Прасковья Васильева: «Мы абсолютно спокойны: волонтеры, идущие в семьи, - проверенные люди»

Прасковья Васильева, руководитель Ресурсного добровольческого центра Ленинградской области, ответила на вопросы нашего медиахолдинга.

Общество
28 октября 2022 11:59
636

Елена Гордиенко:

- Центр работает с 2020 года, и добровольцы уже многое успели сделать. Во время пандемии они были очень нужны, оказывали реальную помощь. Сегодня - это помощь мобилизованным, их семьям, членам их семей. Расскажите подробнее, какую помощь оказывает Добровольческий ресурсный добровольческий центр Ленобласти?

Прасковья Васильева:
- Да, в 2020-м году мы вместе начали работу в рамках Всероссийской акции «Мы вместе»: одиноко проживающим людям, гражданам с ограниченными возможностями здоровья, старикам особенно была нужна помощь, так как люди остались наедине со своим страхом. Наши добровольцы начали приносить продукты и лекарства, помогать людям оплачивать услуги ЖКХ.
Но самое основное - волонтеры приходили общаться к людям. И вот это неформальное общение было самым главным в акции взаимопомощи. Тогда, в 2020-м году, к нам пришло большое количество волонтеров, о которых мы ранее никогда не слышали или которые ранее никогда не занимались добровольческой деятельностью. У нас менталитет, наверное, в стране такой, что, когда приходит какая-то общая беда, а пандемия, действительно, была бедой для всей страны, для всего мира, наше общество умеет быстро сплачиваться и объединяться. В тот момент мы получили приток взрослых людей, которые были готовы в свободное от работы время и тогда, когда они сидели на удалёнке, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается в большей степени, чем они сами. Колоссальный опыт был накоплен в течение двух лет. Заявки, связанные с пандемией, продолжались вплоть до 3-го квартала 2022 года: люди напрямую своим знакомым волонтерам звонили и просили помочь. Они уже успели подружиться: это было такое, можно сказать, шефство над одиноко проживающими людьми.
21 сентября 2022 года мы все проснулись в другой реальности, потому что президент России объявил о частичной военной мобилизации. И эта ситуация не смогла оставить никого равнодушным в нашей стране.
До 21 сентября у каждого из нас было некое дистанцирование от специальной военной операции, так как она касалась только профессиональной армии. Сейчас эта история пришла к нам, стала близкой, мы знаем лично людей, которые ушли по частичной мобилизации, или родственников этих людей.
В этой связи и на федеральном, и на региональном уровне было принято решение о возобновлении акции «Мы вместе», теперь она получила двойное название «Мы вместе. Народный фронт». Сейчас мы в первую очередь оказываем помощь семьям мобилизованных граждан.

Елена Гордиенко:
- О какой помощи идет речь?

Прасковья Васильева:
- Это четыре вида помощи. Первое - психологическая помощь, так как люди сталкиваются с чудовищным страхом: есть огромная неопределенность, никто не может сказать, когда закончится специальная военная операция, никто не может сказать, насколько по времени мобилизован тот или иной человек, сколько он будет служить - 3 месяца, полгода или год. Люди в условиях высокой степени неопределенности теряются и боятся.
Страхи связаны с боевыми действиями: ребята, которые вчера трудились на заводах, были водителями или инженерами, сегодня берут в руки оружие и отправляются в зону специальной военной операции. Конечно, семьи испытывают огромную эмоциональную боль и эмоциональное истощение. И нам необходимо это эмоциональное напряжение по возможности снять. Мы сейчас плотно работаем на региональном уровне со студентами старших курсов и с выпускниками психологических факультетов ЛГУ имени Пушкина и других санкт-петербургских и областных университетов. Это волонтеры, психологи, которые готовы на бесплатной основе оказывать индивидуальные консультации для семей мобилизованных.

Елена Гордиенко:
- Есть какая-то специальная программа для работы с членами семей мобилизованных? Ведь разнообразные психологические травмы требуют разного подхода.

