Остров Коневец: средь лесов и воды
Правда ли, что на острове Коневец в Ладожском озере нет змей, ворон и крупного зверья? Сколько весит конь-камень и что за место, на котором он стоит? Сколько раз монахи возвращались на остров, чтобы обустроить жизнь монастыря, и как сейчас можно попасть на Коневец? Об этом – в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Из бухты Владимирская мы приплыли на остров Коневец - место тихое, уединенное, совсем небольшой остров длиной примерно восемь километров, шириной в четыре километра. На его территории находится Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Иноческая жизнь на острове отсчитывает свою историю с 14-го века?
Иеромонах Василиск, насельник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря:
- Да, в конце 14-го столетия преподобный приплыл сюда по ладожским водам. Сначала, конечно, эта история отбрасывает нас чуть дальше.
Сам преподобный Арсений Коневский - выходец из Новгородской епархии. Все эти земли были Новгородской епархии. Родился он в Великом Новгороде. Имя его, к сожалению, история не сохранила при крещении, но первый его иноческий подвиг проходил в Лисогорском монастыре города Новгорода, где он как раз в это время познакомился с будущим архиепископом Евфимием.
После этого в этом монастыре он возымел желание посетить святую гору Афон. Тогда Новгородская епархия очень тесно общалась, было духовное общение с этой великой святыней в Греции. Преподобный уехал туда и остался там на три года. Поселился он, по преданию, как нам рассказывает житие, в сербском монастыре. Там он трудился с тем умением, которое еще приобрел в своей мирской жизни. Он был медянщиком, мог делать медную посуду. Это сейчас у нас посуда очень легко делается. А тогда это был ручной труд, достаточно востребованный. Поэтому, конечно, на Афоне его трудами обогащались трапезные. Он молился, конечно, много. Он жил тогда, существовал очень праведным житием, можно сказать. Но через три года, изучив устав Афонский, пообщавшись со своими старцами, приобрел духовные навыки и возымел желание возвратиться на свою родину, на Русь, и основать уже монастырь свой собственный. Его благословил на это игумен Афонской горы, вручив ему в знак благословения икону. Тогда она называлась Акафистная.
И вот вместе с этой иконой преподобный прибывает на родину, берет благословение у архиепископа Иоанна, тогда действующего Новгородского. И, садясь на небольшую такую ладью, он начинает свое путешествие по ладожском водам. По преданию, как рассказывает нам житие преподобного, в первый раз его просто волной прибило к этому острову. Он остановился здесь, обошел его. С первого взгляда ему остров не понравился.
Галина Паламарчук:
- Почему?
Иеромонах Василиск:
- Потому что очень близко от материка. Здесь была какая-то хозяйственная жизнь, был выпас скота, в основном, коней перегоняли на все лето весной по позднему льду. Остров благоприятен в плане отсутствия диких животных: не было волков, поэтому здесь очень благополучно этот скот пасся, замечательно множился. Поздней осенью, когда лед вставал, их перегоняли снова на какие-то другие пастбища. В общем, преподобному что-то не понравилось, он все-таки хотел более дикого места.
Он отплыл на лодочке, проплыл какое-то время, снова начался шторм, и его опять прибивает сюда волной. Он посидел, помолился, решил еще раз плыть, и в третий раз его опять прибивает волной обратно. Поняв, что это воля Божья, он остается здесь.
Изначально он, конечно, находит на острове возвышенное место – это так называемая Святая Горка. Три года он живет отшельническим образом на Святой горе, но потихонечку начинает прибиваться братия, видя подвиги преподобного.
Самое первое место основания монастыря на этом месте, где мы сейчас с вами находимся. Сейчас здесь Коневский скит. Изначально это было место подвигов преподобного с братией, которая была малым количеством. Был выстроен деревянный храм в честь Рождества Богородицы. Здесь они прожили 25 лет.
