Наталья Быстрых: «Наша задача - помочь»

Председатель комитета образования Гатчинского района Наталья Быстрых ответила на вопросы нашего медиахолдинга об обучении детей с ограниченными возможностями по здоровью.

Общество
19 ноября 2022 12:00
706

Елена Гордиенко:

- ОВЗ – под этим термином обычно понимают нарушение слуха, зрения, речи, проблемы опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра. Это не инвалидность, правильно?

 Наталья Быстрых:

- ОВЗ - это не инвалидность, так как инвалидность - это медицинские показатели. Ограниченные особенности здоровья относятся больше к психологическому развитию. Направления детей с ограниченными возможностями здоровья часто имеют смешанный генез: например, дети с расстройствами аутистического спектра могут быть одновременно с задержкой психического развития, умственно отсталыми, слабослышащими или слабовидящими, или могут сочетать задержку или умственную отсталость. Такое отмечается практически в 50% случаев.

Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то выявление особенностей детей раннего развития начинается примерно с 2-3 лет, и дошкольное учреждение заинтересовано как можно раньше проинформировать родителей, направить их к специалистам. Такое массовое нарушение, как нарушение речи, корректируется очень эффективно.

Перед школой ребенок обязательно проходит психолого-медико-педагогическую комиссию, где становится понятно, какой образовательный маршрут ему будет выбран в общеобразовательной школе.

 Елена Гордиенко:

- А какие есть варианты?

 Наталья Быстрых:

- Во-первых, сопровождение, обучение, обеспечение обучения детей с ОВЗ прописано в Федеральном законе об образовании, где четко указано, что образовательное учреждение разного уровня должно обеспечить обучение детей по адаптированным образовательным программам. Таких программ порядка 12-ти, они утверждены на федеральном уровне. В соответствии с заключением комиссии, в котором прописан образовательный маршрут, школа должна организовать обучение ребенка с использованием разных форм: или в коррекционных классах, или с помощью инклюзивной формы обучения, которая тоже закреплена в Законе об образовании, или возможно по дополнительным показаниям от медицинских работников - индивидуальное обучение на дому.

 Елена Гордиенко:

- Как это происходит?

 Наталья Быстрых:

- По-разному выстраивается этот момент. Зачастую родители сами настаивают, чтобы ребенок приходил в школу к преподавателю для того, чтобы шёл более быстрый процесс социализации. Занимаясь с преподавателем в классе индивидуально, у него есть возможность присоединяться к каким-то воспитательным активностям, если ребенку позволяет здоровье. Конечно, часть детей обучается на дому. Это зависит от выбора родителей. К сожалению, не у всех есть условия для приема преподавателей дома.

 Елена Гордиенко:

- Кто-то спрашивает мнение ребенка?

 Наталья Быстрых:

- Я думаю, что в семье это решается коллегиально. Школа должна обеспечить, в каком виде - на территории школы или на территории квартиры - будет осуществляться обучение ребенка. Никаких жестких рамок нет, это уровень договоренности: ребенок может переходить на инклюзивное обучение или индивидуальное. Но индивидуальная форма - это дополнительные медицинские показания. Например, если у ребенка эпилепсия или другой диагноз, их достаточно много, то он должен находиться в определенных условиях, быть дома, чтобы рядом могли быть близкие, могли помочь.

У нас не было ни одного случая, чтобы кому-то отказывали. Мы понимаем, что особенность воспитания, содержания, образования таких детей - это непростой родительский труд. Школа и детские сады должны максимально облегчить ситуацию по мере своих возможностей.

Не буду скрывать, есть трудности, особенно в кадровом подборе. Дефицит кадров присутствует, возникают вопросы, связанные с отсутствием специалистов – логопедов, дефектологов. Уже третий год у нас создана сеть микроцентров на базе образовательных учреждений, где волею судьбы оказалось сосредоточено наибольшее количество детей с ОВЗ, где мы с помощью нашего центра психолого-медицинского сопровождения, который находится в Новом Свете, стараемся помочь.

