Наш ангел-хранитель
Продолжаем публикацию педагогических очерков, в которых Игорь Борисович Смирнов рассказывает о гатчинских педагогах и наставниках.
Валентина Васильевна Криворук – живая легенда в системе образования Гатчинского района.
С 1965 года её имя тесно связано с педагогической и профсоюзной деятельностью образовательных учреждений, с улучшением условий труда педагогических работников, с повышением их заработной платы, с проведением культурно-массовых мероприятий и оздоровлением учителей. Она хранит целую летопись общественной жизни педагогов всего района, составленную ею за 43 года в должности председателя профсоюзного комитета Гатчинского района работников народного образования, высшей школы и научных учреждений.
В её закромах – Книга Почета лучших из лучших работников образования района. Это - слава и гордость наших образовательных организаций, национальное достояние России. Восхищаемся этой неутомимой женщиной, над которой не властен возраст, но и задаемся мыслью, кому все это она сможет передать, чтобы не прервалась нить времен и поколений.
Богатое педагогическое наследие Гатчины просит создать для него особый музей. И место для него подходящее, кажется, есть: на улице Чкалова уже много лет стоит в запустении здание бывшей гимназии Табунщиковой, где в советское время располагалась начальная школа №3, затем – станция юных техников. До сих пор здание находится в ведении комитета образования Гатчинского района. Нужны только воля и желание начать работу по созданию музея «История образования в Гатчине и районе». А уж чем его наполнить – проблем с этим не будет, пока предметы советского времени, связанные со школой, всё ещё продолжают бережно хранить гатчинцы. Такой музей послужил бы знаком нашего всеобщего уважения к людям педагогической профессии, всем тем, кто посвятил свою жизнь воспитанию и образованию многих поколений жителей нашего города и района. А сегодня – еще одно имя в этой истории.
Детство на Донбассе
Валентина Васильевна родилась 20 апреля 1944 года на Украине, в городе, который всем нам теперь хорошо известен – в Мариуполе Донецкой области. Её отец, Василий Захарович Руденко (1918 - 1999 гг.), работал на заводе «Азовсталь» помощником сталевара. Во время фашистской оккупации был в подпольном отряде, после войны выучился и стал инженером. Мама – Евдокия Васильевна (Кравец) (1919 – 2009 гг.) - работала бухгалтером. Валя была в семье единственным ребёнком.
В первом классе она училась в средней школе №17, а затем все школьные годы провела в школе №40. Свою школу вспоминает как основательное, просторное, светлое здание, где работал великолепный учительский коллектив во главе с директором – Зинаидой Ивановной Александровой. Большое влияние оказала на становление ученицы Светлана Ивановна Мокина, учитель украинского языка. В школе преподавали два языка – русский и украинский, по которым с 5-го по 10-й класс проводились экзамены.
Вале нравилось заниматься общественной работой. Она с удовольствием писала сценарии праздников, спектаклей, различных школьных мероприятий на русском языке. Литература, чтение – вот её самые любимые занятия. Дома выписывали литературный журнал «Юность», поэтому с детства она стала знакомиться с новинками советской литературы. Любимым писателем оставался Аркадий Гайдар. В пятом классе она побила своеобразный рекорд – познакомилась со «взрослой» книгой и осилила её … это был «Декамерон» Боккаччо! И все это благодаря своей учительнице литературы: «Светлана Ивановна была потрясающей учительницей, прекрасным человеком. В то время было необычно, что она нам предоставляла свободу действий в выборе материала для сочинений. Она умела интерес пробудить, но и спуску нам не давала. Причем, ругала нас почему-то только по-украински…»
Учеба в Ленинграде и распределение в Тайцы
В 1961 году, после окончания 10-го класса, Валентина поступает учиться в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена, на факультет начальных классов. Для каждого человека студенчество – самые счастливые годы, и для Вали тоже. Она наслаждается красотой северного города, радуется возможности бывать в театрах и концертных залах. На первом курсе девочки – а их 25 - выбирают ее старостой группы, коей она и остается все последующие годы учебы, вплоть до окончания института. Умение ладить с людьми, строить деловые и дружеские отношения проявилось уже в годы учебы и отразилось впоследствии на её педагогической и профсоюзной деятельности. А пока она с энтузиазмом едет на практику, в пионерские лагеря, сначала – в Сосново, а затем – в посёлок Сиверский. Маленькая, хрупкая, но детей не боялась, наверное, помогал ей какой-то загадочный внутренний стержень – и руководство лагеря ставили её вожатой на старшие отряды. Особенно любила туристические слёты, где надо и ловкость, и сноровку, и туристические умения совместной, командной, слаженности продемонстрировать.