В 1423 году, если не ошибаюсь, было большое наводнение, тогда это часто происходило. они были вынуждены принять решение переселиться на более возвышенное место. И это стало вторым местом основания нашего монастыря. Вот такая история.
Здание Коневского скита было заложено в конце 19-го столетия при архимандрите Израиле архитектором Слуцким. Изначально здесь просто стояла в память первого основания монастыря часовенка небольшая, но вот в конце 19-го столетия был разработан целый проект скита и благополучно построен. Такое строение красивое, в классическом стиле, с таким замечательным каменным кирпичным забором. Также дом для братьев был выстроен.
Сейчас Коневский скит служит площадкой для детского православного лагеря. Это уже давняя традиция. В начале двухтысячных годов Царскосельское благочиние взяло на себя подвиг возродить этот скит, потому что он был полностью разрушен. И по благословению тогда еще игумена нашего Исидора здесь размещается летом Воскресная школа Царскосельского благочиния. Традиция очень хорошая, на самом деле, потому что молодые люди, которые здесь начинали с малого возраста, с 10-12 лет, сейчас уже, конечно, выросли. Часть из них трудится также в монастыре летом, в сезон паломнический. В церковных лавках или, может быть, в трапезной приезжают помогать монастырю. И вообще хорошая традиция - все-таки молодежь воспитывать в православной культуре, потому что у них здесь полностью духовно направленный детский лагерь. У них своя служба здесь, они в храме молятся утром и вечером, здесь постоянно живет с ними священник. Вахтовым методом меняются они, по 2 недели живут с ребятами, беседуют с ними. У них регулярные встречи. И по Священному Писанию просто пастырское какое-то окормление осуществляют. То есть, это хорошее такое начало для жизни в молодости.
На территории острова несколько часовен. Одна из них - Успенская. Построена в конце 19-го столетия на месте бывшего Поклонного креста. Это место вдохновения преподобного Арсения Конецкого, так как дальше за часовней продолжается дорога, которая упирается в Святую горку, где изначально и подвязался преподобный Арсений, первые три года. И потом это место он не оставлял.
Когда уже братия возросла и был выстроен монастырь, и монастырская жизнь уже была налажена, он уединялся на горке. Там была небольшая келья его, и по дороге после больших богослужений братских, возвращаясь к себе, он любил отдыхать. В память этого события был установлен изначально Поклонный крест, а потом часовня в честь Успения Божией Матери.
Сюда мы ходим крестным ходом каждый раз в праздник Успения Божией Матери на погребение Плащаницы. Это красивое такое богослужение ночью. Мы крестным ходом входим в эту часовенку. Она такая крошечная, очень ажурная, красивая.
Галина Паламарчук:
- Все-таки вернемся к тому, как развивалась здесь жизнь, чем занималась братия, какие у них тут были промыслы.
Иеромонах Василиск:
- Изначально, конечно, самый главный промысел - рыболовство. Животноводством впоследствии братия тоже занималась, но это не основной вид был изначально. Самый первый сподвижник преподобного Арсения был рыбак Филипп, который впоследствии принял иночество и остался с преподобным. Конечно, здесь были какие-то рыбные свои хозяйства, местные, может быть, карелы тоже приплывали ловить рыбу. Когда братия начала множиться и возрастать, земля здесь достаточно была плодородная. Лес, который мы видим за нашей спиной, в принципе, молодой. До этого здесь были большие луга и поля. Поэтому здесь, конечно же, сельским хозяйством братия занималась, выращивали и обыкновенные огороды, и какую-то пшеничную зерновую культуру для тех же животных, для скотины сено заготавливали.
Вот как раз у нас с правой стороны - отреставрированная ферма. Она на историческом месте сохранилась. Было большое хозяйство. Достаточно и коней, и коров, и куриц. Сейчас мы только-только начинаем потихонечку все возрождать. К концу же 19-го столетия были выстроены эти каменные здания, было достаточно много мастерских. Была и своя кузня, были кожевенный мастерские, квасоварня своя, свечное производство.
