Там, где Вуокса уху варит
Вуокса — это не река, точнее, не только река, а целая озерно-речная система. А пороги на Вуоксе в Лосево придуманы не природой, а человеком, да и то ошибочка вышла: задумал человек в 19-м веке судоходный канал в 800 метров как перемычку между озером и рекой, а получил порожистую реку с перепадом высот в 3 метра. В результате главными «моряками» в этой части русла реки стали… байдарочники, а сейчас к ним добавились и другие средства передвижения по воде, например, надувные женщины. С того места реки, где «Вуокса уху варит», — в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Елена, расскажите, когда Вы начали обустраивать это место у моста через Вуоксу, где был пустырь, Вы постепенно влюблялись в это место или сразу?
Елена Голубева, предприниматель:
- В это место – Лосевские пороги - все влюбляются сразу. А вот обидно было точно, потому что хочется, чтобы этому бриллианту была какая-то достойная огранка.
Галина Паламарчук:
- Вы на спуске от своего кафе к Вуоксе занялись ландшафтным дизайном, получилось очень красиво, а дрожки выложили из старых финских кирпичей, откуда они? Вы постарались таким образом отразить сложную историю этой земли?
Елена Голубева:
- Сносили очередной старый финский дом, мы попросили отдать нам оставшиеся кирпичи. Жалко старинные кирпичи выбрасывать.
Галина Паламарчук:
- А что это за полуразрушенный дом рядом? Расскажите.
Елена Голубева:
- Это дом 1938 года. То есть, его построили прямо перед советско-финской войной.
Галина Паламарчук:
- Тогда, когда эта территория была финской?
Елена Шарова:
- Да. В 1940 году финны ушли, во время войны все бомбили, все, что было деревянное, сгорело, а все, что не деревянное, в разных видах осталось. В этом доме жили сначала строители - охранники моста, а потом здесь был клуб. Бабушка Лена тут была, она недавно умерла, 95 лет ей было. Рассказывала, как милиционер Иванов всех проверял в этом клубе, здесь смотрели фильмы. Потом в нем начали жить люди. По разным причинам они переехали. Сейчас за него все борются и непонятно, когда приведут в порядок.
Мы тут туда посадили приведение, и дети с удовольствием на фоне его фотографируются. Кто-то пытается финскую кладку изучать.
Галина Паламарчук:
- Финны называли это место Кивиниеми.
Елена Голубева:
- В переводе - Каменный мыс. В 1948 году переименовали в Лосево.
Галина Паламарчук:
- Есть объяснение, почему?
Елена Голубева:
- У нас лосей не больше, чем в любом другом месте Ленинградской области. Более того, ухитрились в одной Ленинградской области сделать два населенный пункта Лосево: один здесь, а второй - в Выборгском районе. Правда, мы - поселок, а они - деревня. Вот этим и отличаемся.
Галина Паламарчук:
- Зато здесь есть такие красивые пороги. Давайте поговорим об этой замечательной реке Вуоксе. Я уже и не знаю: река это или озерно-речная система?
Елена Голубева:
- Вот Вы абсолютно правильно сказали. Вуокса - это не река, это водно-озерная система. Хотя, с другой стороны, какое озеро, если есть вход и выход?!
Здесь была географическая катастрофа. Огромное длинное озеро Суванто (ныне Суходольское) очень близко подходило к Ладоге. Дальше историки говорят по-разному, но факт остается фактом: люди всегда хотели прорыть канал и соединить два озера. Сначала рыли в 18-м веке. потом в 19-м, но так и не достигли Ладоги, осталось метров 50 до Ладоги - маленький, маленький ручеек туда все-таки тек. Ну а, как известно, вода дырочку найдет. В 1818 году ветра дунули, расшибая все на своем пути, и большая вода прорвалась в Ладогу, за один день уровень Суходольского озера упал на семь метров. Здесь, между Вуоксой и озером, соответственно, все пересохло, образовался перешеек. Раньше Вуокса текла в другую сторону, она с Суходольского брала начало. . Стали думать, как быть. Решили все-таки восстановить движение кораблей и взорвали перемычку.
Галина Паламарчук:
- Это середина 19-го века?
