Сиверская. Пионерская столица.

19 мая в Советском союзе отмечали День пионерии. Это был один из главных праздников советских школьников.
«Новости пешком» вместе с Андреем Бурлаковым рассказывают о том, как отдыхали мальчишки и девчонки в знаменитой Сиверской - столице Пионерской республики.

Новости пешком
19 мая 12:00
3692

Галина Паламарчук:
- Мое пионерское детство прошло в Прибытково и в Зеленогорске. А где прошло Ваше пионерское детство?

Андрей Бурлаков:
- Помните наш знаменитый фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»? Когда мы были маленькие, мы все были в пионерском лагере. Понятно, что без такого вида летнего отдыха никто из нас прожить не мог, особенно в советское время.
У меня было два лагеря: Шалово под Лугой и Вырица, лагерь «Радуга». По тем временам это был образцовый пионерский лагерь, где я был несколько лет подряд, оставался на две смены, был активистом. Всегда меня заставляли поднимать флаг, особенно утром. Помню как-то раз приехал и забыл дома галстук. Так вот, позвонили моей маме в Гатчинский ССК, и на следующий день мне привезли галстук. Это было целое событие для настоящего пионера – утрата галстука.
Я думаю, что все, кто рожден в СССР, успели побывать вот в таких замечательных пионерских лагерях. А уж, говоря о Сиверской, невозможно эту тему обойти. Сиверская была не только дачная, но еще и пионерская столица.
В былые годы здесь было, по разным подсчетам, до 50 самых разных лагерей, даже были зимние. Были крупные лагеря и поменьше.

Галина Паламарчук:
- Давайте пройдемся по Сиверской и поговорим. Мы постояли здесь, напротив Лялина луга, у скульптуры молодого Владимира Ильича, маленького кудрявого Володи – изображение прямо фактически с пионерского значка. Наверняка же эти скульптуры стояли на территории какого-то лагеря в Сиверской?

Андрей Бурлаков:
- Здесь наверху был знаменитый лагерь «Радуга» от Петергофского часового завода. Скорее всего, они оттуда.
Вообще пионерское движение в Сиверской очень давнее. Оно здесь возникает на базе Сиверской школы-колонии. Там был первый пионерский отряд. И первый в стране именно пионерский лагерь был открыт здесь, в Сиверской. Я нашел такую интересную вещь в документах: на открытие сюда приезжал Киров в год основания – в 1929-м. Это был настоящий лагерь с отрядами, с какими-то другими атрибутами. То есть, как положено.

Галина Паламарчук:
- А где это было?