Понятное дело, что остров обязывал иметь все под рукой. Это не материк, где можно автономно запрячь, грубо говоря, лошадок и съездить в какой-то ближайший город, приобрести необходимые вещи. Все должно было быть рядом: и коня перековать, поэтому нужна была своя кузня, и одежду какую-то починить, поэтому и свои швейные мастерские, кожаные мастерские были.
Галина Паламарчук:
- Но эта территория владельцев меняла неоднократно. И шведы в разные периоды были, и финны.
Иеромонах Василиск:
- Можно сказать, монастырь трижды возрождался из пепла.
Последнее наше возрождение произошло благодаря нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину: в 2016 году он посетил эту обитель и дал распоряжение о глобальной реконструкции всего монастыря, не только комплекса монастырского, но и скитов, и дорог, и инфраструктуры.
Самое первое разорение произошло в связи с противостоянием шведов с Россией. Тогда была Русь, не империя. В 1577 году братия была вынуждена покинуть монастырь и переправиться в другой мужской монастырь на Ладожском озере, также находившийся в Новгородской епархии. Они взяли самую главную святыню - икону Коневской Божией Матери. Преподобный мощами, надо сказать, оставался всегда на острове. Отсюда никогда его братия не забирала. То есть, он подспудно всегда был здесь, хранил, охранял и возрождал.
Братия в 1581 году возвращается на остров. Но, к сожалению, уже в 1610 году, когда шведы снова захватили эти земли, монахи снова вынуждены были переправиться в тот же Зеленецкий монастырь, и практически на 100 лет монастырь на Коневце остается без монашеской жизни. Он был полностью разрушен. Шведы разобрали этот уникальный собор - одно из первых каменных зданий в нашем северном крае. Кирпичи эти были использованы на строительство нынешнего города Приозерска (тогда Кексгольм). Можно сказать, кирпичики нашего собора участвовали в строительстве шведского тогда города. Часть этих зданий уже в Великую Отечественную войну были разрушены.
Благодаря усердиям нашего великого Петра I Коневец стал возрождаться: в 1718 году император издает указ о восстановлении монашеской жизни обители, дает ему класс (тогда монастыри делились по классам). Наш был первоклассным монастырем, то есть, здесь селилось монашество еще дворянского рода, кто-то из помещиков, кто приходил в братию. Из простых христиан, конечно, тоже приходили.
С этого времени монастырь начинает очень активно возрождаться. И где-то к середине 19-го столетия происходит расцвет монастыря, начинается строительство каменных строений, помимо самого собора. Собор тоже перестраивался практически 4 раза. То, что мы сейчас имеем, это последняя перестройка, в 1825 году было освящение собора.
Пик расцвета монастыря был в начале 20-го столетия. В 1915 году было 310 насельников.
Галина Паламарчук:
- В 1918 году подарили Финляндии самостоятельность, и в том числе эти территории…
Иеромонах Василиск:
- Да, но монастырь продолжал жить. Финны также приезжали сюда. У нас было тесное общение с финской общиной. Но в то же время все основные святыни, иконы Коневской Божьей Матери и Валаамской иконы Божьей Матери, была перенесены на финские земли. Там был основан Ново-Валаамский монастырь.
Изначально два монастыря жили отдельно, но потом, так как это была уже не Россия, приток новых послушников иссяк, и было принято решение объединить два монастыря. Возник Валаамский монастырь, где объединился и Валаамский монастырь, и Коневский старый.
Когда в 1939 году началась русско-финская война, братия была вынуждена покинуть Коневец и переселиться в Финляндию, получается, был третий исход монастыря со своих родных земель. В 1941-м финны вернулись на Коневец, часть братии тоже, но возвращается она, к сожалению, к очень тяжелому состоянию монастыря, который был сильно разорен: была полностью уничтожена вся наша библиотека, архив монастыря сожгли, иконы, по рассказам очевидцев, просто были изрублены, валялись по полям, по лесам.