Елена Голубева:
- 1857 год. Так что вряд ли какой-то другой порог сможет похвастаться, что у него есть день рождения: 17 сентября 1857 года. Конкретный день, конкретный год.
Галина Паламарчук:
- Расстояние здесь сколько метров?
Елена Голубева:
- Длина 800 метров, меньше километра. И здесь запрещена рыбалка. Она была запрещена и у финнов.
Галина Паламарчук:
- Вернемся к истории. Взорвать то взорвали, но задачу не выполнили до конца?
Елена Голубева:
- Да. Река пошла в другую сторону, в сторону Ладоги, и вместо реки, по которой должны плавать пароходы, стала местом паломничества экстремалов водного туризма, потому что углубить дно до нужных размеров так и не удалось.
Галина Паламарчук:
- И в советское время это место использовалось паломниками на байдарках?
Елена Голубева:
- Использовалось. Здесь еще каждый год проходил международный фестиваль авторской песни, собиралась вся Ленинградская область. Это были знаменитые праздники. Потом это приостановилось, а сейчас возобновили.
Кроме соревнований организуется много развлекательных мероприятий - все, что можно придумать экстремального, придумывают. Конечно, здесь особые люди собираются, они без экстрима не могут.
Галина Паламарчук:
- Вода здесь, конечно, не замерзает?
Елена Голубева:
- Нет, немножко только у берегов, может быть.
Галина Паламарчук:
- Развлечение на льдинах кататься есть?
Елена Голубева:
- На льдинах катаются, в Новый год катаются. 8 марта девочки на байдарках надевают свои шлемы с бантиками и тоже катаются.
Галина Паламарчук:
- А что за развлечение, когда на льдине нужно добраться до «жандарма»? «Жандарм» - это что?
Елена Голубева:
- Это скала, которая находится около железнодорожного моста. Они отрезают кусок льдины специальным пилами. На них грузятся сами, грузят свои байдарки и начинают сплавляться. Если кусок отвалится, они или пересаживаются на байдарки или двигаются на остатках льдины. Их задача - доплыть. Иногда доплывают, иногда нет, иногда уже на байдарках. А потом надо забраться на «жандарма» и громко прокричать: «Мы это сделали!».
Галина Паламарчук:
- Что за развлечение, когда здесь катаются на надувных женщинах?
Елена Голубева:
- Это развлечение придумали бизнесмены. 10 лет подряд проходил сплав на резиновых женщинах. Потом они отсюда ушли, потому что у нас переделывали мосты. Они ушли в Новгород, после этого сказали, что у нас здесь лучше и возвратились.
Сейчас мы идем вдоль берега, его облагородили три года назад по Программе развития комфортной городской среды, поставили вот такие замечательные зеленые фонарики, сделали спортивную площадку.
Галина Паламарчук:
- Вы здесь вдоль дорожки баннеры со старыми фотографиями этой местности повесили, молодцы! Люди интересуются историей этого места?
Елена Голубева:
- Да. Вот мост, он когда-то был вантовый, замечательный. И поскольку по нему крутые машины ездили, была табличка «Скорость не более 10 километров в час».
Тут много любопытного. Вот недавно фотография появилась – «Мельница в Кивиниеми». Очиведно, что мельница тут должна была быть, потому что было бы странно иметь такой сумасшедший напор воды и им не пользоваться. Я тут чуть больше 10 лет, но уже на моей памяти раза три или четыре приходили с проектом вечного двигателя, мини-гидроэлектростанции и так далее. Но потом, правда, все они куда-то исчезают.
Вот фотография железнодорожного вокзала в Кивиниеми. Он очень похож на Приозерский и на многие вокзалы. Но чем интересна эта любительская фотография? Кто-то ухитрился сделать ее 8 декабря, когда вокзал горел. А вот этот домик стоит до сих пор.
В 1940 году финны ушли. Им дали 48 часов. Они перевели все свое население и взорвали мост. Наши его построили заново, а недавно мост реконструировали – получилось очень хорошо.
Галина Паламарчук:
- А как говорят местные, когда в этом месте начинает парить река?
