Прокуратура: мы должны помогать людям в решении их проблем

В рубрике «Открытая власть» - помощник Гатчинского городского прокурора, юрист первого класса Виктория Калинина. Тема беседы очень важная и волнующая всех - это проблемы ЖКХ.

Общество
28 апреля 12:00
3244

Елена Гордиенко:
- Недавно в Гатчине была какая-то мусорная катастрофа. Мы все видели мусорные горы возле точек, куда мы приносим отходы. Их не вывозили. Все социальные сети были завалены фотографиями. Возмущенные жители писали, обращались в администрацию, в средства массовой информации. Что прокуратура может про это сказать? Обращались ли к вам?

Виктория Калинина:
- Такая проблема была. Граждане обращались к нам, в основном, по телефону, письменно. Проблема возникла в связи с тем, что поменялся перевозчик ТКО. Договор с ним заключила Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области. Сейчас вопрос решен, вывоз мусора поставлен на поток и больше такого происходить не должно.
Виновные, естественно, понесут наказание. Проводятся проверки по обращениям граждан. Почему компания не подготовилась к данному мероприятию заранее, почему не предусмотрела, что такое может произойти? Будут сделаны выводы.

Елена Гордиенко:
- Откуда сотрудники прокуратуры узнают о каких-то нарушениях законодательства в сфере ЖКХ? Надо ли гражданам обращаться, приходить лично или писать обращения в прокуратуру, чтобы как-то отреагировали на проблемы: не вывезен мусор, не сделан ремонт кровли и так далее?

Виктория Калинина:
- В целом, жилищно-коммунальное хозяйство - сфера, где обязательно нужно соблюдать, в том числе, жилищные права граждан. Мы дома живем и хотим, чтобы у нас все было в порядке, ничего не нарушалось.
Чаще всего, гражданам нет острой необходимости приходить и писать обращение, потому что мы в любом случае надзираем. У нас есть отдельный надзор за сферой жилищно-коммунального хозяйства, мы отслеживаем сообщения средств массовой информации. Если брать Гатчинский район, то отслеживаем социальные сети, где гатчинцы пишут о проблемах. Мы реагируем, если это находит свое подтверждение.
Например, когда наступает переходный период с зимы на весну, сильно тает снег, образуются лужи, вода из которых не откачивается. Граждане об этом пишут в том числе в социальных сетях, и мы непременно реагируем, когда эта проблема является массовой, принимаем меры, связываемся с администрацией по данному вопросу. Стоит еще помнить, что есть такой орган, как государственный жилищный надзор, который занимается непосредственно всеми проблемами ЖКХ. И гражданам, прежде чем обращаться, например, в прокуратуру с каким-то вопросом, есть необходимость обратиться именно в государственный жилищный надзор.

Елена Гордиенко:
- Давайте алгоритм прямо скажем. Продолжим разговор про лужи. Что делать? Идти в прокуратуру, в администрацию, в жилищный надзор? Куда обращаться?

Виктория Калинина:
- Сообщать про лужи лучше в администрацию, писать в СМИ, естественно. Если проблема не решается, то написать в прокуратуру. В Гатчине нет ливневой канализации - это дорогостоящая система. Поэтому проблемы решаются локально: по заявке приезжает «Водоканал» и откачивает воду.
Когда вопрос касается жилищных прав, а это все, что связано с домом, с его управлением, с квартирой, с подъездом, - эти вопросы к управляющей компании.

Елена Гордиенко:
- Хорошо, сказали, написали, но никаких мер не принимают, что тогда?

Виктория Калинина:
- Есть стандартный срок проверки по обращениям: это 30 суток. Если управляющая компания никаких мер не предпринимает, нужно идти в органы прокуратуры с самим обращением, и с ответом на обращение, в котором объясняется, почему отказано, почему ничего не сделано. Когда у нас есть такие ответы, мы можем не тратить много времени. Мы можем принять конкретные меры к управляющей компании, зная о том, что она гражданину отказала, хотя должна была сделать.

Елена Гордиенко:
- А какие меры принимаются с вашей стороны?

Виктория Калинина:
- Есть меры прокурорского реагирования это протесты, представления. У нас по каждому обращению гражданина проводится проверка, которая длится также 30 суток. Если мы усматриваем бездействие, хотя по закону управляющая компания должна меры принять, то вносим ей представление. Она должна данное представление рассмотреть и устранить проблему, которую мы выявили, и нам об этом отчитаться.
Предположим, что ничего не сделано. Дальше мы можем, как контролирующий орган, привлечь управляющую компанию, руководителя управляющей компании к административной ответственности. Это штраф за ненадлежащее содержание. Естественно, ответственности боятся все и платить штрафы никто не хочет, и портить репутацию управляющей компании никто не хочет. Как правило, на наши актыуправляющие компании реагируют надлежащим образом и устраняют имеющиеся проблемы. Результаты есть.