В 1944-м братия снова покинула монастырь практически на 50 лет, до 1993 года, когда монастырь отдали нашей епархии.
До 1993 года здесь стояли военные, была военная база, она была засекречена. Этого острова даже на карте не было. Если мы возьмем старые советские карты, то его не увидим. Надо отдать должное, военные что-то сумели сохранить, но использовав под свои нужды. Конечно, верхний храм был полностью запущен, там не было окон, задували и ветра, и дожди, и снега. Фрески все были разрушены.
Единственное, за что мы можем быть благодарны военным, что они ни одного креста здесь не сняли: все кресты были сохранены.
Белая гостиница была использована как общежитие для военных. Там жили офицеры, в каре располагались корпуса для военных, какие-то хозяйственные учреждения, военные склады были и многое другое.
Владыко Назарий, тогда он был еще иеромонах Назарий, был первый настоятель монастыря, после его передачи епархии. Он все это застал. Это можно потом в подробности посмотреть по фотографиям в музее. У нас хороший музей.
Галина Паламарчук:
- И уже нынешняя история вершится с 2016 года…
Иеромонах Василиск:
- Да. С левой стороны у нас есть памятная стела о посещении монастыря императором Александром II в 1758 году. Она историческая. Изначально стояла при выходе из бухты, сейчас здесь, у храма.
Теперь появилась табличка о посещении Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2016 году. Памятная табличка.
Это, конечно, на самом деле чудо Божье, потому что никто не писал писем, мы не стучались в двери администрации Президента. Проплывая мимо острова, Владимир Владимирович увидел купола и решил посетить храм. Было совсем просто, и он, наверное, умилился этой простотой. Он застал братьев, молящихся при храме, в храме простая вечерняя служилась, чин прощения. Он подошел, с братией вместе молился, никто ему там не докучал, не домогался с вопросами. Такая домашняя обстановка. И буквально на следующий день он позвонил архимандриту Александру, сказал, что принято решение, что он приезжает с Игорем Ивановичем Сечиным и дает распоряжение о возрождении всего комплекса монастыря. Сейчас, конечно, монастырь совсем другой, нежели был буквально 6 - 7 лет назад. Нам провели электричество. До этого у нас все было достаточно сурово, дизель включался 2 часа в день. В основном, были аккумуляторы 12-вольтового напряжения, только лампочки светили. Хлеб на дровах пекся, вся трапезная на дровах, кельи на дровах отапливались, вода из Ладоги. Условия были достаточно подвижнические, такая была аскетическая монашеская среда обитания.
Нам выстроили хорошие корпуса, сделали громадную реконструкцию монастыря, восстановлены все росписи всех храмов и скитов. Все благолепие монастыря просто возродилось, как Воскресение Христово, можно сказать.
Галина Паламарчук:
- Давайте зайдем храм?
Иеромонах Василиск:
- Мы с вами пришли в самое основное - в центр нашего монастыря - собор Сретения Господня. И верхний храм в честь Рождества Богородицы. Это стержень монастыря. То есть, ради этого братия собирается в монастырь, чтобы служить Богу.
Богослужения у нас здесь проходят каждый день, начиная с 6 утра: утренняя, литургия, вечерняя, малое повечерье.
Мы сейчас находимся рядышком с первой нашей основной святыней - мощи преподобного Арсения Коневского, которые здесь были под спудом.
Как я сказал, преподобный никогда не покидал монастырь, хотя братия была вынуждена четырежды оставлять остров.
В прошлом столетии, когда монастырь был отдан епархии, было второе обретение мощей. Первое обретение было еще при ближайшей жизни учеников преподобного. Второе обретение было уже выполнено новой братией, которая пришла сюда после возрождения, после передачи монастыря, в 1993 году 28 мая. Сейчас мы отмечаем этот праздник уже официально, его внесли в календарь общецерковный. Рака, которую сейчас видите, деревянная, красивая. Это точная копия той раки, которая была изначально выполнена в серебре. Она сейчас хранится в музее финского города.
