Северная царица
«Заступница России», «Северная царица», «Звезда, сияющая в северных широтах нашего Отечества» - так называют чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Ее первые явления в новгородских пределах относят к 1383 году. Сейчас она находится в специально для нее построенном в 16 веке Успенском соборе Успенского Богородичного мужского монастыря в Тихвине, но в 20-м веке ненадолго, не по своей воле, икона покидала пределы родной обители. В 2004 году была возвращена. С тех пор находится в месте, ей предназначенном - в городе, в сердцах верующих. Об этом – в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Проходят века, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери по-прежнему приносит людям и чудеса, и утешение, и надежду. Ее история тесно связана, конечно, с православием, с народом, с этим местом. И то, что она была чудесно обретена спустя столько лет и вернулась на свое место, - все это о чем, с Вашей точки зрения, говорит?
Иеромонах Венедикт (Шустов), пресс-секретарь Тихвинской епархии:
- Действительно, Вы правильно сказали, что на протяжении многих столетий, пребывая здесь, воистину Тихвинская обитель и город Тихвин, тогда Тихвинский посад, являлся и является домом Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Пресвятой Богородицы по преданию появилась еще в первом веке и была написана апостолом Лукой.
Долгое время находилась как одна из главных святынь в царь-граде Константинополе. За 70 лет до взятия турками-сельджуками Константинополя чудесным образом, как нам рассказывает сказание о Тихвинской иконе Божией Матери, икона - путеводительница появилась на берегу реки Тихвинки и с 1383 года Тихвинская (по месту своего последнего пребывания), от последнего пришествия, находится здесь, на берегу реки Тихвинки. Покидала, конечно, свои пределы и на протяжении 70 лет находилась в Соединенных Штатах Америки - с 1941 по 2004 годы.
На протяжении многих столетий Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была одним из символов того, что на российское государство возложена особая миссия сохранения православия. Поскольку мы все с вами знаем историю о Москве, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, как говорит академик Платонов, дореволюционный историк, вместе с белым клобуком новгородских архиепископов и двуглавым орлом была символом того, что Москва является Третьим Римом, хранительницей не искаженного православного вероучения.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы на протяжении многих столетий чудотворила для людей, которые приходят и с мольбой перед ней просят поучаствовать в их жизни. И в наше время на протяжении уже 20 лет, как Тихвинская икона была возвращена из Соединенных Штатов после своего странствия по Западу обратно к нам, происходят события удивительные.
Я проживаю в Тихвинском монастыре. Пришел сюда послушником в 2000 году. И действительно, очень отрадно слышать, когда люди приезжают сюда повторно и вообще неоднократно. Они делятся, какие события в их жизни произошли после молитвы Пресвятой Богородице. Рождаются дети у тех людей, которые уже отчаялись иметь ребеночка, происходят события, когда различные болезни отступают, когда мир приходит в семьи, приходит умиротворение.
Это, действительно, говорит о том, что Матерь Божья через свою Тихвинскую икону, как через окно, наблюдает за нами, общается с нами, это дуновение вечности. Наверное, если так можно образно сказать, с нас сдувает вот ту паутину, те грехи, которые мы сами на себе носим. Конечно, происходит множество событий и в настоящее время, когда люди приезжают и благодарят Матерь Божью. Мы с вами можем видеть различные драгоценности на иконе, которые люди несут как знак своей благодарности Матери Божьей.
Хочу обратить ваше внимание, что Тихвинская икона находится в древней ризе, которая была подарена купечеством города Тихвина в благодарность за то, что при петровской эпохе никто из них не был насильно переселен в Новую Ладогу. Вот эта жемчужная риза первой половины 18-го века. В ней Тихвинская икона находилась до второй половины 19-го века, когда для нее была изготовлена на пожертвования верующих массивная золотая риза. Она была утрачена в первые годы после закрытия монастыря. А эта драгоценная риза вместе с Тихвинской иконой прошла все перипетии военного времени, когда она была перед тем, как наши освободили Тихвин, вывезена, находилась во Пскове, затем в Риге. Впоследствии епископом рижским Иоаном икона была встречена на берегу Балтийского моря в пустой лодке, как он рассказывал сам. И уже его приемный сын, тогда 16-летний молодой человек Сережа Кожевников, впоследствии отец Сергий Гарклавс, на своей спине в холщевом мешке Тихвинскую икону Божьей Матери, в этой же самой ризе, провел, пронес через все лагеря перемещенных лиц, практически через пол-Европы и оказался в Соединенных Штатах Америки, в Чикаго, где Тихвинская икона находилась на протяжении порядка 70 лет и была иконой русского миграции.
