О Чесменском обелиске и Турецкой палатке в Гатчинском парке
О Чесменском обелиске и некоторых секретах Гатчинского парка для рубрики «Новости пешком» рассказал Алексей Кошельков, научный сотрудник научно-фондового отдела ГМЗ «Гатчина», и.о. хранителя парковых павильонов.
Галина Паламарчук:
- Чесменский обелиск это не только замечательное украшение Гатчинского парка, но и памятник воинской доблести. С чем связана история его создания?
Алексей Кошельков:
- Обелиск появился после 1775 года, когда по окончании войны с Турцией по всей Российской империи праздновали ее завершение и появлялись всевозможные комиссии, которые должны были увековечить победу русского флота.
Соответственно, обелиск был возведен где-то в промежутке между 1775-м и 1876-м годами: информации об этом практически нет. На основе событий, которые происходили по всей стране одновременно - в Москве, в Петербурге - мы делаем заключение о начале возведения этого обелиска.
Галина Паламарчук:
- Мы точно понимаем, что это времена, когда Гатчинской мызой владел Григорий Орлов. Поскольку эскадрой руководил его брат Алексей Орлов,
понятно, почему этот обелиск появился и в Гатчине тоже. Или есть еще какие-то объяснения?
Алексей Кошельков:
- Я думаю, что здесь прослеживается не только связь с братом Григория Орлова. Гатчину по-прежнему посещала Императрица Екатерина. Здесь принимали приезжавших из-за границы представителей влиятельных европейских домов. Поэтому здесь должно было быть упоминание о победах российской армии, российского флота.
Причин было несколько. Алексей Орлов был руководителем этой экспедиции. На его корабле был поднят императорский штандарт: он как бы осуществлял руководство не только боевыми действиями, но и всей этой операцией. Соответственно, проход мимо Англии русского флота в Средиземное море тоже можно связывать с его деятельностью.
Чесменская битва, основное событие этой войны, произошла 24-25 июня 1770 года. Конечно, она была в памяти тех, кто воевал. Соответственно, закреплено это было постройкой этого обелиска. В то же самое время возводится Чесменская колонна в Царском Селе. Но все это появляется после окончания войны.
Галина Паламарчук:
- Что за место было выбрано в Гатчинском парке для этого обелиска?
Алексей Кошельков:
- Для этого обелиска был выбран мыс, который здесь образовался после подъема уровня воды в озере. Озеро имело другие очертания в начале устройства Дворцового парка. Но потом было решено немного улучшить пейзажные характеристики и была устроена плотина. На реке Теплой на выходе из Белого озера уровень в озере был поднят на полтора метра, были залиты какие-то низины. Хотя, может быть, это место и естественного происхождения: низина заполнилась водой и образовался мыс. Может быть, частично было углублено. Образовался залив и мыс. Есть планы первой половины 1770 годов, на которых уже показан мыс, но без обелиска.
Галина Паламарчук:
- Обелиск выполнен из мрамора. Откуда его привезли? Из Рускеалы?
Алексей Кошельков:
- Да, это российские сорта мрамора: киргизский, рускеальский. Ступени и пьедестал сделаны из красного гранита. В 1891 году Милий Милиевич Аничков (заведующий Императорским Гатчинском Дворцом и комендант Гатчины – прим.ред.), предлагает идею ремонта или замены обелиска. Александр III предложил его отреставрировать. На документе есть надпись - реставрировать с сохранением всех элементов. Я впервые слово «реставрация» увидел как раз на этом документе.
Галина Паламарчук:
- Совсем недавно обелиск тоже открылся после очередной реставрации. Что удалось сохранить?
Алексей Кошельков:
- На нем были утраты. Некоторые плиты были расколоты и фрагменты исчезли. Не было ступеней, в послевоенное время они исчезли. Ступени были воссозданы. Были сделаны вставки на пьедестале. А на самой пирамиде (верхняя часть называется пирамидой) были сделаны мелкие воссоздания.
Галина Паламарчук:
- Вы имеете в виду, что сама пирамида, в основном, сохранилась, были только небольшие изъятия?
Алексей Кошельков:
- Да, небольшие выемки от пулевых каких-то повреждений. На них стояли заплаточки, которые во время последней реставрации были вынуты и обновлены.
Галина Паламарчук:
- Сейчас, после реставрации, конечно, замечательное зрелище из себя представляет Чесменский обелиск, не правда ли?
Алексей Кошельков:
- Он очень хорошо выглядит, особенно в солнечную погоду. Этот район парка очень выиграл от того, что обелиск отреставрирован.
Галина Паламарчук:
- Чесменский обелиск всегда был таким местом, куда можно было прогуляться и посмотреть на него. А, может быть, он как-то был еще задействован в жизни Дворцового парка?
