Стражи Гатчины чистят доспехи

Культура
10 июля 2019 15:39
612

Куда на время реставрации переехали рыцари со Смоленских и Ингербургских ворот? Что с ними происходит и когда они вернутся на привычное для себя место? Об этом неоднократно спрашивали наши читатели


Ингербургские ворота на въезде и Смоленские на выезде из Гатчины оделись в строительные леса еще в середине января. Рыцари, а если точнее, рыцарские доспехи, много лет встречавшие проезжающих через наш город, покинули свои постаменты. Со Смоленских ворот — на время, а с Ингербургских навсегда, об этом рассказывает Христина Шумилова, заместитель генерального директора реставрационной мастерской «Наследие», художник-реставратор:
— Это авторская скульптура, которая датируется началом 19 века. Со временем она, конечно, пришла в негодность, тем более, что в ее изготовлении была применена техника выкладной меди с использованием очень тонкого листа меди, который за столько лет где-то местами истончился, а местами от соприкосновения с черным металлом внутреннего каркаса, где возникла гальванопара, начались активные разрушения – появились сквозные отверстия. Военные арматуры не были демонтированы во время войны и сильно пострадали. Поэтому они находятся в неудовлетворительном состоянии.
Чтобы избежать дальнейших разрушений, было принято решение рыцарские доспехи с Ингербургских ворот демонтировать, провести реставрацию-консервацию и передать в музей Гатчины. Место на пилонах вместо них должны занять точные копии из тонкостенной бронзы, которые в настоящее время изготавливаются в стенах петербургской реставрационной мастерской «Наследие». Здесь же находится временное пристанище скульптур-оригиналов.


— Подлинная арматура с течением времени начала местами деформироваться, где-то появились какие-то утраты, где-то были поздние воссоздания — на ней было много разных дефектов. Поэтому мы до того, как копировать, решили устранить эти дефекты, поскольку в самой копии, которая будет смотреться новой, эти деформации и дефекты будут выглядеть очень странно. Поэтому сначала делается воссоздание пластики: светлые места на поверхности подлинной арматуры — это пластилин, которым сначала воссоздавались дефекты, поднималась пластика для того, чтобы их не передать в копию, — объяснила Христина Шумилова.


После тщательного устранения дефектов с оригинала снимается силиконовая форма, в которую заливается гипс. На получившейся мастер-модели устраняются все оставшиеся дефекты, которые не должны перейти в копию. Это мелкие каверны, следы предыдущих реставраций, деформированные элементы. Многое реставраторам приходится делать вручную, поэтому изготовление копий — весьма трудоемкий процесс:
— Сейчас у нас работают лепщики-модельщики, которые занимаются тем, что доводят поверхность этой гипсовой арматуры. И потом с нее будет еще раз снята силиконовая форма — из нее будут отливаться восковки, которые еще раз будут дорабатываться и еще раз утверждаться комиссией. Потом они будут уже отформованы под бронзовое литье, а затем отлиты из бронзы. Потом все эти фрагменты будут состыкованы между собой, и таким образом уже появится новая арматура, — прокомментировала ход работ Христина Шумилова.


Параллельно идет реставрация элементов колонн-ворот, на которых располагаются военные доспехи. Мраморные постаменты проходят процедуру инъектирования — при помощи шприца в трещины камня заливается специальный раствор, который застывает и скрепляет между собой стороны. Следом туда закладывается докомпоновочный состав, который позволит защитить трещины от скапливания воды. В завершении весь элемент будет покрыт специальным водоотталкивающим раствором.


Многие каменные элементы сильно пострадали от времени: расслоились и даже рассыпались, поэтому сотрудникам мастерской «Наследие» приходится буквально по кускам собирать некоторые части ворот. Однако при этом реставраторы стараются сделать все возможное для того, чтобы процент вторжения в оригинал был минимальным. Кроме того, в советское время реставрационные работы на этих объектах культурного наследия уже проводились и некоторые элементы были заменены на новые. Например доспехи, которые установлены на Смоленских воротах, — так называемый «новодел» 60-х годов: оригиналы были украдены фашистами в войну. Поэтому над ними потрудились реставраторы — удалили с них загрязнения, произвели восстановление демонтированных элементов.
Над восстановлением Смоленских и Ингербургских ворот в Гатчине работает несколько десятков высокопрофессиональных специалистов — реставраторы каменного зодчества, металла, камня, скульпторы и литейщики. За каждым этапом пристально наблюдает авторский и технический надзор. Кроме того, промежуточные результаты работы проверяются и утверждаются на реставрационном совете, куда входят представители комитета по культуре Ленобласти и музея Гатчины. Работы ведутся за счет средств областного бюджета и должны быть закончены по контракту до конца 2019 года.