Микроцентры предполагают взаимодействие с близлежащими школами, где таких центров нет. И по договоренности дети из другой школы могут посещать занятия в центре и получать помощь. Пока у нас 6 центров по району. К сожалению, они распределены неравномерно. В этом плане нужно будет двигаться вперед. Обеспеченность центрами на начало этого года достаточно хорошая. Трудности упираются в возможности родителей в самом приезде в центр, но эти вопросы решаются индивидуально напрямую с руководителями образовательных учреждений. Есть школьные автобусы, и как-то подвоз детей на занятия со специалистом можно организовать. Второй вариант, который нам предлагает центр, это заключение договоров о сетевом взаимодействии, когда по ряду причин детей невозможно доставить в центр, специалисты точечно смогут выезжать для проведение блока занятий с ребенком. Но это только-только запускается, сейчас идет подписание договоров, мы посмотрим, как это будет работать. Это проект муниципальный, поэтому мы сами вольны вносить корректировки.

 Елена Гордиенко:

- Как много в Гатчинском районе детей, которым нужно такое обучение?

 Наталья Быстрых:

- На начало 2022 года в дошкольном образовании обучается 1975 человек с ОВЗ. Самое массовое нарушение - это нарушение речи. Логопедическая помощь в садах выстроена хорошо, и если нет серьезных патологий, проблема закрывается к началу обучения в школе. Для сравнения - с нарушениями речи в детских садах 1347 человек, в школах - 157 человек.

Второй массовый момент в дошкольном образовании - это дети с задержкой психического развития -это 20% от всех детей с ОВЗ. Некоторое снижение произошло по дошкольному образованию - минус 5%.

Возможно, мы часть детей не видим из-за того, что какие-то дети до трех лет детский сад не посещают.

В системе общего образования 1365 детей с ОВЗ, здесь тенденция наоборот - увеличивается количество таких детей, так как увеличивается население Гатчины и Гатчинского района. В этом году впервые в 1-е - 11-е классы дополнительно пришло 860 человек. Это целая школа (в том году было + 750).

Мы очень ждем новую школу, строительство которой началось в микрорайоне Аэродром, там частично мы займем крыло именно под коррекционные классы, чтобы сосредоточить в одном месте всех специалистов и расширить спектр разделения по классам. Пока у нас коррекционные классы специализируются на умственной отсталости и ЗПР. Нет охвата детей с расстройством аутистического спектра. В школе наиболее массовые нарушения - это задержка психического развития (71% от детей с ОВЗ) и нарушение интеллекта, умственная отсталость: эти дети занимаются по адаптированной программе, которая предполагает отличные от обычной программы предметы, подходы, и здесь требуется переподготовка педагогов. У нас стопроцентно все педагоги, которые занимаются с такими детьми, проходят переподготовку для того, чтобы у них было понимание, как работать: случайные люди с такими учащимися не работают.

Коррекционный класс предполагает какую-то однородность группы. Другой момент, когда дети с ограниченными возможностями занимаются инклюзивно в обычном классе: учитель должен организовывать одновременно работу и по адаптированной программе для этих детей, и общеобразовательную программу организовывать. Это создает много организационных трудностей.

Детям с умственной отсталостью или с расстройством аутистического спектра по законодательству положен тьютор, который им помогает во время учебы. Но на практике тьюторство очень трудно реализовать, так как оплата труда этого специалиста небольшая. Ставки тьюторов у нас присутствуют, но половина из них – вакансии.

При принятии Закона об образовании в 2012 году было прописано инклюзивное образование. Вот здесь, на мой взгляд, произошел перекос: правительство ставило задачи минимизировать коррекционные классы, коррекционные школы, чтобы дети были социализированы, чтобы они не были изолированы, не чувствовали себя как-то ущербно. Это посыл очень хороший, но на практике оказалось по-другому, так как это очень трудно организовать. У нас наполняемость классов, например, школы в черте города - порядка 32-34-х человек. Это очень много, а присутствие детей, которые требуют индивидуального подхода во время учебного процесса, иногда усугубляют ситуацию. У нас на данный момент организовано 40 коррекционных классов по району. В Гатчинской школе №11 222 человека в коррекционных классах учится. Есть коррекционные классы в начальной школе №5. И в этой, и во 2-й школе есть классы ЗПР и для детей с умственной отсталостью. Классы набираются по нормативу, там ограниченное количество детей - 12, а для умственной отсталости - до 6-8. Это очень маленький класс, но он требует серьёзных образовательных затрат. В Вырицкой школе №1, в Войсковицкой школе №1, в Коммунарской школе №1, Пудостьской школе организованы коррекционные классы.

 Елена Гордиенко:

- Ребята из других поселений приезжают тоже?