Елена Гордиенко:
- Самое типичное нарушение законодательства в сфере ЖКХ?

Виктория Калинина:
- Это, как правило, ненадлежащее расходование денежных средств граждан управляющими компаниями, также это хищения в сфере ЖКХ путем нецелевого использования или невыполнение работ. Управляющие компании заявляют, что работу выполнили, а работы по факту не выполняются.

Елена Гордиенко:
- Это как проверяется?

Виктория Калинина:
- Каждая управляющая компания должна перед собственниками жилых помещений отчитываться в установленном законом формате. Есть такой сайт, он называется «ГИС ЖКХ». На данном сайте каждый гражданин, каждый собственник жилого помещения может вбить адрес, по которому он проживает, и посмотреть, в первую очередь, управляющую компанию, а также ресурсоснабжающие организации, которые предоставляют ресурсы в данный дом (это электричество, вода). Также на этом сайте мы можем посмотреть отчетность управляющей компании перед гражданами, которую они должны выкладывать в первом квартале года, следующего за отчетным годом. Что они сделали, куда потратили денежные средства, на какие цели.
И мы, граждане, живущие в данных домах, можем отследить, действительно ли ими выполнено то, что заявлено в этих отчетах. Если что-то не принято, а указано, что сделано, то мы можем написать обращение в прокуратуру либо в государственный жилищный надзор. И тогда и государственный жилищный надзор, и мы должны принять меры реагирования и все проверить. Важно гражданам самостоятельно проявлять интерес в целом к деятельности управляющей компании.

Елена Гордиенко:
- Что скажете про тарифное регулирование? Мы можем как-то пожаловаться на очень высокую квартплату, например?

Виктория Калинина:
- В целом, тарифы устанавливаются областью. Мы пользуемся только установленными тарифами. Ни местная администрация, ни управляющая компания не могут устанавливать эти тарифы, тем более без ведения граждан.
Когда тарифы повышаются, это происходит либо на федеральном уровне, например, в связи с инфляцией, либо по каким-то обоснованным причинам. Например, есть такое понятие, как общедомовое собрание собственников. И на данном собрании граждане, то есть собственники дома, собираются и решают, какие есть нужды и какие средства. Например, на текущий ремонт в месяц они собирают 5000 рублей, и этого не хватает на оплату какой-то услуги. Тогда граждане могут принять решение о повышении размера платы в следующем году. Часто управляющая компания сама может инициировать данное собрание. Например, собственники сами обращаются в управляющую компанию и говорят, что их не устраивает, как у нас покрашены стены, как износился подъезд и так далее. И управляющая компания самостоятельно может инициировать собрание собственников и поднять вопрос об увеличении тарифа, обосновав это и предоставив отчетность.

Елена Гордиенко:
- Стопроцентно должны жильцы согласиться или большинством голосов?

Виктория Калинина:
- Есть такое понятие, как кворум. Важно, чтобы в голосовании приняло участие более 50% собственников помещений.

Елена Гордиенко:
- Собрание собственников обязательно должно быть очное или возможна и заочная форма?

Виктория Калинина:
- Если собрание проходит заочно, то, как правило, инициаторы собрания идут по квартирам и говорят, что поднимается такой-то вопрос. Есть опросный лист, гражданин ставит свою подпись, документы отправляются в управляющую компанию и оформляется должным образом.
Если решение не принято по той или иной причине, если собственники не нашли компромисс, то такое собрание может проводиться повторно.

Елена Гордиенко:
- А были случаи, когда собственники желали как-то снизить расходы, и управляющая компания была вынуждена согласиться?

Виктория Калинина:
- В нашей практике таких случаев не было, но были другие. В Рождественском сельском поселении у жильцов единовременно подняли квартплату с 5 до 12 тысяч рублей. И им нужно было единовременно заплатить. Обосновывалось это тем, что тарифы 5 лет назад были повышены. Но собственники об этом даже не знали: их должным образом никто об этом не уведомил. Решение было принято заочно в 2019 году. Однако данные сведения о тарифах в ЕИРЦ не были переданы, и в квитанции не включались. А в 2023 году эти сведения администрацией и управляющими компаниями были переданы в расчетный центр и собственником резко повысили размер платы за социальный найм жилого помещения.
Естественно, собственники помещений удивились такому резкому повышению и обратились в том числе в прокуратуру, и мы проводили проверку. У нас было внесено исковое заявление в Гатчинский суд. В итоге, действительно, была установлена вина администрации Рождественского поселения в том, что они должным образом не уведомили собственников помещений. Суммы, которые были насчитаны за 5 лет, были аннулированы, и граждане не будут их выплачивать впоследствии.
Мы без них не узнали бы об этой проблеме. Были массовые обращения, мы их собрали воедино и таким образом данный вопрос удалось решить. Процесс шел долго: в течение 6 месяцев все рассматривалось, доказывалось, потому что администрация была не согласна, у нее были свои резоны.