Прасковья Васильева:
- Сейчас ребята, которые готовы оказывать психологическую помощь, проходят специализированные курсы, они доступны на нашем добровольческом сайте «Добро. Университет», там есть платформа, которая обучает волонтеров, психологов работать с данной категории людей, семей мобилизованных граждан. Индивидуальными консультациями мы здесь не ограничиваемся.
Важно, чтобы особенно женщины чувствовали поддержку общества. Мы совместно с женскими советами, которые есть и на региональном, и на муниципальном уровне, планируем в ближайшее время запустить серию встреч. Они будут проходить в муниципальных районах по разным тематикам на разных площадках. Важно, чтобы женщины понимали, что ни военнослужащих, ни их семьи никто не бросил, что мы готовы здесь и сейчас оказывать необходимую поддержку.
Основная история - создать максимально безопасную, с эмоциональной и с психологической точки зрения атмосферу как на групповых встречах, так и в рамках индивидуального общения. В любом случае с нами или без нас эти сообщества создадутся, потому что тот страх, та боль, которая есть сейчас у женщин, мужчины которых были мобилизованы, остается. Женщины общаются между собой. Важно, чтобы мы предоставили им возможность общаться в безопасной, комфортной обстановке, снимать те боли, которые существуют сейчас, оперативно реагировать на проблемы.
Акция называется «Мы вместе» не просто так, мы здесь выступаем как один пазл из всей мозаики огромного количества людей, которые завязаны на помощи семьям мобилизованных: есть волонтерские штабы, есть некоммерческие организации, есть органы местного самоуправления, женсоветы, есть органы государственной власти, есть политические партии, которые готовы приходить на помощь.
Второй вид помощи - это юридическая помощь. Мы все помним, что сразу, как только началась мобилизация, и до самого начала октября была огромная неразбериха с тем, кто может быть призван. Есть ограничения по возрасту, по воинским учетным специальностям, по количеству детей. Много было разных вопросов. В первые две недели мы работали, в основном, над тем, чтобы понять правомерность или неправомерность призыва конкретных людей. Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы в большей степени работаем над другими юридическими вопросами, которые возникают у семей: дополнительные выплаты, которые положены мобилизованным - федеральные и региональные, финансовая безопасность семей - например, мужчина ушел в СВО, а у него кредиты, и что супруге делать с этими кредитами? Мы в простой и понятной для любого жителя форме разъясняем, каким образом сейчас необходимо поступать.
Часто приходится практически за руку вести. Да, есть общие истории, есть перечень популярных вопросов, с которыми к нам обращаются. Но каждая семья - это отдельное государство, вопросы везде возникают разные. Наша задача - оперативно реагировать на проблемы и в максимально упрощенном порядке помогать людям справиться с юридическими трудностями.
Третий ряд вопросов знаком нам по пандемии - это адресная бытовая помощь. Если раньше мы помогали в быту одиноко проживающим людям, пожилым, людям с ограниченными возможностями здоровья, то сейчас эта помощь переключается на семьи мобилизованных.
Все понимаем, что если женщина привыкла, что у нее в доме есть мужчина, который выполняет мужскую работу, а тут мужские руки исчезли на неопределенное время, то необходимо подставить плечо женщинам и помочь им справиться с бытовыми проблемами: волонтеры приходят и помогают, насколько это возможно. Были случаи, когда просто не успели закончить ремонт на кухне, осталось поклеить одну стенку обоями. Наши волонтеры откликаются на такие вещи и делают все, чтобы эти задачи, простые на первый взгляд, были решены. Сейчас заявок на адресную бытовую помощь не так много, потому что есть более актуальные проблемы. Адресная бытовая помощь начнется, когда наши мобилизованные ребята уедут из учебно-распределительных частей дальше - в зону специальной военной операции, и тогда у семей мобилизованных, в основном, пропадет постоянная связь с мобилизованными и начнут возникать трудности бытового и психологического характера. Мы готовимся набрать достаточное количество волонтеров, которые смогут справиться с наплывом потока заявок.

Елена Гордиенко:
- Как можно обратиться за помощью?