После 3-го курса, в 1964 году, Валентина Васильевна Руденко счастливо превратилась в Валентину Криворук. Ее супруг, Михаил Иванович Криворук (1942 – 2009 гг.), родом из города Сороки (Молдавия) учился в Ленинграде, в Военмехе (сегодня – Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова), который окончил в 1966 году. Способный, умный, талантливый, он защитил сначала кандидатскую диссертацию в Политехническом институте, а затем и докторскую. Преподавал в институте около 15 лет. Его открытость, доброжелательность, умение играть на баяне и быть душой коллектива притягивало к нему людей. Он увлекался фотографией. Начинал с простенькой «Смены», а затем появился «ФЭД», после этого приобрел «Зоркий». Но это было уже позже, а пока Валентина начинала свою педагогическую деятельность воспитателем в детском доме.
В 1965 году, после окончания института, Валентину направляют на работу в Таицкий детский дом, где она проработала всего лишь один год: в 1966 году детский дом в Тайцах закрыли.
Жила она в Тайцах на частной квартире. Всё свое время проводила на работе. Это ведь особые дети – воспитанники государственного учреждения. «Мы, воспитатели, ничего не знали об их прошлой жизни. Руководство не раскрывало их судьбу, нам запрещалось знакомиться с их личными делами. Родители или родственники навещали их чрезвычайно редко. У них были только мы, чужие им люди, воспитатели. Жили дети на всём готовом, поэтому были совершенно оторваны от обыденной жизни и к ней совсем не подготовлены. Мне приходилось даже учить их, как делать покупки в магазине, как выбирать необходимый товар, как расплачиваться за покупку. В детском доме проживали 50 детей, организованные в две группы. Жили они в детском доме, а учились в Таицкой школе. Тогда в детском доме работали трое молодых специалиста, включая меня. Мы работали посменно, с утра до вечера. Наши мужья также участвовали в общей жизни детского дома: организовывали спортивные соревнования, играли в баскетбол, что как-то разнообразило и нашу жизнь, и жизнь воспитанников. Сейчас на территории бывшего детского дома располагается дом престарелых – Христианский дом милосердия церкви Ингрии».
В отделе образования Гатчинского района
С 1966 года Валентина Криворук стала работать «запасным» учителем в районо - отделе образования Гатчинского района, куда ее пригласил инспектор по кадрам Александр Исаакович Пакконен. В районе назрела острая необходимость выручать сельские школы в случае болезни учителей. В то время в каждой деревне существовала своя школа, где учились до 50 учащихся. А всего таких школ в районе насчитывалось 67! «Запасной» учитель и выходил на замену по вызову из школы.
Вскоре к этой обязанности прибавилась еще одна – работа по охране детства, которая заключалась в решении вопросов об усыновлении детей, устройстве ребенка в детские дошкольные и школьные учебные заведения, в детские дома и спецшколы, в лишении родительских прав тех родителей, которые систематически не выполняли свои обязанности, предписываемые им законом. «Вот какую работу мне пришлось выполнять, мне одной, а теперь ею занимаются около 20 специалистов. По всему району приходилось самостоятельно передвигаться, ведь даже в районо тогда своего транспорта не было. Я должна была как-то выкручиваться, где пешком, где на автобусе – в Вырицу, в Коммунар, в Сиверский… Иногда мне помогала с транспортом милиция. Этой работой я занималась 9 лет, пока меня не назначили инспектором районо по кадрам и заместителем заведующего районо. В этой должности я проработала с 1975 по 1980 год».
«Профсоюзы – школа коммунизма»
«1 апреля 1980 года меня избрали председателем профсоюзного комитета Гатчинского района работников народного образования, высшей школы и научных учреждений. На этом посту я сменила Капитолину Петровну Кузьмичеву, которую перевели на работу заведующей отделом образования города Гатчины. Просили меня перейти на эту должность на один год, а задержалась я здесь на 43 года!»
