаю, когда еду из храма или в храм. Очень интересно проехать мимо того места, где преподобный молился, принимал людей, утешал их.
Галина Паламарчук:
- Этот дом сохранился с тех времен?
Отец Георгий:
- Этот дом сохранился с начала прошлого века, когда застраивалась дачная Вырица. Может быть, позже он как-то реставрировался.
Галина Паламарчук:
- Но все-таки он создает атмосферу того периода?
Отец Георгий:
- Конечно. Характерные деревянные башенки – это то, что в начале прошлого века было, скажем так, модным для дач Вырицы. Но этот дом не был частной собственностью преподобного Серафима. Этот дом они снимали, но не до самой смерти, потом переехали на другую дачу.
Галина Паламарчук:
- Когда он выбирал эту дачу, наверное, пленился видом этого здания дачного модерна?
Отец Георгий:
- Просто обстоятельства так сложились. Было удобно, может быть. Может быть, люди просто пустили. Мы же не знаем, за деньги он снимал, не за деньги. Свое состояние, капиталы, которые у него были, он раздал перед тем, как уйти в Александро-Невскую лавру в 1920 году. Раздал на благотворительность, на храмы.
Галина Паламарчук:
- Это были очень большие деньги: как я читала, 40 тысяч золотом. Он был преуспевающий купец. А Вы задавались вопросом: почему все-таки он решился на этот шаг? Или он шел к этому все время?
Отец Георгий:
- Из его житья мы знаем, что он к этому имел желание с детства. Просто духовник его сначала не благословил, сказал, что он будет полезен в миру. Но когда наступили непростые времена – революция, он осуществил, скажем так, свою мечту, по обоюдному согласию с супругой в самое непростое время, когда были разные варианты, куда деть свои капиталы.
Галина Паламарчук:
- Можно было, в конце концов, уехать за границу всей семьей?
Отец Георгий:
- И построить, например, храм какой-нибудь и служить там. Но он избрал другой путь, на который, не каждый решится - стать монахом, когда церковь претерпевала гонения, священников расстреливали.
Галина Паламарчук:
- Вы уже упомянули Александро-Невскую Лавру, откуда начался новый этап его жизни. Когда преподобный попал в Вырицу, он уже к тому времени болел?
Отец Георгий:
- Да. Это было рекомендовано ему именно для того, чтобы поправить свое здоровье - поехать сюда. Вырица славилась своим чистым воздухом, благоприятным климатом. А может, это было и промыслительно. Если бы он остался в Лавре, неизвестно, как бы закончилась его судьба.
Может быть, как и участь других монахов, которые были расстреляны.
Галина Паламарчук:
- Здесь он еще прожил часть своей жизни, несмотря на немощь. Совершил то, ради чего приезжают сюда люди, поклоняются ему. В конце концов, он был канонизирован потом.
Отец Георгий:
- Да, здесь большая часть его жизни прошла именно как пастыря, как духовника, как старца - с 1930 по 1949 годы. Когда народ его уже почитал, приезжал к нему специально. Время было непростое - война. Вырица была оккупированной территорией.
Галина Паламарчук:
- И при этом он молился за славу русского оружия.
Отец Георгий:
- Да, около дома (и мы как раз находимся на этом месте) есть камень, на котором он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, молился за славу нашего оружия, за мир.
Галина Паламарчук:
- К тому времени он был уже очень больным человеком, даже не мог сам к этому камню приходить…
Отец Георгий:
- Говорили, что его выносили. Это не значит, что он тысячу дней простоял на нем и денно, и нощно. Каждый день какое-то время он посвящал этой молитве. На этом месте, где был образ Божией Матери, хотя некоторые говорят, что все-таки была икона Серафима Саровского, перед которой он молился. Но я думаю, что это не важно, перед какой иконой он молится.
Галина Паламарчук:
- Он же очень почитал Серафима Саровского.
Отец Георгий:
- Почитал. И схиму принял в честь этого святого. Поэтому каждый день он совершал уединенную молитву за победу русского оружия в Отечественной войне.
Галина Паламарчук:
- Как выяснилось, есть несколько версий даже - такой камень или другой…
Отец Георгий:
- Когда Серафим Вырицкий здесь оказался, у этого дома был большой земельный участок с небольшим садом. Сейчас он поделен условно на три части. Потомки тех хозяев так его разделили. И теперь здесь имеется вместо одного дома – три разных, соответственно.
Понятно, что дом, в котором находился преподобный, и то место, где он молился, не могли быть далеко друг от друга. У него же не было таких верных помощников, которые могли отнести куда угодно. Наверное, внучка была, которая все время с ним находилась, хозяйка. Может быть, они под руки его вели, мы не знаем. Но я думаю, что все-таки это место должно было быть таким уединенным, а в доме все равно какие-то хлопоты происходят. Поэтому по одной версии это место здесь, где мы с вами стоим. Это и моя версия.
Галина Паламарчук:
- Предполагается, что преподобный стоял на коленях прямо на камне?
Отец Георгий:
- Наверное, какую-то циновку клали, потому что ноги больные были, он их повредил, когда стоял на каменном полу Троицкого собора Александро-Невской лавры. Собор не отапливался, именно это привело к заболеванию.