 Наталья Быстрых:

- Это дети, которые являются учениками конкретно этих образовательных учреждений. В инклюзивное форме занимаются 987 человек - это достаточно большой процент (напомню, всего 1365 с ОВЗ). Ребята, которые имеют диагноз ЗПР, практически не отличаются от нормы. Ребенок адекватно воспринимает ситуацию, в общем потоке способен заниматься. Есть определенные скидки для него - при написании контрольных работ, при проведении каких-то диагностик ему дается чуть больше времени, чуть меньше заданий, которые должны быть адаптированы под его программу.

 Елена Гордиенко:

- А как обстоят дела с ребятами, у которых диагнозы посложнее?

 Наталья Быстрых:

- Если в инклюзии занимается ребенок слабослышащий и слабовидящий, то это еще одна трудность, потому что он обязательно должен сидеть на первой парте. Учитель должен очень внятно и громко именно этому ребенку проговаривать предмет. Родителям, у детей которых особенность практически на грани слепоты, посещение школы не очень удобно. Им приходится ездить, например, в Пушкин, в коррекционные школы, где такие классы созданы. Возникла идея - проработать открытие ресурсных классов, где будет собран именно один диагноз. По данным мониторинга, который еще проходит, мы видим запрос по классу для слабовидящих детей и детей с расстройством аутистического спектра. Мы пока не определились, на базе какого образовательного учреждения этот класс будет открыт, и по подбору персонала, который сможет с ними работать.

Нас вдохновил опыт Всеволожского района: ресурсный класс в Центре образования Кудрово открыли в этом году для детей с расстройствами аутистического спектра. Мы поняли, что ничего невозможного нет.

 Елена Гордиенко:

- Это первый такой класс в Ленинградской области?

 Наталья Быстрых:

- Во Всеволожском районе и в Ленинградской области это первый такой класс. Для детей с расстройством аутистического спектра существует методика открытия таких классов на федеральном уровне. Мы интегрируем эту методику и для слабовидящих детей. Наша задача - помочь.

Мы находимся в ситуации, когда включаются финансовые дефициты, которые могут серьёзно притормозить подготовку кабинета для занятий для слабовидящих детей - это особый набор цветовой гаммы, особый набор цвета мебели. Не в любом помещении можно организовать, нужно, например, тактильное покрытие, указатели, по которым ребенок, помогая себе, передвигается от объекта к объекту: чтобы посетить туалетную комнату, ему нужно каким-то образом пройти путь, который должен быть обозначен или другой поверхностью пола, или специальными поручнями, по которым он может передвигаться. Есть очень много точек, которые нужно соблюдать.

 Елена Гордиенко:

- Расскажите подробнее про микроцентры.

Наталья Быстрых:

- У нас микроцентры для детей с ОВЗ открыты на базе Веревской школы, Коммунарской школы №1, Вырицкой школы, Сиверской основной школы, Елизаветинской школы и Гатчинской школы №11. Большой процент детей с ограниченными возможностями здоровья в Веревской и Елизаветинской школах.

3 центра взаимодействуют с близлежащими образовательными организациями и принимают детей, чтобы проводить модуль коррекционной работы.

Если мы бы могли сейчас открыть адаптированную программа, то увидели бы, что основная часть этой программы - общеобразовательные предметы. Второй очень важный момент - это коррекционное сопровождение, которое обеспечивается детям по заключениям ПМК. Если ребенку прописаны занятия с психологом, с логопедом, с дефектологом, значит, мы должны эти занятия или предоставить или показать родителям возможность, как они могут это сделать - посещая микроцентр или обращаясь напрямую в наш основной центр психолого-медико-социального сопровождения, который находится в Новом Свете, д.72.

Всех родителей, кто еще не охвачен этим обследованием, за помощью прошу обращаться именно в центр в Новый Свет. Есть сайт центра, там все контактные данные, от них идет распределение по микроцентрам - или направление, или приглашение на свои занятия.

 Елена Гордиенко:

- Дети с ОВЗ должны получать не только образование, они должны развиваться в учреждениях дополнительного образования. Для этого есть возможности?

 Наталья Быстрых:

- Такие возможности есть. В нашем Районном центре детского творчества 15 программ для детей с ОВЗ. На данный момент там занимаются 234 ребенка, и через систему «Навигатор дополнительного образования» у каждого родителя есть возможность на эти кружки записаться, и детям их посещать. Кроме того, Районный центр детского творчества организует лагерные смены для таких детей. В этом году порядка 15 человек прекрасно провели время в летние каникулы, они общались, для детей организовали походы, экскурсии.