Вторая святыня, которую преподобный привез сюда на остров, это икона Коневской Богоматери. У нас в монастыре список, оригинал, как я сказал, находится в Ново-Валаамском монастыре на территории Финляндии. Это список выполнен одним из иконописцев уже Ново-Валаамского монастыря, и был передан в знак четвертого обретения монастыря братией. В 1993 году его привезли сюда на остров.
Мы его очень любим - этот список. Действительно, это чудотворная икона Богоматери, потому что огромное количество людей сюда приезжают - и паломники, и просто любопытствующие туристы. Многие прибегают к молитве. И есть сотни свидетельств помощи, заступничества Божьей Матери в трудных жизненных ситуациях и каких-нибудь болезнях. Люди свидетельствуют о скорой помощи Божьей Матери по молитвам у этого образа.
Поэтому для нас эта святыня является чудотворной.
Галина Паламарчук:
- Мы с Вами теперь перешли в верхний храм?
Иеромонах Василиск:
- Да, верхний храм исторически всегда был летним. Зимний нижний храм отапливался с помощью печей. Сейчас с помощью отопления.
Сейчас летом, начиная с мая, заканчивая сентябрем, здесь, в верхнем храме, проходят все основные богослужения, праздничная, воскресная служба. Храм обладает уникальной акустикой.
У нас много паломников приезжает одним днем. Конечно, не все могут попасть на богослужение и приобщиться к нашему духовному песнопению. Поэтому для паломников у нас специально организованы концерты нашего монастырского хора, которые здесь дают общее представление о песнопениях на литургии, чтобы люди могли представить, как это звучит по-настоящему во время богослужения. Акустика здесь, действительно, позволяет красиво петь.
Галина Паламарчук:
- Теперь мы прогулялись по острову и, конечно, дошли до конь-камня – одной из главных достопримечательностей Коневца. Много легенд с этим местом связаны. Расскажите, какие?
Иеромонах Василиск:
- Это одна из достопримечательностей нашего монастыря, нашего острова, откуда вообще пошло название Коневец: камень в виде черепа коня. Если мы приглядимся, то можем увидеть ноздри, глаза.
Действительно, до прибытия сюда преподобного Арсения Коневского местные жители, карелы и племена, еще тогда не просвещенные светом православия, жили на этом прекрасном острове, где большие луга, свой скот имели, молодняк, жеребцов, коней различных. Уходя с этого острова, в знак благодарности своим богам, они приносили жертвоприношение на этом камне, оставляли живого коня и уходили. Весной приходили, а коня уже не было. Понятно, если конь привязан, конечно, за зиму он мог умереть, и кто-то из мелких хищников его мог растащить. Но это воспринималось так, что Бог принял эту жертву.
Когда преподобный приплыл на остров и узнал эту традицию, он первым делом пришел к этому капищу языческому, отслужил здесь светлый молебен с чином изгнания нечистой силы. По преданию, из-под камня нечистая сила в виде воронов взлетела и переправилась на материк, в бухту, которая сейчас называется Владимирская, а до этого - Чертова бухта, так исторически она называлась в честь ознаменования перелета этих нечистых сил.
Галина Паламарчук:
- И говорят, вороны больше не живут на острове?
Иеромонах Василиск:
- На самом деле, остров уникален: может, они и есть, но их практически никто не видит, и с ними никто не встречается. Змей и ящериц в таком количестве, как, допустим, на Валааме или в других островах Ладожского озера, слава Богу, тоже никогда не было. Это защита преподобного от таких аспидов и змей различных.
Конечно же, это бывшее капище освящено часовней православной с крестом, иконой преподобного Арсения Коневского, иконой Божьей Матери. Здесь служится также Божественная литургия в великие праздники наши.
