В одной команде с ребёнком
Психолог Михаил Архипов – о том, как оградить подростков от вовлечения в экстремистские движения.
– Весь март СМИ обсуждали битвы подростков в российских городах. Противостояние поклонников аниме и футбольных фанатов привело к массовым задержаниям. В чём корни этого явления?
– Это явление сложно назвать новым. Подросткам свойственно собираться в общности по интересам или территориальным признакам. В прошлом это были сходки «двор на двор», различные противостояния неформалов. Нередко доходило до драк – всё-таки у подростковой среды достаточно высокий уровень конфликтности.
В то же время в сложившейся сегодня ситуации нельзя исключать фактор внешнего воздействия. Поклонники японских мультфильмов раньше не были замечены в проявлении агрессии. Что их спровоцировало? Ответ на этот вопрос уже активно ищут правоохранители. Ну а мы – общество, родители, педагоги – должны понять для себя: что нам нужно сделать для детей в такой ситуации.
– Для начала родителям важно разобраться: в чём разница между опасными и мирными субкультурами?
– Достаточно просто: в наличии призыва к насилию или иным деструктивным действиям.
– Даже в текстах классических рок-групп при желании можно рассмотреть признаки агрессии. А смотришь на тех же рокеров в жизни – мирные дядьки!
– Это тонкая грань. По большому счёту любое искусство говорит нам о многообразии мира и культур. Показывает, что существуют разные люди, разные взгляды и ценности.
Но как только в эту картину мира включается призыв к оскорблению или унижению людей, которые чем-то отличаются от тебя – цветом кожи, убеждениями, религией – то речь идёт об экстремизме. «Он другой – и его быть не должно» – к таким высказываниям мы, взрослые, должны быть очень внимательны.
– Какие признаки могут указывать на то, что ребёнок увлекся чем-то опасным?
– В первую очередь, резкое изменение жизненных интересов и поведения подростка без видимых на то причин. Например, значительное ухудшение успеваемости при том, что ребёнок не пропускал уроки по состоянию здоровья. О чём это свидетельствует? Произошло снижение мотивации к обучению. Должна же быть какая-то причина, и с ней важно разобраться. Или резкое изменение круга общения. У ребёнка была одна компания – бах – и появились новые друзья, зачастую из числа старших ребят. Тревожный звоночек!
Что касается опасной символики в одежде – сейчас границы использования визуальных символов размываются. То, что ещё недавно было отличительным знаком опасной фанатской группировки, сегодня появляется на одежде огромного числа подростков. Так что однозначным критерием угрозы внешний вид не является.
Как не является однозначным фактором риска и неблагополучие семьи. В наше время асоциальным проявлениям подвержены самые разные дети. Экстремизм, наркотики, суицид – благополучие семьи само по себе не защищает от этих угроз.
– Что же играет главную роль в формировании деструктивного поведения?
– Среда и окружение. Причём в наше время – цифровое окружение. Родителям важно, во-первых, знать, с кем общаются их дети; во-вторых, в каком окружении они находятся в Интернете. И это сложный вопрос. Мы же понимаем, что, подарив подростку телефон, у родителей не получится просто так взять – и ограничить его доступ к устройству. Важно изначально выстроить систему общения в виртуальном мире, установить конкретные и понятные нормы. Причём эти нормы должны быть едиными для всех членов семьи. Распространённая ситуация: родители запрещают сыну пользоваться гаджетами. А сами сидят в них целый день. Так это не работает. Могу предложить удобный лайфхак: ограничивать не столько по времени, сколько по территориям в квартире. Например, ввести правило – нельзя пользоваться смартфоном в кухне и спальне.
– Потому что там дети проводят больше всего времени?
– Конечно. Кроме того, приём пищи – это ещё и процесс коммуникации, который важен для качества общения внутри семьи. Ну а просмотр Интернета на ночь глядя серьёзно вредит здоровому сну. Поэтому такой подход в целом носит общеоздоровительный характер.
– Если говорить о причинах опасных увлечений – зачем всё это нужно самим подросткам? Нервы пощекотать?
– В подростковом периоде ключевым моментом является смена приоритетов с родителей на сверстников. Слово друга теперь весит в тысячи раз больше, чем мнение родителей. Это не хорошо и не плохо. Это данность. Так ребёнок проходит через процесс сепарации – отделение от семьи в качестве самостоятельной личности. Он учится взаимодействовать с обществом в новом качестве. Бояться этого периода не надо: наоборот, необходимо помочь ребёнку пройти этот путь.
В этот момент подростку особенно важно понимать, что он не один, а принадлежит к какой-то группе. И от того, к кому он присоединится, зависит очень многое. Это может быть спортивная команда или добровольцы в приюте для бездомных животных. Кружок в школе. А может быть не самая здоровая с точки зрения психологии «команда». И эта принадлежность окажет серьёзное влияние на формирование убеждений человека. Ведь границы мировоззрения в подростковом возрасте ещё так размыты.
– Получается, нужно больше секций и кружков?
– Я бы сказал – надо больше классных тренеров и наставников. Нужны люди, которые смогут объединить ребят, поддержать и выслушать, а не критиковать и оценивать. Быть авторитетом для подростка. Мы прекрасно знаем, что в любом школьном коллективе есть педагоги, которых дети реально слушают. Важно, чтобы такие люди общались с ребятами, объясняли им сложные вещи – не для галочки, а максимально искренне.
А вообще в этой ситуации у каждого – своя роль. Роль родителей – не просто знать, чем живёт их чадо, но и направлять его туда, где он не услышит призывов к агрессии и нетерпимости. Роль моих коллег, специалистов – искать новое, а не работать инструментами 10-летней давности, постоянно учиться. Современной школе важно совершенствовать воспитательную функцию, делать ставку на тех самых неравнодушных наставников.
Ну и самое главное – доверие. Без доверия все остальные опоры осыпаются у нас на глазах, причиняя боль ребёнку и разрушая отношения в семье. А что такое доверие? Это безопасность. Любой человек – будь то ребёнок, муж или жена – доверяют своему окружению в тот момент, когда чувствуют себя в безопасности. Создание этой атмосферы безопасности и есть одна из главных задач в борьбе с деструктивными увлечениями молодых людей.
Беседовал Алексей Астапчик