Прасковья Васильева:
- Все наши заявки поступают на единую горячую линию - 8 800 200 34 11, звонок по России бесплатный. Все заявки отрабатываются на федеральном уровне и передаются в региональный штаб. Дальше мы отдаем это в муниципальный штабы, в Гатчине тоже есть такой штаб.
Далее все заявки обезличиваются, чтобы не было утечки персональных данных. Мы внимательно смотрим, чтобы не было никаких вопросов с точки зрения безопасности. Координатор муниципального штаба в общий чат волонтеров спрашивает о готовности помочь в конкретном месте, не называя личных данных. Когда мы понимаем, что есть волонтер, который готов помочь, мы проверяем его по спискам, что он есть, что он проверен системой безопасности, что он верифицирован, что ему можно доверять, только после этого мы передаем этому волонтеру заявку.
Мы не собираем никаких централизованных баз данных по семьям мобилизованных: это абсолютно закрытая информация. Мы работаем только с теми семьями, которые обратились к нам. Мы не можем запрашивать никакие списки ни у военкоматов, ни у Центра социальной защиты населения - это невозможно, потому что информация о мобилизованных и их семьях является секретной. Это очень важно понимать. Мы работаем в рамках правового поля, и помощь может носить только заявительный характер. Мы стараемся максимально обезопасить семьи, потому что любая утечка может быть опасна, мошенники могут воспользоваться. Мы живем в информационном пространстве, и любые сбор баз данных может быть использован для запугивания семей и самих военнослужащих.
Такая жесткая линия конфиденциальности и безопасности сейчас по всей стране, все 89 субъектов РФ работают по одинаковому принципу.

Елена Гордиенко:
- Как быстро пройдет время, пока человек получит необходимую помощь?

Прасковья Васильева:
- Я рассказала о таком долгом с точки зрения технологии пути, но мы работаем на линии, которую выделил нам Общероссийский народный фронт. Это та же самая система, по которой работают с обращениями граждан по прямой линии президента России. Условно говоря, если человек сегодня в 18 часов позвонил на «горячую линию», то уже завтра в 9.00 эта информация будет в гатчинском штабе. Мы не копим заявки: сразу находим волонтера, который понимает, что нужно сделать. Если муниципальный координатор не понимает, какая именно помощь нужна, то он звонит, представляется, уточняет детали. Мы стараемся оперативно реагировать. К примеру, у нас была ситуация, когда в четверг в 20.00 к нам поступила заявка, а в 12 часов следующего дня уже волонтер отрабатывал заявку по адресу.
Четвертая история, с которой мы сейчас работаем, - это гуманитарная помощь. В каждом муниципальном районе Ленинградской области открыт штаб по сбору гуманитарной помощи. В Гатчинском районе мы как региональный ресурсный штаб взяли на себя эту ношу, потому что у нас есть помещение, которое позволяет собирать гуманитарную помощь, и мы внимательно относимся к тому, что и как мы собираем. Ведется серьезная работа. У нас есть перечень необходимых вещей, которые мы постоянно обновляем в зависимости от того, что именно требуется сейчас.

Елена Гордиенко:
- Гуманитарная помощь - для кого?

Прасковья Васильева:
- Сейчас мы нацелены на доукомплектование военнослужащих. Мы как общественное движение «Мы вместе» собираем гуманитарную помощь для военнослужащих - бытового характера: белье, предметы личной гигиены, аптечки, которые могут быстро помочь (бинты, жгуты, перекись водорода).

Елена Гордиенко:
- Сразу пугает информация о том, что добровольцы собирают гуманитарную помощь для бойцов, для воинов. Человек, уходя на фронт, должен быть обеспечен всем. Почему это делают добровольцы?

Прасковья Васильева:
- Надо понимать, что Министерство обороны обеспечивает наших бойцов всем необходимым. Но есть вещи, которые требуют бесконечного пополнения запасов - некие расходные материалы. Мы должны понимать, что в зоне специальной военной операции вряд ли боец будет штопать или зашивать носки, если они рвутся, он их выбросил, и ему нужно быстро надеть новые. Поэтому мы собираем простые, понятные вещи - носки, трусы, термобелье, то, чем будут обеспечены военнослужащие, но лишняя пара никогда не помешает.
Мы разговаривали с ребятами-добровольцами, которые уже вернулись из зоны СВО, они говорят, что на фронте нужно все.
Кроме того, есть и другая сторона медали по сбору гуманитарной помощи: людям, которые находятся здесь, в тылу, очень важно быть сопричастными с тем, что происходит там, в зоне СВО. Люди хотят помогать, и наша задача - дать им такую возможность. Лозунг, который был в 1941 году - «Всё для фронта, все для Победы!» - сейчас, как никогда, актуален. Людям важно быть вместе с военнослужащими, помогать кто чем может. Поэтому ребята из школ пишут письма для военных, готовят им рисунки. Бабушки из Университета третьего возраста вяжут носки и варежки. Это то, чем они могут быть сейчас полезны. Это то, чем они занимаются, чтобы не думать лишний раз о том ужасе, который может происходить. Это такая терапевтической история для самих жителей: когда человек принес и помог, он чувствует, что он нужен своему обществу.
Мы здесь все вместе работаем на то, чтобы ребята как можно скорее вернулись домой живыми и здоровыми.

