Социальный бизнес – это бизнес

Социальное предпринимательство в нашей стране активно развивается сравнительно недавно. Особо о нем заговорили после того, как в июле 2019-го был принят Федеральный закон,  закрепивший законодательно в РФ  статус социального предпринимательства и социального предприятия.

Общество
10 июля 2020 00:00
465

Социальное предпринимательство в нашей стране активно развивается сравнительно недавно. Особо о нем заговорили после того, как в июле 2019-го был принят Федеральный закон,  закрепивший законодательно в РФ  статус социального предпринимательства и социального предприятия.

Закон выделяет две категории социальных предприятий. В первую группу входят организации, штат которых наполовину состоит из граждан, относящихся к социально-уязвимым категориям: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеры, малоимущие граждане и т.д.

Ко второй группе относятся предприятия, деятельность которых связана с оказанием социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг, а также те, кто производит товары и услуги для социально-уязвимой категории граждан.

Федеральный закон о социальном предпринимательстве предусматривает оказание поддержки субъектам МСП, признанным социальными предприятиями.

– Социальные предприятия – это прежде всего бизнес, – говорит руководитель областного Центра инноваций социальной сферы София Парсаданян.

Предприниматель, деятельность которого относится к социальному предпринимательству, может получить в ЦИСС целый комплекс мер поддержки. На сегодняшний день в Ленобласти предоставляются 12 видов субсидий на возмещение затрат предпринимателей, льготные микрозаймы на пополнение оборотных средств и закупку оборудования. К числу самых востребованных услуг относятся консультации маркетолога и юриста.

Здесь действует правило: если специалисты Центра видят, что предприятие или проект жизнеспособны, то помощь будет оказана на всех этапах его развития, начиная от составления бизнес-плана и заканчивая поиском инвестора.

По мнению директора ЦИСС, среди тех, кто хотел бы реализовать социальные проекты, есть мнение, что все относящееся к социальной сфере – это монополия государства. У многих социальное предпринимательство ассоциируется с деятельностью некоммерческих организаций или с благотворительностью. На самом деле это, конечно не так. Норма доходности социальных предприятий составляет от 15% до 40%. Стоит также иметь в виду, что здесь меньше конкуренции.

Актуальные вопросы развития и поддержки социального бизнеса были включены в программу Межрегионального слета социальных предпринимателей Северо-Западного региона «Социальное предпринимательство: территория возможностей 2020», который состоялся 26 июня в онлайн-формате. Оператором Слета выступил областной Фонд поддержки предпринимательства.

В пленарном заседании «Роль социального бизнеса в реализации нацпроектов» принял участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Наша область является одним из передовых регионов СЗФО по развитию социального бизнеса. У нас действует более 5000 социально ориентированных предприятий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, их число увеличилось по сравнению с 2019-м годом на 45%. И каждому из них гарантирована поддержка государства.

Глава региона рассказал о том, что только на прямые субсидии социальным предпринимателям в 2020 году направлено 177 млн рублей, из них 136 млн – на субсидии частным детским садам. Областной бюджет выделяет около 18 тыс. рублей на одного ребёнка, исходя из этого, родительская плата за частный садик (за основную программу дополнительного образования) не должна превышать 5 тыс. рублей. Поддерживая таким образом частные детские сады, удалось увеличить до 2000 (вдвое за последний год!) количество мест для детей.

В рамках пленарного заседания обсуждались также вопросы государственно-частного партнерства и других возможностей для социального бизнеса. В сфере здравоохранения, образования и спорта правительство региона стало активнее использовать механизм государственно-частного партнёрства.  Практика показывает: бизнес зарекомендовал себя как эффективный собственник.

При поисках дополнительных рынков сбыта необходимо иметь в виду, что существует ещё рынок ООН, попасть на который можно в режиме онлайн. Рынок закупок ООН оценивается в 18 млрд долларов. Основная часть поставщиков (90%) – это МСП, в том числе и социальный бизнес. Доля российских поставщиков в объеме всех закупок ООН на сегодняшний день составляет всего 1,5% и является зоной для развития наших предпринимателей.

Отвечая на вопросы участников Слета, Александр Дрозденко подчеркнул: «Мы не должны бояться социальную услугу отдать в частные руки, и не нужно забывать, что это предпринимательство – поэтому здесь должна быть, как минимум, окупаемость затрат, как максимум – извлечение прибыли. Когда мы поймем, что социальное предпринимательство – это сочетание двух вроде бы несочетаемых вещей, тогда этот бизнес будет развиваться, и мы должны создать условия для его развития».

О том, на какие меры поддержки могут рассчитывать социальные предприниматели, можно узнать в региональном центре «Мой бизнес». Информация доступна на сайте 813.ru или по телефону 8 (812) 309-46-88. Адрес центра: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 3А (бизнес-центр «Лада», 9-й этаж), ст.м. Ладожская.

Вы можете также обратиться в муниципальную организацию поддержки предпринимательства в вашем городе или районе. Контакты смотрите на сайте 813.ru, в разделе «Организации поддержки».

 

Денис ГИЛЬМАНОВ