В Районной детско-юношеской спортивной школе есть одна программа для детей с ОВЗ: занимается 15 человек, но многое зависит от того, как родители проявляют активность, как они работают в «Навигаторе» - это федеральная система записи на дополнительное образование. В Гатчине спортивная школа №2 тоже реализует две программы для детей с ОВЗ. По количеству немного, но возможность привести ребенка на бесплатные занятия дополнительные есть. Причем, среди программ есть по компьютерной грамотности и по робототехнике – можно пробовать.

Мы обеспечиваем детям общее и дополнительное образование, но дополнительное образование носит заявительный характер - от родителей по потребностям.

Администрация Гатчинского района берет на себя достаточно большие обязательства по обеспечению программы «Доступная среда»: порядка 5-6 миллионов в год вкладывается в нее. В основном, она связана с ремонтными работами по организации доступности входной группы и организации пространства для слабовидящих, реконструкции туалетов для детей с ОВЗ.

В этом году у нас порядка 20-ти образовательных учреждений воспользовались такой возможностью.

 Елена Гордиенко:

- "Доступная среда" - это ежегодная программа?

 Наталья Быстрых:

- Она обязана продолжаться, потому что мы обеспечиваем инклюзивное образование. Дети любых возможностей, в том числе ограниченных, должны спокойно подниматься в школе. Когда строятся школы с определенной направленностью, закладываются и лифты тоже. Многое зависит от того, какой проект утвержден. Например, дети-колясочники или те, у кого есть повреждения позвоночника, - для них доступная среда в школах и детских садах - это первый этаж. Но при наличии тьютора и сопровождающего могут быть варианты посещения актового и спортивного зала. Здесь многое индивидуально.

Каждый год примерно 2-3 раза собирается общественность для разговора с администрацией о детях с ОВЗ, где наш комитет обязательно присутствует. Родители детей с ОВЗ приходят, задают вопросы, а мы получаем посыл, что нам нужно развивать.

Я была на двух встречах сама лично, многие вопросы относятся к обеспеченности специалистами коррекционных занятий. Это наша болевая точка.

 Елена Гордиенко:

- Знаю, что родителей волнует момент, когда ребенок заканчивает 9 классов, и приходит пора сдавать выпускные экзамены.

 Наталья Быстрых:

- Дети с ОВЗ сдают экзамены по определенной схеме, у них условия достаточно лояльные и по времени написания экзамена, и по тому, как составлен сам перечень заданий.

Участились случаи, когда родители не рискуют после 9-го класса своего ребенка с ОВЗ направлять на учебу в колледжи, а оставляют его в 10-м классе. Это достаточно сложно, потому что программа 10-11-х классов нацелена на то, чтобы выпускники продолжили обучение в ВУЗах.

Для детей, у которых стоит ограничение по здоровью - задержка психического развития или умственная отсталость - это достаточно сложно. Трудно приходится в 10-м и 11-м классе таким детям. В Ленинградской области во Всеволожском районе есть Мультицентр социальной адаптации, там принимают как раз детей с ОВЗ, которые заканчивают 9-й класс, их обучают востребованным рабочим специальностям по разным направлениям, они там и проживают.

Родителей информируем о всех возможностях индивидуального образовательного маршрута. Здесь важно новые возможности использовать, не упустить. Школы информируют, дают перечень учреждений, где возможно получение образования детям с ОВЗ.

Здесь родителям нужно очень аккуратным быть, чтобы не вступить в противоречие со своими желаниями и возможностями ребенка. Большинство детей с ОВЗ прекрасно социализируются, получают специальности, развиваются. Мы видим массово, сколько ребят проявляют себя и свои таланты именно в той сфере, в которой им хотелось существовать, а не в той, которую мы придумали для них или решили родители.

Школа внимательно относится к таким детям. И если с родителями налажено правильное конструктивное взаимодействие для обеспечения помощи ребенку, то школа сделает максимально все, чтобы помочь выбрать индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Действовать нужно только в интересах ребенка и такого - особенно.

 Елена Гордиенко:

- А какая-то помощь родителям детей с ОВЗ есть?

 Наталья Быстрых:

- У нас открыт Региональный центр консультационный помощи - это региональный проект поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ. Телефон горячей линии есть, можно звонить, уточнять. В нескольких садиках такие центры открыты, но и в любой школе, в любой общеобразовательной организации есть заместитель директора, который ведет детей с ОВЗ, который может в индивидуальном порядке ответить на вопросы, оказать психологическую помощь.