Андрей Бурлаков:
- На улице Красной. Тогда она уже была не Церковная. Я застал одного из старых жителей, который был в этом лагере. Многие об этом лагере вспоминали.
А в 1930 году строится лагерь в Кезево. Это был огромный лагерь по тем меркам. Там было только двухэтажных корпусов пять или шесть, был свой театр, библиотека, комнаты для кружков. Был свой огромный стадион. Туда приезжали в гости к ребятам, например, челюскинцы. Там был Чкалов в каком-то году. Там побывало много известных людей.
На момент начала Великой Отечественной войны здесь было много пионерских лагерей. Многие рассказывали, как счастливые дети приезжали в свой лагерь, и именно здесь они узнали о начале войны.
Интересно, что дети тогда участвовали в разных массовых движениях, в разных субботниках, воскресниках по благоустройству. Тогда это было очень модно. Были дальние походы в разные места.
Именно дети из сиверского лагеря предложили поселок переименовать. Вот небольшая заметка из газеты «Ленинские искры» от 23 июля 1930 года: «Мы, пионеры 18-й базы при Ленгизе, живущие в лагерь на станции Сиверская, вынесли на общем сборе лагеря предложение о переименовании станции Сиверская в станцию Пионерская. Кстати, станция Сиверская была так названа в честь графа Сиверского. Это название не подходит к месту, где живет 18 000 пионеров. И на слете актива лагеря Смольненского района города Ленинграда наше предложение было обсуждено и одобрено. Просим Ленинградский совет выполнить наше предложение».
К счастью, не выполнили. Видимо, все-таки понимали, что это слишком - забыть так быстро Сиверскую.
Но появляется Пионерский проспект в Кезево, так что все равно пионерская тема в топонимике была отражена.
Я вот чуть-чуть застал пионерские отголоски в те 90-е годы, когда начинал заниматься первым советским музеем. Тогда еще можно было пройти по улицам Сиверской и услышать звуки горна, увидеть пионерские отряды.
Я и сам принимал участие здесь в создании первых лагерей для юных краеведов, которые появились на базе Сиверской школы-интерната с 1997 года для трудных подростков. Направление было выбрано самое сложное - краеведение, то есть, походы, экскурсии по Сиверской, по ее окрестностям. Это должно были быть сильные дети, образованные. А мы для этих мальчишек пытались организовать жизнь. Шло «на ура». Было интересно. Даже раскопки проводили в месте, где была когда-то дача поэта Майкова. А как иначе пробудить у них интерес? Они же быстро устанут, им будет неинтересно. Их нужно было чем-то зажечь. Утром на месте будущих раскопок я закопал монетку. И в какое-то время во время экспедиции дети ее обнаружили. Вот это была сенсация! И дальше работы шли, не прекращаясь до позднего вечера. Нашли старинную ложечку, какие-то осколки. Так что кое-что потом перешло в первый музей. Но главное, что дети поверили: тут можно искать клады!
Вообще здесь были интересные находки, в раскопках всегда дети, пионеры из этих лагерей участвовали. Очень была яркая, такая насыщенная жизнь.
И опять зачитаю несколько строчек из небольшой заметки за 1950 год от 6 августа: «В Сиверской прошел спортивный праздник, посвященный Дню физкультурника. На него собралось 4000 юных ленинцев из местных лагерей Кировского завода, военно-транспортной академии Свердловского, Октябрьского и других районов города Ленинграда. На трибуне был установлен большой портрет Сталина. Стройными рядами прошли юные физкультурники, неся портрет Сталина, украшенный цветами, и макет Кремля. Затем состоялись соревнования. 400 гимнастов вышли на спортивную площадку. Большой успех у зрителей имели вольные упражнения с обручем. Сотни пионеров участвовали в карнавале дружбы народов. Всем понравился негритенок, совсем как настоящий. Пионеры охотно приняли его в свою дружную семью. Кончается пионерское лето. Скоро закаленные и отдохнувшие ребята начнут новый учебный год».

Галина Паламарчук:
- А где это могло быть в Сиверской?

