"Новый год гатчинские студенты встретили с воодушевлением -

25 января, в Дня студентов, Геннадий Норкин, к.ф.н, член-корреспондент Петровской Академии наук, рассуждает в рубрике «Размышлизмы» о современных студентах.

 

Общество
25 января 10:00
559

Мне кажется, что я имею право поразмышлять о том, каков портрет современного студента: далеко не первое десятилетие я их вижу почти ежедневно. В воскресение у меня нет лекций, но они со мной здороваются в магазине, почему-то в тот момент, когда я захожу в винный отдел... Гениальный Пушкин, как мне кажется, не взялся бы за эту тему, потому что молодые люди для него «племя – незнакомое», себя, 30-летнего, он считал уже пожилым. Но во времена Александра Сергеевича никто студентов не изучал. А я читаю социологию и студентов изучаю. И знаю, что Новый год гатчинские студенты встретили с воодушевлением: с 1 января они стали студентами Гатчинского государственного университета, а это серьезное повышение статуса. Теперь у них будет университетское образование.

Немножко огорчен тем, что вывеску над ГИЭФПТ еще не сменили, да и в газете «Гатчина - Инфо» еще нет большой статьи за моей подписью об этом очень важном событии.

Гатчина как столица обязана быть университетским городом! Почему весь мир знает небольшие городки под названием Кембридж и Оксфорд? Потому, что в них знаменитые университеты. Я убежден, что через несколько лет мир будет знать Гатчину не только как императорскую резиденцию, но и как город, в котором расположен знаменитый университет. Но и университету повезло, что он находится на исторической Гатчинской земле. И в связи с таким важным событием думаю, что надо сказать слова благодарности основоположнику высшего образования в Гатчине Р.Н. Авербуху, второму ректору В.Р. Ковалеву и ректору, при котором вуз стал университетом А.О. Туфанову. Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко сыграл важную роль в том, что в Гатчине есть университет. Он всегда по-отчески относился к гатчинским студентам.

Сегодня университет стал еще более динамичным: международные научные конференции, современные технические средства обучения, количество кандидатов и докторов, существенно превышающее государственные стандарты, и студенты, – настоящие патриоты своего вуза. В этом году Гатчинскому университету исполняется 29 лет и, понятно, что многие преподаватели, стоявшие у истоков, уже на пенсии. Пользуясь случаем, передаю привет Нине Ивановне Сомовой, Светлане Ивановне Обушак и всем, кто стоял у истоков и отдал университету лучшие годы. Университет – это и их заслуга.

А теперь о современных студентах. На мой вопрос - «Какие вы»? - хором отвечают: «Мы разные!», и это так. Кому-то повезло учиться на бюджете, а кто-то платит за свое обучение. У бюджетников стипендия 2300 – 3 тысячи.

Неслучайно появилась шутка про СМС студента: «Вышли денег. Здравствуй, мама». Студент из Санкт-Петербурга почему-то решил доказать, что на эти деньги можно выжить. Наверно его министр финансов попросил. Юноша выжил, но похудел на 5 кг. Поэтому значительная часть студентов, особенно на старших курсах не только учатся, но еще и работают. Поэтому, действительно, все время спешат. Мне трудно понять, почему Герман Греф с его фантастической зарплатой и космическими доходами Сбербанка не может помочь студентам, которые будут у него работать. Стипендия в советский период в сопоставимых показателях была в 5 раз выше. Наконец-то Россия вышла из так называемого Болонского процесса, когда правительство делало все возможное, чтобы студент, получивший бесплатно образование, имел возможность без каких-либо проблем уехать из России.

Скоро 3 года как идет СВО, а согласно государственным стандартам, мы все еще обязаны воспитывать в студентах толерантность, то есть терпимость ко всему, что творится на Украине, потому что надо уважать чужие традиции; чужую культуру. Хорошо, что в Гатчинском университете по собственной инициативе реализуется «Программа патриотического воспитания студентов» и комплекс научных исследований патриотической проблематики. Это действительно, очень важно!