Елена Голубева:
- Вуокса не замерзает никогда, но когда температура опускается ниже 12-15 градусов, начинает парить. И местные жители говорят: «Опять Вуокса уху варит». Вуокса очень красивая, тут очень красивые туманы. Почему? Потому что разница температур, вода еще теплая, а воздух холодный. А когда мороз больше 30 градусов, но это не так часто бывает, то здесь все деревья белые стоят. Река парит, с той стороны мост, с этой стороны Луна, и получаются очень четкие фотографии, где абсолютно каждая веточка, каждая иголочка видна. Такой эффект разряженного воздуха. Просто удивительные получаются фотографии. Приезжайте, фотографируйте.
Галина Паламарчук:
- Надо как-то сигнализировать людям, что настал тот момент: приезжайте, фотографируйте.
Елена Голубева:
- Тут в любое время года очень приятно. И самое главное, что это всего лишь 45 минут от проспекта Просвещения, совсем близко. Сел, доехал, и ты окунулся уже в какое-то совсем другое место.
Для меня это место силы, потому что, во-первых, здесь удивительные люди. У меня здесь маленькое кафе, и те клиенты, которые уже стали друзьями, приезжают сюда много лет. Это люди творческие, они настолько интересны по своему духу, своими историями! Бабушки когда-то ходили здесь в походы, на байдарках, обязательно приводили детей. Дети привезли внуков. И эта история продолжается.
И что удивительно, очень много бабушек, которым за 90, и они приезжают до сих пор. Вот у меня есть четыре бабушки, им всем за 90. Вместе им больше, чем Санкт-Петербургу.
Галина Паламарчук:
- Река и сейчас оживлена…
Елена Голубева:
- Вот рафтингисты плывут, байдарочники катаются, сзади инструктор сидит. Их задача провести посредине, не уткнуться, чем выше, тем больше эмоций у тебя будет, и не важно, какой ты фактуры - большой или маленькой, берут всех, катают всех. Главное, взять с собой набор сухой одежды.
Галина Паламарчук:
- А Вы катались?
Елена Голубева:
- Нет. Поздно сюда приехала.
Галина Паламарчук:
- Пойдемте дальше гулять вдоль воды. Это очень приятно. А Вы расскажете новые водные истории.
Елена Голубева:
- Историй можно много рассказать. Самое смешное, что я финнов видела недавно, три недели назад. Они здесь гуляли в достаточно большой компании.
Галина Паламарчук:
- А вот когда строили новый мост, как-то бережно строители относились к месту?
Елена Голубева:
- Они просто гении, молодцы! Все, в чем можно было помочь району, они все это сделали. Поставили замечательные беседки на берегу, укрепили берег. У нас была проблема со стоком, они сделали нам сток. Столько нам проблем решили.
Я, честно говоря, первый раз увидела, как классно работать с государственной компанией, которая переживает, чтобы все было хорошо.
Галина Паламарчук:
- Здесь вода уже набирает свою порожистость?
Елена Голубева:
- Здесь она начинает набирать. Когда на лодках плывут, самое главное, не заплыть дальше нужной черты, потому что на берег будет трудно выйти.
В этих местах категорически запрещено купаться. А вот любоваться водой можно всегда - здесь очень красиво в любое время года.
Галина Паламарчук:
- Часто сюда заглядываете полюбоваться?
Елена Голубева:
- Я живу прямо напротив Лосевского порога, поэтому у меня и утро здесь начинается, и вечер заканчивается. Удивительные рассветы, удивительные закаты. Причем, если говорить про закаты, когда стоишь на перекрестке федеральной дороги, здесь закат одного цвета, потому что он от Вуоксы, с той стороны закат другого цвета. А когда смотришь вверх, там Суходольский, третий закат. Тут он какой-то красно-синий, там какой-то сине-желтый, а там золотистый. Тут еще очень много хороших людей встречается. Это правда.
Галина Паламарчук:
- Вы замечаете, что люди, которые у воды побудут, становятся какими-то другими?
Елена Голубева:
- Да. Мне тут недавно закон открыли, что, если вы хотите перезагрузиться, отойти от работы, проблем, приезжайте сюда хотя бы на часок. Послушайте шум воды, посмотрите на нее.
Причем, обратите внимание, мы здесь стоим, тут акустика особенная, нам моста (а он рядом) не слышно. Много машин идет, а мы слышим только воду.
Если где и перезагружаться, так это в Лосево. Приезжайте!