Галина Паламарчук:
- Теперь мы на Майском проспекте. Здесь Серафим Вырицкий провел свои последние дни...
Отец Георгий:
- Это немного ближе к храму. Сохранились фотографии, на которых он здесь, на этой веранде, принимает людей, которые к нему приезжали за советом. Скорее всего, он уже и не ходил, принимал посетителей полулежа, облокотившись на спинку кровати. Я спрашивал у правнучки Ольги Даниловны, что он говорил людям, какие советы им давал? Она сказала, что он вообще не был многословным. Просто он умел человека выслушать, посмотреть ему в глаза и понять причину его прихода, всю его боль и то, что его тревожит. Брал, может быть, за руку, благословлял. И ведь мы знаем, что люди потом уходили от него окрыленными. Он, видимо, умел как бы на себя принять их тяжесть, с которой, они пришли к нему. Им становилось легче. Каково было старцу, мы можем только догадываться. Он укреплялся только молитвой. Любой святой человек никогда не стремится к этой святости специально, он не ищет славы, не ищет почета какого-то, уважения.
Наоборот, все подвижники и молитвенники уходили куда-то в лес, подальше. Это люди их находили, люди к ним приходили. Я думаю, что, если бы у него были здоровые ноги, он тоже мог бы куда-то уйти. Но у него было другое служение. Вы думаете, он не хотел в храме молиться, служить? Ведь он священник. Конечно, хотел этого, но не имел такой возможности. Отец Алексий Кибардин был его духовником, настоятелем Казанского храма. Он приходил к нему сюда, причащал его. Сам исповедовался и преподобного исповедовал.
Галина Паламарчук:
- Самое время пойти в храм Казанской иконы Божией Матери. Вы говорите, что есть свидетельство о том, что Серафим Вырицкий все-таки бывал в храме?
Отец Георгий:
- Да, Ольга Даниловна Набоко, правнучка преподобного Серафима, сказала, что, со слов ее мамы, батюшка, когда приехал в Вырицу устраиваться в начале 30-х годов, посетил эту церковь и участвовал в богослужении, совершал литургию. А все остальное время считал себя прихожанином этого храма. Людей, которые приходили к нему, сначала отправлял помолиться в церковь.
Галина Паламарчук:
- Для него, вероятно, было важно, что он живет неподалеку от храма, который не может посещать в силу своего нездоровья?
Отец Георгий:
- Наверное, он мог слушать колокольный звон… Вы понимаете, ведь молиться можно везде Богу, где бы ты ни находился, где бы ты ни путешествовал. Будь то лес, пустыня, горы, если ты молишься с сердцем, Господь услышит твою молитву.
Как раз мы проходим мимо захоронений настоятелей этого храма. Например, отца Порфирия, протоиерея.
Галина Паламарчук:
- Годы его жизни – с 1874-го по 1937-й.
Отец Георгий:
- Это первый настоятель храма, который принимал участие в строительстве этой церкви.
Вот протоиерей Алексий Кибардин - тоже подвижник, претерпевший немало в годы гонений.
Ну и, конечно, отец Алексей Коровин. Это мой предшественник, который немало потрудился, чтобы имя преподобного было прославлено как святого русской церкви. Все эти годы, больше 30 лет, будучи настоятелем храма, заботился и о храме и встречал тех людей, которые знали батюшку Серафима, приезжали к нему на могилу. Потому что есть завещание от преподобного, что, когда его не будет с нами в этом мире, чтобы люди приходили к нему на могилу разговаривать с ним, как с живым. Люди приезжали все эти годы, особенно в день памяти 3 апреля, когда он почил. Батюшка Алексий всегда служил панихиду, всегда радостно принимал здесь всех.
Серафим Вырицкий захоронен здесь, рядом с храмом. Причем, в 1937 году отца Порфирия не разрешили здесь захоронить. Перезахоранивали гораздо позже. Нам дали такое разрешение, и мы с кладбища перенесли сюда, на территорию храма, его останки. И что удивительно - прошло больше 70 лет после их погребения, а вот кости остались, практически, неистленными. Облачение Порфирия полностью сохранилась, Евангелие.
Галина Паламарчук:
- А Серафима Вырицкого здесь сразу захоронили?
Отец Георгий:
- Его захоронили сразу.
Галина Паламарчук:
- В 1949 году уже разрешали?
Отец Георгий:
- Да, уже разрешили. Сначала похоронили матушку его, она раньше умерла, а потом и его рядышком с ней.
Галина Паламарчук:
- И все эти годы сюда шли, ехали паломники. И настало время в 2000 году, когда его канонизировали.
Отец Георгий:
- Когда были собраны документы, комиссия по канонизации, изучив эти документы, приняла решение, учитывая, что есть почитание, есть явленные чудеса по молитвам к этому святому, тогда еще просто человеку. В августе 2000-го на юбилейном архиерейском соборе это решение было озвучено. А уже 1 октября в первый раз служилась ему служба.
Галина Паламарчук:
- Давайте зайдем в часовню.