Согласно социологическим исследованиям, в которых опрашивались студенты России, США у них ассоциируются с Голливудом, музыкой, фастфудом и долларами. На-то, что США снабжает Украину смертоносным оружием, студенты внимания не обращают. Чуть лучше дела обстоят с Германией, которая ассоциируется с порядком, высокими технологиями, пивом. Но 11 % указали, что Германия проиграла войну. Россия для большинства студентов – это, в первую очередь, Родина (22 %). Для 15 % Россия – это огромная территория, красота природы, холод, медведи и водка (ощущение, что-американцы отвечали). Винить студентов за довольно поверхностные знания о том, что происходит в мире, пожалуй, не стоит. Студенты сами признают, что они жертвы ЕГЭ. Даже отличники смутно представляют героическую историю нашей страны. Наш остроумный народ уже откликнулся на эту ситуацию анекдотом: «Водитель автобуса объявляет: «Следующая остановка Олега Кошевого», через некоторое время: «Следующая остановка - Александра Матросова», затем: «Следующая остановка - Зои Космодемьянской». К водителю подходит девушка и спрашивает: «А я Катя Иванова. Мне на какой остановке выходить»? Студенты, в отличие от преподавателей, не понимают суть анекдота потому, что не знают героев войны, на примере которых воспитывался каждый советский человек. А сейчас это важно, потому что Олег Кошевой – герой Советского Союза по национальности - украинец.

Но не все так грустно. 70 % студентов довольно реалистично, без пацифизма признают, что «если драка неизбежна, бей первым». Наверное, более пожилое поколение не будет возражать против иерархии ценностей российских студентов. Они гордятся:

1. Победой Советского Союза в Великой Отечественной войне - 66-%;

2. Воссоединением Крыма с Россией -46%;

3. Полетом Гагарина - 44%;

4. Крещением Руси - 42%;

5. Образованием СССР-40%.

Признаюсь, для меня было совершенно неожиданным: гордятся переходом к рыночной экономике – всего 3 %: есть, над чем задуматься руководителям государства. Но студенты не вспомнили блокаду Ленинграда, а такого массового подвига никогда не было в истории человечества. Парижане сдали свой город Гитлеру за несколько дней.

В собственной жизни студенты высшей ценностью считают семью, затем справедливость и благополучие России. А самые негативные чувства у студентов вызывают однополые браки, Америка и капитализм.

У студентов Гатчинского государственного университета среди жизненных ценностей на 1-м месте счастливый брак и замечательные дети. Но 55 % хотели бы иметь одного ребенка, 30 % - двух, 5% - трех. При этом 10 % детей не хотят. Будем надеяться, что с годами эти 10% одумаются. Кстати, по данным общероссийских исследований, 20% молодых людей не хотят детей. Но и в этом случае, принимая во внимание стоимость жилья, нашу молодежь можно понять.

Высоко ценят гатчинские студенты здоровье и благополучие родителей. Настораживает, что студенты не считают необходимым работать по той специальности, которую осваивают. Для них важен диплом. А для государства важно, чтобы выпускник с дипломом учителя работал в школе, а не официантом. Но, к сожалению, официант зарабатывает больше.

Что касается стремления зрелых и даже пожилых людей получать дополнительное образование, то это всегда было в традициях русских людей. «Учиться никогда не поздно» - русская пословица, «Век живи, век - учись» - еще одна пословица, правда, не все знают, что она заканчивается довольно пессимистично: «Дураком умрешь».

В США на образование взрослых тратится больше денег, чем на высшее образование молодежи. Работодатели предпочитают сотрудников с двумя дипломами. На них можно экономить, принимая на работу на 1,5-ставки, но требуя работы на две. Постоянное образование существенно снижает риск деменции и других неприятных возрастных изменений. Но опыт Европы говорит, что дистанционное образование неэффективно: необходимо живое общение с преподавателями.

Кстати, в Гатчинском университете прекрасные возможности получения второго высшего или повышения квалификации по самым разным экономическим, педагогическим, финансовым и прочим направлениям.