Задержалась еще и потому, что попала в сплоченный, дружный коллектив руководителей и председателей школьных профсоюзных комитетов, которые осознавали свою миссию и ответственность не только перед органами власти, но, в первую очередь, перед своими работниками. Основным в работе профсоюза считалась организация социалистического соревнования внутри школьных педагогических коллективов и между профсоюзными организациями школьных учреждений. Критериями оценки служили такие показатели, как успеваемость, качество знаний учащихся, участие учителей в общественной работе. Всячески поощрялись инициативы, с которыми выступали образовательные учреждения. Так, нашла свое воплощение идея директора Вырицкой средней школы №2, Бориса Васильевича Тетюева, участника Великой Отечественной войны, открыть памятник детям-узникам фашистского лагеря. Школы стали усиленно заниматься краеведческой работой, и в Рождественской школе, благодаря инициативе коллектива и настойчивости директора Михаила Александровича Брелова, был создан один из первых школьных музеев в Ленинградской области. Появился свой музей и в средней школе №43 станции Сиверская Октябрьской железной дороги, его инициатором и создателем стал Василий Константинович Мартынов.
Профсоюзная организация Гатчинского района по всем показателям была одной из лучших не только в Ленинградской области, но и в Советском Союзе, а позже – и в Российской Федерации. В этом заслуга всего большого педагогического коллектива района во главе с заведующей районным отделом образования Марией Алексеевной Паньковой. Валентина Васильевна вспоминает с большой благодарностью тот коллектив, который поддерживал ее в профсоюзной деятельности: Людмилу Ивановну Ермакову, директора Никольской средней школы, заведующую детским садом в Никольском Ларису Николаевну Семеняк, Нину Матвеевну Мишину, заместителя председателя райсовета, Илью Григорьевича Осипова и Лилию Григорьевну Батерину, директоров Таицкой средней школы, Ивана Матвеевича Соловьёва, директора Сиверской средней школы №1, Любовь Андреевну Кирьянову, директора Сиверской средней школы №2 и ее дочь – учителя математики Наталью Киприяновну Кирьянову.
Большое внимание в своей работе председатель профкома уделяла финансовой поддержке учителей, помятуя о невысоких зарплатах и необходимости оздоровления педагогических работников. Ежегодно профком предоставлял работникам путевки в здравницы СССР, на отдых и лечение, причем, все расходы профсоюз брал на себя, работник оплачивал лишь 7 рублей (!) за путевку. А некоторым учителям, особо нуждающимся, выделялась по линии профсоюза материальная помощь в размере 10 рублей, так что все расходы на отдых и лечение можно было покрыть из профсоюзной кассы. Следует заметить, что средняя заработная плата учителей в 1980-е годы составляла 120 – 170 рублей. Гатчинский профсоюз устраивал и туристические поездки для своих работников – учителя побывали в Азербайджане, Армении, на Кавказских Минеральных Водах.
Особый вопрос 1980-х годов – обеспечение сельских учителей жильём, ведь вплоть до 1990-х годов подавляющее большинство учителей, которых направляли в сельские школы по распределению, жили в частном секторе, снимая комнату в домах сельских жителей. В 1980-е годы, особенно после 1984 года, когда Ленинградская область за успехи в экономике и социальной жизни была награждена Орденом Октябрьской Революции, развернулось небывалое строительство на центральных площадках совхозов. В результате этого строительного бума ВСЕ сельские учителя были обеспечены жильём! Жилье получали и молодые специалисты, так, например, для них местная власть в селе Рождествено выделила трехкомнатную квартиру в качестве общежития.
В 1987 году Валентина Васильевна Криворук в составе делегации Ленинградской области представляла наш район на Всероссийском съезде профсоюза работников образования в Москве. Это была высокая оценка и педагогической общественности района, и самого председателя профсоюзного комитета.
Казалось бы, все идёт по нарастающей, условия жизни и работы учителей улучшаются, но тут грянула перестройка, и начались лихие 90-е… А вместе с ними пришли проблемы с выплатой зарплаты. Учителя, не имея никаких других дополнительных заработков, стали чаще обращаться в профсоюз за материальной помощью, инфляция съедала все сбережения, деньги обесценились… Профсоюзы пытались взаимодействовать с правительством Ленинградской области: выходили на пикеты, на митинг у здания правительства Ленинградской области на площади Пролетарской Диктатуры с единственным лозунгом – «Зарплату!». «Да, вспоминаю, как мы мёрзли перед зданием правительства, пытались сделать так, чтобы нас услышали. Наверное, это оказало на власти какое-то влияние. Во всяком случае, мы не молчали и заявляли о себе. В Гатчине в это сложное время нашему профсоюзу очень помог тогда частный предприниматель Волосков. Он поставлял нам продукты, а мы распределяли их между профсоюзными организациями: муку, сахар, горох… Помогла нам выжить и гуманитарная помощь из-за рубежа».