Решение вернуть Тихвинскую святыню было принято архиепископом Чикагским Иоанном в 1981 году, но вернуть в Тихвинский монастырь только после его возрождения, что и произошло. Тихвинский монастырь был открыт заново, возрожден, возобновлен в 1995 году. К 2004 году были проведены масштабные реставрационные работы, и Тихвинская икона вернулась в свой дом.
Галина Паламарчук:
- Вы же помните, как это было в 2004 году, в июле, когда ее привезли?
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- Я находился в Тихвине в это время. И, конечно, могу сказать, что мы были все очень удивлены. Мы ожидали, что приедет, может быть, несколько тысяч человек. В итоге, крестный ход от главной площади города Тихвина до Тихвинского монастыря, по разным оценкам, составлял более 25 000 человек. Это практически половина населения Тихвина. Ну и, конечно, было шествие Тихвинской иконы с города Рига, откуда она и уходила на запад. Как рассказывали наши друзья, организовавшие встречу Тихвинской иконы, в Риге Тихвинскую икону посещало множество людей, молодых людей, которые стояли под дождем. 51 час лил дождь. И сейчас в Риге, в Латвии, в Латвийской православной церкви существует праздник Сретение Тихвинской иконы, который приходится на конец июня. Затем икона побывала в Москве, и крестный ход шел по Пречистенской набережной от храма Христа Спасителя на Красную площадь, он собрал многие сотни тысяч человек. Так люди шли за Тихвинской иконой и возвращались таким образом через нее к Пресвятой Богородице. Она всех их соединила. Это удивительно. Действительно, к иссохшему источнику народ не пойдет. Значит, каждый человек чувствовал, что Матерь Божья через свою Тихвинскую икону помогает, утешает, охраняет каждого, кто к ней обращается.
Галина Паламарчук:
- Пишут, что в самом начале Тихвинская икона Божьей Матери являлась здесь до семи раз: сначала на одном берегу Тихвинки, потом на другом. И все-таки она понадобилась людям именно здесь, в этом месте, где позже для нее построили Успенский собор, потом уже и монастырь родился вокруг нее. Почему именно это место, как Вы думаете?
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- Это нам неведомо. «Сказание о Тихвинской иконе Божией Матери» рассказывает о явлении ее сначала над озером Нево, это Ладожское озеро, затем над семью северными реками: Пашой, Волховом, Сясью и Тихвинкой, безусловно. Там, где она сошла на руки молящихся, на одном из берегов было построено 3 венца деревянной церкви. На следующий день люди, которые после трудов отошли ко сну, обнаружили, что все: и щепа, и три венца храма, и икона, и весь инструмент находятся на другом берегу реки Тихвинки. Там, где сейчас, собственно, и находится Успенский собор, там, где пребывает Тихвинская икона Божьей Матери. Это ее решение, решение Пресвятой Богородицы. Именно здесь окончательно Пресвятая Богородица решила остаться, и икона более отсюда никуда не уходила, кроме того небольшого периода, о котором я вам рассказывал, все остальные сотни лет Тихвинская икона была здесь. Было построено три или, как некоторые считают, четыре деревянных храма. Храмы горели. Но Тихвинская икона никогда не страдала от пожаров, ее всегда успевали спасти, вынести из огня. И вот здесь появляются в 1510 году поезд (имеется в виду множество различных повозок, карет) Великого князя московского Василия III, который вместе со своей супругой молился о даровании наследника. После того, как он вознес свои молитвы перед Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы, было повелено, чтобы здесь был возведен каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Были выделены средства, был определен архитектор – мастер Фрязев. Возможно, это даже итальянец. Некоторые историки считают, что это мог быть Алевиз Фрязин (Алевиз Новый), помощник сотрудника Аристотеля Фиораванти, поскольку именно в это время строились храмы Московского Кремля. И вот этот четверик, огромное строение среди лесов и болот (еще и Петербурга даже в намеках не было) возводится здесь за пять лет.
Ученые называют Тихвинский Успенский собор храм-реликварий, ведь строился он специально под реликвию, под святыню, что отражено в строении куполов. Некоторые из них приближены, другие отдалены от центрального купола. Дальние восточные купола – глухие, западные купола, малые купола и центральный купол имеют окна. Самое освещенное место - это алтарь, где и находится Тихвинская икона. Из-за строения купольной системы мы можем говорить о том, что храм строился специально под Тихвинской икону, как она и находилась, по преданию, во Влахернской церкви на правом западном столбе. Именно так расположена Тихвинская икона в Успенском соборе, который для нее был возведен в 1515 году. Затем здесь побывал уже первый русский царь Иван Грозный в 1547 году.