Алексей Кошельков:
- Об этом свидетельств нет. Его первоначально изображают довольно часто. Видимо, это связано с тем, что люди помнили события, с которым он связан. Первые изображения появляются еще в конце 1780-х годов. Это хранящаяся в Павловске миниатюра дизайнера Франсуа Велье. Мы о нем будем говорить в связи с Турецкой палаткой. Он создает первые изображения. Ну и плюс несколько изображений довольно ранних - рубежа 1780-1790 годов. Есть изображения Гавриилы Сергеева 1798 года. Потом на долгое время обелиск выпадает - до появления фотографии. Его редко изображают, потому что большую часть изображений Дворца делают с Длинного острова, и обелиск оказывается в стороне.
Галина Паламарчук:
- Вы уже упомянули Турецкую палатку, и мы практически приближаемся к тому месту, где она была когда-то установлена. Что это за история?
Алексей Кошельков:
- Турецкая палатка – это был довольно большой павильон. Его размеры можно сравнить, например, с нашим дворцовым Белым залом или с Мраморной столовой, а это огромные помещения. Он предназначался для проведения всевозможных праздничных мероприятий, обедов еще в великокняжеское время.
После смерти Орлова эта резиденция достается великому князю Павлу Петровичу, наследнику российского престола. При его малом дворе работает дизайнер Франсуа Велье. Он является автором проекта Березового домика и предлагает Турецкую палатку. Он работал и в Павловске, и в Гатчине.
Вот это место, где стояла Турецкая палатка (за оранжереями – прим.ред), оно носило название в документах 1780-90-х годов «Качели».
Я думаю, что это, прежде всего, для детей было сделано. Хотя есть разные мнения. Есть мнение, что площадка для игр использовалась взрослыми. Там были большие полноразмерные качели для взрослого человека. Но близость к дворцу - всего лишь 300 метров до дворца - говорит, наверное, в пользу того, что это было рассчитано на детей, на какие-то короткие прогулки с маленькими детьми.
Место, как я уже сказал, использовалось в разных целях. Здесь проводили праздники, причем ночные праздники в том числе. Есть проект оформления этой площадки несколькими тысячами огней: было все заставлено ложками с горящим маслом. Во время праздников, я думаю, наличие качелей только усиливало веселье.
Галина Паламарчук:
- Когда оно получило название «турецкая палатка»?
Алексей Кошельков:
- Название появляется неожиданно в 1797 году. Вдруг все начинают писать о «турецкой палатке». В это время Павел становится императором, и многие объекты в Гатчинском парке обновляются, совершенствуются, в том числе и Турецкая палатка, которая существовала уже около 10 лет, она была, видимо, отремонтирована и переоформлена, иначе был устроен интерьер. Может быть, именно в это время появляются расписанные холсты на стенах.
Есть вероятность, что был устроен плафон (есть информация, что Пьетро Гонзаго работает над этой палаткой и создает плафон). Если в павильоне Венеры плафон "Триумф Венеры" Якоба Меттенлейтера, то здесь было произведение Гонзаго. Есть вероятность, что плафон был в разы больше.
Галина Паламарчук:
- История павильона чем закончилась, учитывая, что сейчас мы с вами идем практически по пустому полю?
Алексей Кошельков:
- Это было открытое сооружение, думаю, что на зиму его закрывали холстами. Есть документы о подобной палатке в Павловске, которую построили в 1799 году летом, а уже в декабре ее пытались закрывать. Там тоже расписывал плафон Гонзаго. Видимо, был выполнен достаточно интересный интерьер, но для того, чтобы сохранить это все зимой, нужно было закрывать. По Павловску есть информация, как закрывают на зиму подобные сооружения. Турецкая палатка в Гатчине появилась намного раньше, чем в Павловске. Я думаю, что устройство для закрытия ее на зиму в Павловске было таким же, уже опробованным здесь.
Вот как раз насыпная площадка под турецкую палатку. Представьте себе - 18 на 13 метров, огромное сооружение высотой 10 метров. Внутреннее пространство было овальной формы. Высота потолков - 6 метров, то есть, вполне соотносимый с интерьерами Гатчинского дворца, к тому же совсем недалеко от дворца. Здесь, как я уже говорил, праздники проходили и торжественные обеды. Здесь принимали польского короля, когда он посещал Гатчину. Достаточно большое число участников располагалось в этой турецкой палатке.
В 1797 году было зафиксировано несколько приемов. Меня поразило, что большая часть этих приемов приходится на сентябрь. Я подумал, что люди, которые сидели за столами, просто мерзли. В сентябре на открытом воздухе принимают пищу? Но оказалось, что в том году осень была очень теплая.
Галина Паламарчук:
- Сколько времени просуществовала палата?
Алексей Кошельков:
- Она простояла до 20-х годов 19-го века и потом была заменена Турецкой беседкой. Это было уже открытое сооружение. Там внутри стояли лавочки, но крыши не было. Торжественные обеды в беседке уже не проводились. История торжественных обедов закончилась вместе с разборкой Турецкой палатки. Куда пропал плафон Гонзаго? Сказать сложно. Неизвестно, в каком состоянии он был на момент разборки Турецкой палатки. Да и дату разборки Турецкой палатки мы не знаем.
Галина Паламарчук:
- Вот так, прогуливаясь по Гатчинском парку, мы приоткрыли одну из его тайн.