Елена Гордиенко:
- Если не предпринимаются никакие действия, последняя инстанция - это суд? Прокуратура обращается в суд?

Виктория Калинина:
- Если никакие инстанции помочь не могут, мы обращаемся в суд.

Елена Гордиенко:
- Про жилье социального найма расскажите, пожалуйста. Кто должен им заниматься? В основном, конечно, мы все сейчас собственники жилых помещений. Но все-таки есть люди, которые живут в социальном жилье. Это какие-то другие отношения финансовые?

Виктория Калинина:
- Немного другие. В целом, в Гатчинском районе фонд жилья социального найма достаточно большой. Речь идет о том, что жилье (квартиры либо комнаты) принадлежат администрации городских и сельских поселений. И малоимущим гражданам, либо тем, кто нуждается в предоставлении жилья, администрация данное жилье предоставляет. Эти люди обращаются к нам, думая, что они сами являются собственниками и пытаются какие-то вопросы решить, а все инстанции им отказывают. Когда человек проживает в жилье социального найма, ему стоит помнить о том, что собственник данного помещения не он, и он лишь должен оплачивать коммунальные услуги и вносить плату за социальный найм. А какие-то проблемы глобальные, то есть, необеспечение газом, водоснабжением, должна решать администрация как собственник. В таком случае человек, который проживает в помещении социального найма, должен обращаться к собственнику. Это отношения съемщика помещения и того, кто ее сдает. Мы как прокуратура должны оказывать последнее влияние. Если гражданин проживает в жилье социального найма, и оно ненадлежащее для проживания, то человек может обратиться к нам, и мы этот вопрос должны решать.

Елена Гордиенко:
- А каким образом сотрудники прокуратуры проверяют выполнение или не выполнение их требований? Только по бумагам? Вы верите всем ответам, которые получаете от управляющей компании? Или приходите лично посмотреть?

Виктория Калинина:
- Когда это касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то, естественно, мы проверяем все лично. Как правило, при проверках по обращениям мы привлекаем государственный жилищный надзор, где есть специалист, который может оценить, насколько качественно сделано.
Выходим с ним на адрес, смотрим. Специалист дает нам заключение, и, если нарушения есть, мы просим управляющую компанию либо администрацию принимать меры, то есть вносим акт реагирования. И меры должны быть приняты в течение месяца со дня вынесения акта прокурорского реагирования. Когда меры принимаются, мы выезжаем повторно: ответом мы, как правило, не ограничиваемся. Тем более, если это вопрос жилищно-коммунального хозяйства.
Материал для проверки собирается - соответственно, все начинается с какого-то заявления, обращения.

Елена Гордиенко:
- Про капитальный ремонт давайте поговорим. Как-то более-менее успокоилась ситуация?

Виктория Калинина:
- В области есть Фонд капитального ремонта. Часто жильцы многоквартирных домов думают, что могут сами в результате визуального осмотра решить, что дому необходим капитальный ремонт. Однако для каждого многоквартирного дома специалистами определен срок проведения капремонта. На сайте указан конкретно год, месяц. Это не текущий ремонт, это ремонт фасада, кровли, сетей. Если граждане видят, что есть какие-то тотальные проблемы, а капитальный ремонт не скоро, что они могут инициировать общее собрание собственников и принять решение о переносе сроков капитального ремонта. В таком случае следует пригласить управляющую компанию, инспектора государственного жилищного надзора, который должен подтвердить, что есть необходимость в переносе сроков, либо не подтвердить.
Если данная необходимость действительно имеется, то специалисты выносят свое заключение, формируют документы при участии управляющей компании, которые направляются в фонд капитального ремонта. И тогда уже там инициируют все мероприятия по проведению данного ремонта.
Нужно еще учитывать нюанс: как правило, средства на капремонт уходят в общий фонд и выделяются оттуда при необходимости. Однако сейчас есть такое понятие, как «специальный счет капитального ремонта на многоквартирный дом». Собственники могут инициировать общее домовое собрание и принять решение о создании специального счета. Тогда если нам понадобится капитальный ремонт, то средства можно будет взять только с этого счета, пополняемого не общими усилиями, а только собственниками помещений этого дома.