Это основной паломнический маршрут. Понятно, что на острове есть основная святыня - это храм, мощи, иконы. Но напоследок паломники приходят сюда, смотрят дивное наследие Ледникового периода, весит камень, кстати, 750 тонн. После этого - выход на озеро. Они могут спуститься к воде, там красивый бережок с камушками.
На этом паломничество на остров заканчивается. Они возвращаются в монастырь на трапезу и потом уже на корабль обратно. Место, на самом деле, красивое, живописное.
Сейчас мы своими стараниями, стараниями монастыря пытаемся по благословению нашего архимандрита-наместника выстроить террасу у подъема на камень.
Так как поток паломников достаточно увеличился за счет нашего большого причала, то есть опасение, что может просто повредиться корневая система этих вековых сосен и елей. Поэтому решили сделать такой культурный настил, уже дела рук человеческих. Вот такая история с камнем связана.
Галина Паламарчук:
- Мы уже говорили об инфраструктуре, которая сейчас восстановлена и построена, даже, можно сказать, заново. К этой инфраструктуре относится и причал, который здесь появился, и речной порт в бухте Владимирская. То есть вы сейчас можете принимать паломников круглый год?
Иеромонах Василиск:
- Конечно. Первая встреча паломников происходит именно на причале. Встречают их наши профессиональные гиды. Они распределяются по группам. И после этого начинается основная экскурсия.
Это уже современный причал, не тот, что был раньше. Самое первое основание причала было заложено еще в 19-м столетии, в 40-х годах при игумене Илларионе. Это маленькая бухточка, которая была полукругом выложена, был высыпан мол из камней, она была достаточно вместительной, сюда приезжали большие суда, а с развитием регулярного пароходства регулярного из Санкт-Петербурга на Валаам паломничество увеличивалось и на Коневец.
Мы имеем уникальную возможность принимать большие суда, потому что на Ладожском озере не так много больших причалов для больших лайнеров. Тот же самый Валаам не имеет своего собственного большого причала. Корабли встают в бухте Воскресенская и стоят на рейде, паломников снимают уже корабликами. Изначально, в 90-х х годах, когда монастырь возрождался, у нас не было такой возможности, и все большие туристические лайнеры и паломнические не могли к нам приходить, только легендарный кораблик «Коневец». А сейчас, в связи с новой инфраструктурой, за сезон у нас порядка 100 круизников бывает. Это большое количество людей, если считать, что на круизном теплоходе порядка 300 человек.
Что касается бухты Владимирская, она, конечно, связана с монастырем, но не входит в наше юридическое поле, потому что это владения «Роснефти». Мы взаимодействуем активно. Корабль «Князь Владимир» помогает нам перевозить паломников.
Галина Паламарчук:
- И теперь паломников здесь, на острове, сразу встречает часовня святителя Николая и памятник Арсению Коневскому?
Иеромонах Василиск:
- Часовня Николая Чудотворца – это общая морская традиция. Он покровитель всех путешественников по морю. Поэтому, конечно же, паломники приезжают сюда. Раньше, в дореволюционное время такое завершение паломничества по воде было естественным. Они приходили сюда в первую очередь, конечно, благодарили Николая Чудотворца за успешное плавание.
Раньше была дореволюционная традиция: когда открывалась навигация, первые корабли, которые уходили из Санкт-Петербурга, приходили на остров Коневец в память Николая Чудотворца весеннего 22 мая. И братия встречала их крестным ходом, все встречались у Никольской часовни. Здесь служился первый праздничный молебен.
А памятник преподобному Арсению Коневскому был установлен в 2018 году, выполнен санкт-петербургским архитекторами из меди. Изначально всем нам понравился именно этот проект.
Преподобный здесь представлен таким мужественным мужем, путешествующим по суровым волнам Ладоги с иконой: так желание одного человека уединиться на острове дало развитие и острову, и всему краю. Сколько людей приобщились к этой святыне, сколько получили здесь благодатную помощь! Всего лишь стараниями изначально одного человека! Только Господь может его в полной мере взвесить. Мы только можем удивляться этому подвигу.