В это сложное время Валентина Васильевна находила себе и профсоюзу добрых друзей и помощников. Среди них – работники комитета образования Гатчинского района: Владимир Георгиевич Карасёв, Валентин Михайлович Солдатов, Людмила Григорьевна Ковальчук. А команда председателей школьных профкомов отличалась и сплоченностью, и боевым духом, и инициативностью. В то время заместителем В.В. Криворук была Ирина Павловна Игнатьева из Высокоключевой школы (позже – директор Большеколпанской средней школы). Верными соратниками председателя стали Людмила Николаевна Сидоренко (Рождественская школа), Наталья Александровна Евдокимова (Сиверский детский дом, сегодня – Ресурсный центр), Людмила Александровна Веденеева (Вырицкая средняя школа).
Профсоюз сегодня
Сегодня ситуация в школах с участием коллективов в профсоюзной работе и профсоюзных акциях существенно изменилась. Если в советское время членами профсоюза были почти 100 % учителей, то сегодня их насчитывается лишь 50-52%, несмотря на минимальный ежемесячный взнос в 1% от дохода. Многие работники сферы образования не проявляют интереса к деятельности профсоюзов, по-видимому, не представляя, что именно профсоюзы представляют их профессиональные интересы во взаимодействии с правительством. Без согласия профсоюзов не принимаются решения по условиям трудовых договоров, улучшению условий труда педагогических работников, повышения заработной платы. Ежегодно вместе с профсоюзами, с Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей правительство подписывает соглашение о минимальной заработной плате в нашей стране. Кстати, благодаря такому соглашению заработная плата всех работников в Ленинградской области значительно выше, чем в других регионах России.
Проявляя равнодушие к участию в работе профессионального союза педагогических работников, учителя и воспитатели сами обрекают себя на неблагоприятные условия труда. Всё это приводит к жалобам в суды и в СМИ на то, что их учебные часы «размазаны» по всему учебному дню на две смены занятий, что у них нет выделенного времени на перерыв, что они вынуждены работать по 6-8 часов без обеда, что им не оплачивают сверхурочную работу или работу в выходные дни и т.д. и т.п. Не говоря уже о том, что отсутствие профсоюза в школе влечет к волюнтаризму администрации при выставлении баллов за работу учителя при распределении стимулирующих надбавок из надтарифного фонда. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что учителя зачастую не участвуют в согласовании с администрацией школы ежегодного трудового соглашения, а следовательно и не способствуют сами себе в улучшении условий педагогического труда. А надо знать, что профсоюз стоит на защите интересов учителя, способствует в разрешении трудовых споров, предоставляет работникам в случае необходимости бесплатные юридические консультации.
Учителя стали меньше пользоваться профсоюзными путевками в дома отдыха, пансионаты и санатории, несмотря на то что им предоставляется скидка на путевку в размере 20% от профсоюзов России, к которой добавляется еще 5% от районного комитета профсоюза.
Причем, как замечает руководитель нашего профсоюза, наблюдается такой «меркантильный» подход к членству в профсоюзе: как только повышается заработная плата (благодаря усилиям профсоюза), так работники прекращают свое членство. 1 % от своих доходов для оплаты ежемесячного взноса, по-видимому, очень жаль…
Несмотря на это, Валентина Васильевна продолжает свою нелёгкую работу по сплочению учительства, по поддержке молодых педагогов, по стимулированию инициативных и творческих учителей. Нет ни одного праздника, ни одного мероприятия по подведению итогов конкурсов педагогического мастерства, где бы наш председатель не появилась с многочисленными пакетами, коробками и цветами, чтобы порадовать своих коллег – победителей, членов профсоюза, подарками, заботой и вниманием. «Что могу и чем могу», - словно говорят ее лучистые, добрые глаза, в которых преданность учительской профессии, уважение и доброжелательное отношение к коллегам, любовь к родному району, которому она отдала свои долгие и плодотворные 58 лет педагогической деятельности.
Недавно Валентине Васильевне исполнилось 79 лет. Пожелаем ей от души дальнейшей активной трудовой деятельности и всего самого наилучшего на долгие годы!
Игорь Смирнов, к.п.н., заслуженный учитель РФ