Елена Гордиенко:
- Если не хватит средств?

Виктория Калинина:
- В таком случае нужно оценивать свои силы. Если у нас маленький многоквартирный дом, наверное, и нецелесообразно формировать свой спецсчет. Но если дом достаточно большой, если уровень износа дома не сильный, мы можем понимать, что за какой-то период мы накопим средства на хороший капитальный ремонт. В таком случае мы сами, как собственники, владеем собственным счетом, выбираем подрядчика, следим обязательно за сроком капремонта и не должны его пропустить.

Елена Гордиенко:
- В Гатчинском районе есть такие дома, которые решили таким образом проблему?

Виктория Калинина:
- У нас есть такие дома. Как правило, это большие многоквартирные дома, у которых уровень износа не превышает 10%, то есть дом относительно в хорошем состоянии либо новый. Многие этим пользуются, считают это удобным. Плюс, вопрос еще в том, что должны быть инициативные граждане, проживающие в конкретном доме – те, кто будет заниматься отслеживанием счета, его формированием, контролем за сроками, поиском подрядчика, с серьезным пониманием, что мы должны за свой счет нести какую-то ответственность.

Елена Гордиенко:
- Это верно, что в новых домах жильцы могут не собирать средства на капитальный ремонт? Или это устаревшая информация?

Виктория Калинина:
- Жильцы, действительно, могут не собирать на капитальный ремонт в течение 5 лет. Они могут такое решение принять. У нас в целом с определенного года сбор на капитальный ремонт является обязательным. Но, если мы понимаем, что только въехали в дом, он только сдался и не будет нуждаться в капремонте ближайшие 10-20 лет, мы должны принять решение на общем собрании собственников о том, что сборов на капремонт пока не будет, решение задокументировать и направить в Фонд капитального ремонта. Управляющая компания должна прислушаться, если собственники так решат.
Но если такого решения не существует, а мы считаем, что только въехали и можем не платить, то так делать нельзя, потому что будет накапливаться долг. И в конечном счете, мы все равно должны эти деньги будем заплатить.
Есть проблема, что граждане не платят за жилье. Мы часто с этим сталкиваемся. Люди иногда сами недопонимают, что должны за что-то платить, часто приходят граждане и говорят о том, что с них взыскивают плату за услуги ресурсоснабжающей компании либо управляющей компании за текущий ремонт. Люди говорят, что текущий ремонт и капремонт у них не проводится и платить оказываются. Но задолженность эта никуда не исчезает. Это обязательные траты, которые включены в коммунальные платежи. И мы должны их платить. Поэтому необходимо оплачивать все услуги по квитанции.
Если вы с ними не согласны, то оспаривайте, обращайтесь в управляющую компанию, в ресурсоснабжающую компанию. Если что-то не так со счетчиками, с показаниями, то нужно идти, прежде всего, в управляющую компанию. Если они говорят, «вы сами виноваты», то тогда следует обращаться в государственной жилищной надзор и в органы прокуратуры.
У нас была проблема: компания «Газпром-газоснабжение» обратилась к нам с проблемой, что им не заплатили деньги за предыдущий год «Коммунальные системы Гатчинского района». «Коммунальными системами» проводится ненадлежащая работа по взысканию задолженности с граждан, возникли задолженности по газу. Поставки газа была ограничена. Прокуратурой было принято решение о проведении совещания, и данный вопрос был решен. Был проработан план оплаты «Коммунальными системами» данной задолженности, после чего газоснабжение в полном объеме было восстановлено на территории Гатчинского района.

Елена Гордиенко:
- Если говорить об отключении воды, канализации злостным должникам, это частая проблема?

Виктория Калинина:
- Это частая проблема, на самом деле. Граждане сами жалуются, говорят о том, что им что-то отключили. И мы, проводя проверки, выясняем, что у них огромные задолженности, превышающие 100 тысяч рублей. Отключили законно! Мы проверяем каждое отключение, проводим проверку, тратим время и выясняем, что гражданин сам не платил за тот либо иной ресурс, и сам виноват в том, что его отключили. И в результате, не проводим проверки по обращениям граждан, которые действительно нужны.
Не нужно обращаться просто так. Если ты, действительно, понимаешь, что не оплатил услуги, не нужно затрачивать наше время попусту. Обратись в ресурсоснабжающую компанию, в государственный жилищный надзор, чтобы решить эту проблему, прежде чем обращаться в органы прокуратуры. Мы должны помогать людям в решении их проблем, а не тратить время на лишние проверки.