Новый абонемент в Гатчинской филармонии в новом сезоне

В рубрике «Гатчинские сезоны» - директор Центра творчества юных Надежда Корбут и заведующий Гатчинской городской филармонией Динар Байтемиров.

Гатчинские сезоны
20 октября 2023 14:29
1934

Елена Гордиенко:
- Начался новый творческий сезон. Что нас ожидает?

Надежда Корбут:
- Нас ожидает, как всегда, много интересного. Большое путешествие в мир творчества. ЦТЮ предоставляет такую возможность как детям, так и взрослым. Хотя мы и называемся «Центр творчества юных», но из 38 коллективов, которые работают в ЦТЮ, - 22 для детей, 7 молодежных коллективов и 9 коллективов - взрослые.

Елена Гордиенко:
- А самый возрастной занимающийся - сколько ему или ей лет и в каком коллективе?

Надежда Корбут:
- Самые взрослые люди - в «Горнице», в камерном, в эстрадно-духовом оркестрах и в оркестре народных инструментов. Молодежные - это «Арт-кафе», хор «Гармония», тот же камерный оркестр - правда, их средний возраст - за 35.

Елена Гордиенко:
- То есть Центр творчества юных - для всех?

Надежда Корбут:
- Конечно! Приходите, звоните, узнавайте, выбирайте. Есть платные группы для малышей. Взрослых платных групп нет. Платные группы в ЦТЮ - у приглашенных специалистов, которые приходят по договору к нам работать.

Елена Гордиенко:
- Набор в студии когда ведется?

Надежда Корбут:
- Он ведется все лето, активизируется в августе, потом завершается пик определения родителей и детей, в какой студии они будут заниматься. Многие записываются в 5-6 групп, а потом для себя решают, куда пойдут, что им ближе. А мы следим за комплектацией, соблюдаем санитарные нормы, чтобы не было переполненных групп в кабинетах.

Елена Гордиенко:
- Каждый год такой наплыв?

Надежда Корбут:
- В этом году особенно. У нас есть детская театральная студия, в которой очень большое количество желающих. Мы составляем расписание таким образом, чтобы не было превышения нормы, чтобы все поместились, и чтобы преподавателю хватило сил и возможностей каждому уделить внимание.
В Гатчине много кружков и платных студий разного направления, развивающих студий для малышей. Родители выбирают для себя, где им комфортнее, где им выгоднее финансово, где малыш найдет контакт с преподавателем.
У нас есть, кроме всего, определенные обязательства: работа с семьями военнослужащих-участников СВО, с инвалидами, с многодетными семьями, с малообеспеченными. Мы учитываем и их пожелания - заниматься в определенной студии.
В городе знают, что название «Центр творчества юных» немножко не соответствует содержанию, но все привыкли и менять его не хочется, это устоявшаяся традиция, у нас есть определенный имидж. Сегодня это, по сути, 3 учреждения в одном - Центр творчества юных, Театр юного зрителя и Гатчинская городская филармония. Друг от друга вроде бы не зависящие структуры, но они все под одной крышей, в одном учреждении, с одним финансированием.

Елена Гордиенко:
- Ну, всем же хватает места в этом «теремке»?

Надежда Корбут:
- Хватает, но мы еще арендуем помещения для занятий больших коллективов, потому что у нас нет больших хореографических залов, нет зала для концертов филармонии. Сейчас, в основном, в музыкальной школе проводит концерты, а до ремонта Александровской гостиной в Гатчинском дворце мы делали это там. Разноплановость учреждений делает достаточно сложной нашу работу.

Елена Гордиенко:
- Я думаю, что не надо особо представлять второго нашего гостя - знаменитого вокалиста Динара Байтемирова, которому Надежда Владимировна доверила филармонию…

Надежда Корбут:
-…и наконец-то, буквально, за полгода в филармонии начинают реализовываться наши мечты. Помните, когда мы встречались в последний раз в «Гатчинских сезонах», говорили о планах - запустить детскую филармонию. В сентябре это уже начало происходить, сейчас Динар расскажет об этом более подробно. Мы запустили абонемент из семи концертов до мая: это разные музыкальные инструменты, это музыкальные беседы, встречи с исполнителями и знакомство детей с инструментами.
Это специальные детские абонементы, встречи проходят совершенно в другое время, независимо от концертов в филармонии. Стоимость абонемента в сентябре была 300 рублей за концерт, а 2100 рублей - весь абонемент. Если будет разовые посещения концертов, то 400 рублей.