Елена Гордиенко:
- Добровольцы, которые приходят помогать, кто эти люди?

Прасковья Васильева:
- Это очень разные люди. Сейчас в нашей базе Ресурсного добровольческого центра порядка 16 000 добровольцев по Ленинградской области. Есть сайт, который используется нами постоянно, в том числе как сбор аналитических данных, он называется "Добро. ру". Больше 80% наших добровольцев - это женщины. Видимо, у нас генетический код такой, что мы должны быть вместе, помогать, быть сопричастными. Средний возраст добровольцев примерно 26 лет. Раньше мы говорили, что добровольцы, в основном, это школьники и студенты младших курсов, студенты колледжей. Сейчас возраст существенно поднялся, среди нас есть большое количество "серебряных" волонтеров, людей старше 55-60 лет. Самой старшей из нас - 87 лет.
Есть люди, с которыми мы только начинаем выстраивать работу - это люди среднего возраста, у которых есть семья, есть работа, которые достаточно заняты, у них есть немного свободного времени, и они готовы помогать другим.
Акция "Мы вместе" - это не все, что сейчас происходит в рамках развития добровольчества на территории Ленинградской области и Российской Федерации. Есть и другие программы и проекты, которые мы делаем. Но, конечно, для нас эта тема самая первостепенная.
Сейчас большое количество людей, которые никогда не были раньше связаны с патриотическим воспитанием, переключаются на акцию "Мы вместе". Точно так же, как 9 мая, у нас нет среди волонтеров ни одного человека, который не причисляет себя к волонтерам Победы, когда мы все идем под большим знаменем Бессмертного полка. Точно также и сейчас все мы - будь то волонтеры-экологи, волонтеры, которые занимаются просветительской деятельностью, еще кто угодно, - встаем сейчас под общее знамя и вместе работаем.

Елена Гордиенко:
- Расскажите, как вы проверяете волонтеров?

Прасковья Васильева:
- Мы ежедневно смотрим на волонтеров, которые зарегистрировались к нам в систему "Добро. ру". У каждого волонтера должна быть привязка к Госуслугам: это человек реальный, он верифицирован. Мы работаем совместно с коллегами из силовых структур и списки волонтеров отдаем им на проверку на предмет того, что эти люди правильно настроены, что им можно доверять. С каждым волонтером встречается муниципальный координатор. Мы беседуем с нашими волонтерами, спрашиваем, зачем им это нужно, чем именно они готовы помочь.
На самом деле при первой встрече все понятно, сразу видно неравнодушных людей, у которых есть 2 часа свободного времени, и они готовы потратить это время на помощь другим людям.
Верим, что люди, которые приходят в добровольчество, - это, в первую очередь, светлые люди, которые истинно готовы помочь.
Мы сейчас наблюдаем другой уровень добровольчества: сначала добровольчество получило развитие в 2013-2014 годах, когда были крупные событийные мероприятия в нашей стране - Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи. И добровольчество ассоциировалось с праздником. Сейчас мы работаем более глубоко. Люди, которые хотят праздника как основной мотивации волонтерской деятельности, не приходят в акцию "Мы вместе". Сейчас приходят те, кто истинно готов помогать, и мотивация у них достаточно высокая.
Поэтому мы абсолютно спокойны: волонтеры, которые идут в семьи, - это проверенные люди. Кроме того, перед тем как человек придет к заявителю, он обязательно позвонит ему, оставит контактный телефон, у него есть бейдж, на котором есть печать штаба.

Елена Гордиенко:
- Сколько примерно акция продлится?

Прасковья Васильева:
- Акция будет длиться, пока это необходимо. Телефон для тех, кто хочет получить помощь – 8-800-200-34-11. Кто хочет стать волонтером, наш региональный или муниципальный штаб вы найдете по телефону – 881371-30-160. Добро47.ру - наш сайт. Кроме того, есть портал для всех, кто хочет быть сопричастным с акцией - "Мы вместе. РФ". На нем можно понять, как можно помочь, чем, как получить помощь, каким образом осуществлять денежные переводы, если это необходимо, как собирать гуманитарную помощь. Информация на портале постоянно обновляется.