Галина Паламарчук:
- И надо понимать, что моления Василия III привели к тому, что у него все-таки родился сын.
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- Поэтому и приехал, видимо, сам тогда еще молодой государь, он почитал Тихвинской икону Пресвятой Богородицы и в 1560 году своим указом основал здесь монастырь, дабы постоянно в молитвах иноков прославлялась Пресвятая Богородица чудотворной Тихвинской иконы.
А в 1581 году на пожертвования и по заказу царя Ивана Грозного возводится большая церковь с трапезной палатой на 300 человек в честь Рождества Богородицы. Впоследствии переосвященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это храм в память его усопшей жены Анастасии и сына Ивана - второе каменное строение на территории Тихвинского монастыря.
Давайте посмотрим архитектуру внутреннего каре. Возводятся святые врата с церковью Вознесения Господня предела Федора Стратилата
на пожертвования царя Федора Иоанновича, у нас не бывавшего, но икону Тихвинской Божьей Матери в Москве прочитавшего. И звонница интересная. Она шатровая. В нижних этажах этой звонницы находились пороховые склады. Это вклад в монастырь царя Бориса Годунова. Северные братские кельи начали строиться тщанием и на пожертвования царя Алексея Михайловича.
Остальные постройки также 17-18 веков, которые мы здесь с вами видим.
Тихвинский монастырь выполнял множество функций государственных, он взимали налоги за торговлю железом со Швецией, и часть государственной казны хранилась здесь, в сундуках.
К этому корпусу примыкают Южные братские кельи, где проживали монахи, занятые в каком-либо деле, каки-либо мастеровые, в частности, иконописцы.
Галина Паламарчук:
- А церковь-крылечко - это же единственный храм, который работал тогда, в советское время, когда монастырь был закрыт?
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- В какой-то период времени в 30-е годы здесь не работал ни один храм.
Но уже начиная с 1944 года церковь-крылечко решили открыть, и там начали проводить богослужения. Для тихвинцев церковь-крылечко является храмом семейным, потому что там и венчали, и крестили, и отпевали. И сейчас он очень любим, любим всеми, кто хочет, чтобы их внуки, дети были прощены. В Тихвинском монастыре все стараются, просят, чтобы это произошло. Хотя мы, в частности, сейчас стараемся это делать в разных храмах. Кому как будет удобно, каждому желающему. Паломников приезжают достаточно много, слава Богу. Конечно, для нас особенностью монашеского служения является не уединенное пребывание, как в некоторых монастырях, пустынях, а то, что ты с утра до вечера - для людей, которые прибывают сюда.
Галина Паламарчук:
- Тихвинская икона Божией Матери - это символ православного мира?
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- Да, я бы сказал, что это один из символов, безусловно, всего православного мира. Вот вы посмотрите, насколько Тихвинская икона почитается в Соединенных Штатах Америки! Это общеизвестно. Она же проехала за эти 60-70 лет практически весь североамериканский континент. Тихвинская икона почитается в Латвии как одна из святынь православной церкви этого государства. Там находится список с Тихвинской иконы. Там находится придел, освященный в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, придел Главного Христо-Рождественского кафедрального собора города Риги. Достаточно посмотреть, что во многих государствах Тихвинская икона почитается, именно Тихвинская. Допустим, Нарвская икона Божьей Матери - это одна из копий Тихвинской иконы.
В Финляндии, Молдавии есть монастыри, посвященные Тихвинской иконе Богоматери. Множество храмов, конечно, по Руси посвящены Тихвинской иконе, наверное, наравне с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы Тихвинский образ - это хранительница нашего государства, через них Матерь Божия всех нас покрывает и всех нас защищает от невзгод. И если Владимирская икона - это Москва, центральная Россия, то Тихвинская - это Северо-Западные земли, Новгородские земли, где мы с вами сейчас находимся, земли Великого Новгорода.
Галина Паламарчук:
- Какое чувство посещает верующего человека, который знает, что Тихвинская икона Божьей Матери здесь? На территории Руси?
Иеромонах Венедикт (Шустов):
- Наверное, надо спросить у тех людей, которые ощущают это чувство. Потому что для меня быть здесь, в доме Пресвятой Богородицы в Тихвинском монастыре необходимо. И поскольку у меня бывают различные послушания, епархиальные послушания, всегда я стараюсь и, слава Богу, получается, сделав все дела, любой километраж в 200, 300 километров проделать, чтобы оказаться здесь, в своей келье, в своем доме, в своем монастыре.
Поскольку, как образно замечали некоторые святые отцы, монах без своей обители - это как рыба, которая выпрыгнула из воды на землю и не может через какой-то промежуток времени уже дышать.