Андрей Бурлаков:
- Это на территории старейшего здешнего лагеря Кировского завода на Белогорском шоссе. Лагерь жив до сих пор. К счастью, он был основан до войны, в 1937 году. Лагерь был очень значимым: там размещалось по разным меркам от 1000 до 2000 детей. И даже в свое время были дети из-за рубежа, туда привозили их отдыхать. На территории лагеря был маленький музей. Когда я у них несколько раз бывал, то еще застал вожатых, которые там работали после войны. Они помнили, когда первые отряды жили еще в палатках сразу после войны.
В Сиверской были лагеря от крупных предприятий. Кировский был самый крупный, он так и назывался «Юный Кировец». Здесь были представлены практически все тогдашние большие фабрики и заводы Ленинграда. Были Дома отдыха пожарных, медиков, то есть, большие профсоюзные детские лагеря. Даже на зимние каникулы дети приезжали. Есть много фотографий, фильмов. Конечно, все было массово.
Самое главное место - район Кезево. Там был свой мир, потому что от станции далеко, потише, много леса вокруг. Вот там и были бесконечные лагеря вдоль главной улицы - улицы пионеров. Более 20 крупных детских лагерей. Почти в каждом был свой небольшой театр, летняя эстрада, проводились какие-то очень важные культурные мероприятия. А ведь это очень важно для образования и воспитания детей. Настоящая патриотическая работа. Все важные даты отмечали всегда. Я сам помню: к нам приходило столько уникальных людей! Тогда были участники войны живы, к нам приходили. Они украшали нашу пионерскую жизнь. И потом… чистый воздух, река, лес.
Вот мы с вами подошли к реке Оредеж, где на том берегу находится, я считаю, самый дачный район.
Сейчас еще почитаю маленькую заметку из газеты «Гатчинская правда» за 1966 год: «В живописном уголке поселка Сиверский расположилась палаточная пионерская республика. 16 пионерских отрядов основали здесь свои городки с самыми различными названиями: «Мечтатели», «Неунывающие», «Мастера», «Путешественники», «Дружные», «Мальчишеград». Дальше идут школы: Кобринская, Сусанинская, Гатчинская, откуда приехали». Вот такими летними большими группами приезжали.
Приезжали, может быть, на неделю, на месяц, но это тоже было здорово.
Я помню, как мы участвовали в каких-то важных делах, помогали людям. Нам давали задания, и мы ходили. Однажды утром мы вышли на линейку и вдруг увидели, что знамени нашего нет, оно исчезло. Это был шок. Как лагерь без своего знамени? Оказалось, что это была такая игра. И вот сутки по разным картам, по каким-то знакам мы бегали, искали знамя. Это было невероятно интересно. Все местные жители участвовали, помогали нам. Сутки мы, практически, не ели, были предоставлены сами себе. И в конце концов, нашли!
Конечно, я считаю, очень важную роль играли педагоги, как правило, это были лучшие учителя, вожатые. Многие из них потом стали известнейшими учителями географии, истории. Я сам многих этих людей знал, встречал потом их, они рассказывали про эти лучшие свои годы того пионерского и комсомольского движения, в котором Сиверская играла особую роль.
Я думаю, что мы всегда будем об этом говорить, вспоминать.

Галина Паламарчук:
- Какая ваша любимая пионерская песня?

Андрей Бурлаков:
- Наверное, «Взвейтесь кострами». Я помню последний костер. Это гигантский костер, который мы делали, заключительный. И «Взвейтесь кострами» была знаковой песней.
Мы, конечно, были, может быть, немножко наивные, но это было счастье - быть наивными, верить в светлое будущее и то, что все будет хорошо.
Главное, что все это было искренним! Конечно, это лучшие наши годы.

Галина Паламарчук:
- И будем надеяться, что у следующих поколений будут такими же лучшие годы, которые они будут с таким же удовольствием вспоминать.

Андрей Бурлаков:
- Разве можно забыть такие моменты? Посмотрите на фотографии этих детей. Кто босиком, кто во что одет, но все равно все радостные, дружные. Эта фотография сделана здесь, в Сиверском, в детском лагере, который был на базе дома отдыха пожарных работников Ленинграда. Кстати, здесь бывало много интересных и знаменитых людей. Кирилл Лавров был на даче в Сиверской. Жанна Прохоренко, она была в Гатчине на кинофестивале и рассказала, что когда-то была в лагере в Сиверской. Лев Чернагин, контр-адмирал, который был директором на крейсере «Аврора». Он тоже был в детском лагере в Сиверской, тоже об этом всегда рассказывал. Художник Илья Глазунов. Я думаю, что, действительно, для каждого это было очень важное, незабываемое время и главное - счастливое. Я такого не встречал, чтобы ребенок был в лагере, и там было скучно.

Галина Паламарчук:
- Давайте перефразируем одно выражение. Раньше говорили: «В борьбе за дело Ленина…». А мы скажем: «В борьбе за правое дело будьте готовы!»

Вместе:
- Всегда готовы!