Отец Георгий:
- Здесь два надгробия. Матушка Серафима, она также приняла монашеский постриг. Батюшка Серафим в Александро-Невскую Лавру пошел, а матушка - в Новодевичий монастырь. Когда сына Николая расстреляли, на их попечении осталась внучка Маргарита. Их благословили вдвоем переехать в Вырицу. Понятно, что они тут были не как муж и жена, а как брат и сестра.
Галина Паламарчук:
- И закончили свой жизненный путь вместе.
Отец Георгий:
- Вместе, да. Так их и похоронили вместе. Когда проектировали часовню, было решено, что даже, несмотря на то что она не канонизирована, не разделять их, а сохранить место их упокоения вдвоем. Я считаю, что это правильно.
Галина Паламарчук:
- Она же поддержала его во всех решениях.
Отец Георгий:
- Вот именно. Когда он был состоятельным человеком и владел огромными капиталами, понятно, что они вместе ездили, в том числе заграницу. Взять и все раздать, отказаться от всего этого и выбрать другой путь, не самый легкий - было непростым выбором. Она же живой человек. Она вместе с ним разделила эту судьбу.
Галина Паламарчук:
- Много здесь бывает народу?
Отец Георгий:
- Часовня не отапливаемая, но ее двери открыты всегда. В любое время можно зайти, и сторож может пустить, если люди издалека приехали.
Галина Паламарчук:
- Я знаю, что много знаменитостей приезжает сюда.
Отец Георгий:
- Артисты приезжают, политики. Мы не ведем никакой регистрации, у нас нет книги почетных посетителей. Мне кажется, что это личное, а личное не выставляется на публику. Тем не менее, с некоторыми он даже дружил.
Галина Паламарчук:
- То есть, для них Серафим Вырицкий – это личная история, по душе они приезжают сюда?
Отец Георгий:
- Многие считают его своим покровителем. Особенно люди, которые заняты в бизнесе. И богатый может войти в Царствие небесное. Считается, что богатство отягощает, отвлекает от нашего духовного совершенствования. Но на примере Серафима Вырицкого мы знаем, что богатство не развратило, а, наоборот, помогало ему творить добрые дела, заниматься благотворительностью. А потом он отказался от него, чтобы обрести духовное богатство, которое уже никем не отберется. Оно не сгорит, не пропадет, и никакая инфляция с ним не случится. То богатство, к которому всех нас призывает церковь.
Галина Паламарчук:
- Отец Георгий, Вы в этом храме служите с 2005 года, для Вас это особая честь?
Отец Георгий:
- Конечно. Это мой личный опыт. Я понимаю всю ответственность этого служения. Это место, куда приезжают люди, как к батюшке они приезжали за утешением, за поддержкой. Так они и сейчас едут. Мы должны соответствовать этому. Мы должны стараться сделать так, чтобы людям было здесь уютно, тепло, чтобы они захотели снова сюда вернуться. Это, конечно, от меня зависит, от настоятеля, как организовать это, как устроить, чтобы так было. Я благодарен Богу, что Господь отвел меня на это место служения. И я рад, что мои помощники, братья нашего храма, во всем поддерживают меня.
У нас есть иконы, которые были в келье преподобного, перед которыми он молился. А также образ Казанской иконы Божией Матери. Это, скажем так, семейный образ семьи Муравьевых. Еще будучи живым, Серафим Вырицкий завещал её нашему храму. Образ из поколения в поколение был в семье. Теперь мы перед ним молимся.
Еще одна святыня нашего храма – епитрахиль, без которой не совершается ни одно таинство церкви, она тоже принадлежала преподобному Серафиму. С этой епитрахилью связана большая история. Когда меня назначили сюда настоятелем, Константин Лебедев перебирали ризницу и нашел епитрахиль. Отложили ее, чтобы отдать куда-то или утилизировать. Когда уже практически закончили, стали рассматривать, увидели надпись. Присмотревшись, прочли: «Я, вырицкий монах Серафим. 29-й год. Александро-Невская лавра». И штамп: главный офис ризницы Александро-Невской лавры. И номер стоит. Это обычно так делается - духовенство подписывает то облачение, которое носит, чтобы путаницы не было. Вот так мы обрели эту святыню.
Еще есть напёрстный крест. Он тоже принадлежал Серафиму Вырицкому, но был подарен моему дедушке. Когда он после войны приехал к нему за благословением о своей дальнейшей судьбе, тот подарил ему этот крест. Бабушка рассказывала, что, когда дед приехал домой, сказал, что вот Серафим Вырицкий подарил крест, к чему бы это? Наградят меня или еще что-то будет? Но выяснилось, что награда была в другом. Арестовали его потом. А крест так и передавался из поколения в поколение: сначала дедушка носил, потом моему папе передал, а папа, когда меня наградили наперстным крестом, передал мне его. А теперь он здесь находится, в нашем храме.
Галина Паламарчук:
- Серафиму Вырицкому всегда много свечей в храме ставят?
Отец Георгий:
- Конечно, люди же приезжают сюда, в первую очередь, преподобному помолятся. А свеча – это же жертва наша.