Динар Байтемиров:
- Хочется поблагодарить, в первую очередь, Надежду Владимировну за доверие. Филармония - большая организация, четыре коллектива: три оркестра, большой взрослый хор. Помимо этого, много концертов приглашенных артистов, и мы продолжаем эту традицию в рамках фестиваля и в рамках отдельных концертов. Работа большая, интересная, творческая. На мой взгляд, она очень нужна и Гатчине и всем гостям нашего города. Гатчина - это столица Ленинградской области, это невероятно интересный с туристической и исторической точки зрения потенциал.
Расскажу о нашем первом абонементе, он посвящен детям и их знакомству с музыкальными инструментами, это 7 концертов на протяжении сезона 2023-2024-го года. В этих концертах мы в интерактивной, легкой доступной игровой форме знакомим детей со звучанием инструментов симфонического и русского народного оркестров. Возраст 6+. Основной контингент зрителей – дети начальной школы. Игровой элемент будет присутствовать, но это достаточно серьезная программа, и мы надеемся, что абонемент будет продолжаться, потому что инструментов много, и, конечно же, за 7 концертов всю палитру инструментов не показать, это совершенно невозможно. Но мы начинаем эту большую работу, надеемся, что она будет интересна нашим слушателям, нашим зрителям.

Елена Гордиенко:
- Наверняка, это будет интересно. Но я не представляю, как можно 6-летнему ребенку рассказать о флейте, фортепиано, скрипке и не дать потрогать, поиграть.

Динар Байтемиров:
- Лектор будет рассказывать об устройстве инструмента, и, если есть возможность, сможет разобрать инструмент, показать, из чего он сделан. Расскажет об истории создания, о предшественниках этого инструмента. Первый концерт нашего абонемента «Загадки поющего тростника» прошел 17 сентября, и он был посвящен флейте. Это один из древнейших инструментов: первая флейта, действительно, из тростника была. Были они во многих культурах, и в нашей стране, они и по сей день присутствуют. В этом концерте наши зрители увидели все многообразие флейт. Приглашаем и дальше всех - и мам, и пап, и бабушек, и дедушек. Я думаю, что и взрослым это тоже интересно.
Я имею большой опыт работы артистом в филармонии - больше 12 лет сотрудничаю с Петербургской филармонией для детей и юношества, был солистом оперной труппы этого учреждения. У нас были выезды, когда исполняли отрывки из опер, романсы и знакомили детей и подростков с инструментами. Мы посещали детские сады и школы. Когда ты смотришь, как реагируют взрослые, в данном случае, педагоги, воспитатели, видишь универсальности программы. На таких программах взрослым не менее интересно, они также узнают столько нового про инструменты, про музыку.

Елена Гордиенко:
- Нашим гатчинским ребятишкам повезло. Я считаю, что такая программа будет востребована. Билеты и абонементы можно купить в кассе ЦТЮ? А какие-то организованные группы могут заявки оставлять?

Динар Байтемиров:
- Заявки от школ и детских садов есть. Но все-таки этот абонемент больше ориентирован на начальную школу. Сейчас мы на стадии понимания, какое количество классов может приобретать абонементы. Есть большой интерес, это нам приятно. Но и семейный вариант посещения тоже очень хорош.
Важно формировать в маленьких детях даже шести лет наших будущих взрослых слушателей. До пяти лет они могут пройти бесплатно, если родитель приобретает абонемент.

Елена Гордиенко:
- А где концерты проходят?

Динар Байтемиров:
- Если мы говорим про абонемент, все 7 концертов будут проходить в большом зале детской музыкальной школы Ипполитова-Иванова. Это один из лучших акустических залов в области. Взрослый человек самостоятельно также может прийти и послушать. Все концерты по воскресеньям в 12.00.
17 сентября у нас также прошел традиционный концерт, открывающий филармонический сезон, коллектива Молодежной капеллы «Гармония» имени Ирины Рогановой. Это была необычная программа, в которой участвовали три хоровых коллектива: «Гармония» и наши друзья - два хора из Санкт-Петербурга. Помимо классики, звучали интерпретации аранжировок современных произведений.
У нас в Центре творчества юных сложился очень приятный в творческом и в человеческом отношении коллектив. Наш директор, уважаемая Надежда Корбут - в оркестре русских народных инструментов играет на домре. Первая домра - это аналог первой скрипки симфонического оркестра. Вот и в учреждении она первая скрипка, и в оркестре тоже.
Замдиректора Ольга Цуканова имеет музыкальное образование, она прекрасная вокалистка, закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Я - дипломированный вокалист Петербургской консерватории.
А Елена Николаевна Котельникова - очень известная театральная личность, главный режиссер нашего театра.

Надежда Корбут:
- Поэтому такая хорошая творческая атмосфера.

Елена Гордиенко:
- … да вы там спелись и сыгрались!

Динар Байтемиров:
- Да, мы все имеем некое общее видение и вкус, и вот как в случае с абонементами (а это, как сказала Надежда Владимировна, ее давняя мечта) можем увереннее выполнять свои цели и задачи.

Елена Гордиенко:
-Динар, а как Вам дается административная часть работы?

Динар Байтемиров:
- Творческий человек взаимодействует с аудиторией, ему важен контакт с публикой. Что касается административной работы, то здесь идет взаимодействие со многими службами - ты не можешь один сделать эту работу так, чтобы она была сделана хорошо: нужно найти взаимопонимание со всеми службами. Это огромная работа, которая, как правило, не видна.
Еще хотелось пару слов добавить про абонемент - это не развлекательная, это не, как в школах говорят, внеклассная работа. Музыка каким-то невероятно волшебным образом воздействует на нас, развивает мозг, развивает математические способности. Это происходит во время слушаний. Если человек начинает осваивать игру на инструменте, это более глубокое соприкосновение с музыкой. Но даже просто активное слушание требует понимания и определенной работы, определенного уровня подготовки. Вот эти наши концерты - это как раз этап такой подготовки.
Могу провести аналогию с драматическим театром. У нас есть замечательный Театр юного зрителя, в нем ребятам предлагается познакомиться с детским репертуаром – «Колобок», «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Это экспозиция характеров, образов человеческих, где есть главный ярко выраженный персонаж, ребенок знакомится с различными характерами. И в конце концов, став взрослым, он уже может посещать и сложные шекспировские и современные пьесы. Он понимает, он получил базу. Наши концерты - это возможность эту базу получить, чтобы ребенок пришел, послушал флейту, узнал ее тембр, запомнил его, узнал, в какой музыке звучит флейта, какой у нее характер, какой характер у скрипки, какой характер у трубы - это все разное. И потом, когда он станет старше, он придёт на концерт подготовленным. А может, захочет учиться играть на этом инструменте - это наша вторая задача. Мы дружим с директором музыкальной школы Ипполитова-Иванова Андрей Ивановичем Церром, он нас поддерживает в этом.
Этот процесс творческий, в котором нет проигравших, а все - только победители. И в первую очередь, это, конечно же, дети с родителями, имеющие возможность знакомиться с музыкой, обучаться на музыкальных инструментах. Это важно и нужно нам, Гатчинской филармонии. Это, конечно, интересно и для музыкальной школы.

Надежда Корбут:
- Наша цель - предоставить выбор. У нас предостаточно в Гатчине мест, где можно занять детей. Только ленивый не может себе найти занятие в нашем городе. На сайте Центра творчества юных и в социальной сети достаточно много информации о коллективах, об их жизни, деятельности, о концертной и фестивальной жизни города. Мы везде принимаем участие.

Елена Гордиенко:
- А могут быть выходные у творческих людей?

Надежда Корбут:
- Это ведь осознанный выбор того, на что ты идешь, работая в культуре. В конце концов, остаются люди, для которых это не профессия, это диагноз, когда ты посвящаешь все свое свободное время и все свои проблемы, все задачи именно этому. Здесь должна быть полная самоотдача. Это удовольствие от доставленного удовольствия людям. Для меня, например, самое большое удовольствие, когда вокруг спрашивают: «Нет ли лишнего билетика?». Значит, все удалось, и твоя работа была не зря. Неважно, сколько за этим стояло проблем и труда. Это внутреннее удовлетворение от проделанной работы: когда ты выходишь, и люди подходят к тебе, благодарят, и у них горят глаза: «Ой, спасибо вам большое! Я словно переродился на этом концерте». Вот это и есть самое главное.