На Дороге жизни во Всеволожске
Мемориал «Румболовская гора» расположен в городе Всеволожске у подножья одноименной горы на 10-м километре исторической Дороги жизни у её перекрёстка с Колтушским шоссе.
Мемориал охраняется государством в составе «Зелёного пояса Славы Ленинграда» как объект культурного наследия России федерального значения. О нем – сегодняшний разговор в рубрике «Новости пешком».
Галина Паламарчук:
- Разговаривая о мемориальном комплексе «Румболовская гора», нужно начинать здесь, у памятника «Дуб и лавр».
Галина Королёва, экскурсовод:
- Да, с этого нужно начинать, это символ Всеволожска - и желудь, и лист дуба, и лист лавры находятся на гербе нашего города. Это не случайно, потому что здесь, через Всеволожск, проходила Дорога жизни. Лист дуба - символ мужества, лист лавра - символ славы, а желудь как зарождающаяся новая жизнь. На гербе есть еще княжеская корона.
Здесь есть и небольшой памятник из гранита, где написаны стихи Ольги Берггольц:
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги».
Вот здесь, на подъеме горы появился этот монумент в 1967 году силами трудящихся Фрунзенского района Ленинграда. 7 мая 1965 года во Всеволожске состоялся митинг в честь закладки первого камня мемориального ансамбля. В ходе митинга было посажено 20 берез, символизирующих 20-летие победы в войне.
Ну, а Берггольц еще писала про хлеб:
«125 блокадных грамм
с огнем и кровью пополам».
На самом деле, этот кусочек хлеба наполовину состоял из примесей. Но суррогат добавляли не только в хлеб. Мы сейчас видим листья клена, очень красивые, на фоне этого памятника. Здесь, во Всеволожском районе, школьники собирали именно листья клена, потому что по вкусу эти листья, сушеные и обработанные определенным образом, были похожи на табак. Их добавляли в табак, чтобы солдат в перерыве между боями мог выкурить папироску. Не такие уж большие запасы были на табачных фабриках, поэтому добавляли суррогаты. Пытались даже обмен для солдат делать на шоколад, потому что шоколада было много на кондитерской фабрике. Но обмен не нашел успеха.
Галина Паламарчук:
- А Дорога жизни проходила каким образом?
Галина Королёва:
- Она здесь и проходила, но была уже. Ширина Дороги жизни была всего 8 метров.
Галина Паламарчук:
- Мемориал находится на горе?
Галина Королёва:
- Основное место памяти, основной мемориал, да, находится на горе.
Галина Паламарчук:
- Как складывалось это памятное место?
Галина Королёва:
- Это место памяти Всеволожска о тех событиях, которые происходили здесь в годы Великой Отечественной войны. Мы сейчас здесь видим парк, посвященный 75-летию Победы. Открылся он, правда, 2021 году. Эта часть парка посвящена летчикам, которые базировались здесь, во Всеволожске, в так называемом доме 43-х героев. Внизу, у подножия горы, как раз находится этот замечательный музей в помещении, где до войны был дом отдыха. Дом отдыха, в свою очередь, по одной из версий находился в помещении, которое в 18-м веке принадлежало барону Фредериксу, там была сыроварня. Часть этой постройки сохранили, когда делали новый музей. В годы войны здесь отдыхали между полетами летчики 1-го минно-торпедного гвардейского полка военно-морской авиации и 26-го и 27-го истребительных полков. Поэтому здесь такой типа хвостового оперения стилизованный памятник, здесь и самолет стоит - дальнобойный бомбардировщик ДБ-3 или Ил-4, как его стали называть с 1942 года. Это полноразмерный макет, но использованы шасси от настоящего самолета времен Великой Отечественной войны.
Я хочу обратить внимание на покрытие, на котором стоит самолет. Это подлинное покрытие из Мурманской области с аэродрома 1944 года. Такой временный аэродром можно было быстро сделать: это сборно-разборное металлическое покрытие, взлетная полоса. Через этот кусочек, который под самолетом, уже трава прорастает, потому что он не сплошной, у него есть отверстия.
Совсем рядом здесь местечко Углово, откуда взлетали тяжелые бомбардировщики, а это именно тяжелый бомбардировщик. Именно этого типа самолеты бомбили Берлин в августе и в сентябре 41-го года, когда фашисты совершенно не ждали бомбардировки. Они засекли самолеты, которые подлетали к Берлину, и им даже в голову не могло прийти, что это не их самолеты. Они не сразу даже запретили подсветку Берлина, потому что были в шоке от этой бомбардировки. На самом деле, всего полетов и бомбардировок было 13 на протяжении, практически, месяца.
Но потом фашисты, конечно, были уже готовы к тому, что Берлин могут бомбить. И таким самолетам, которые брали заряд в тысячу тонн, нужна была взлетно-посадочная полоса. Бетонная полоса была в местечке Углово, несколько километров отсюда, частично она сохранилась. Конечно, она уже непригодна даже как дорога. Но именно оттуда взлетали тяжелые бомбардировщики.
На территории Всеволожского района было 18 аэродромов. Они были с бревенчатым покрытием - накатывали бревна с землей. Оттуда взлетали легкие самолеты, которые могли даже с поляны взлететь в партизанском отряде.
На мемориале сделаны блиндажи, их можно посмотреть как раз за этим монументом. Сделаны проходы между блиндажами, установлены канониры с тремя орудиями. Орудия зенитные, и в то же время они были еще и противотанковыми.
Сюда приходят школьники, им это интересно. Тут рядышком с этими орудиями и канонирами находится и детская площадка тоже в том же стиле - машинка, самолет, горка в виде самолета.
Места, посещаемые семьями, молодежью, ветеранами.
Галина Паламарчук:
- Есть и полуторка, которая напоминает об автомобильной Дороге жизни.
Галина Королёва:
- Это точная копия настоящей полуторки. Почему полуторка? Эта машина могла взять полторы тонны груза. Она сделана из металла. У полуторки времен Великой Отечественной войны была кабина деревянная. Но были и другие машины, более грузоподъемные. На Горьковском автозаводе специально для Дороги жизни была заказана специальная машина - пятитонка. Такие машины не использовались ни до войны, ни после. Она могла везти груз весом 5 тонн.
Галина Паламарчук:
- Мы дошли как раз до полуторки. Как желудь - символ зарождающейся новой жизни, так и полуторка - символ Дороги жизни…
Галина Королёва:
- Обратите внимание, как открыто лобовое стекло. Дворников, наверное, не было тогда. Поэтому приходилось вот так и с открытым окном ехать, и с открытой дверью. Шины были в воде, в апреле лед был не таким крепким, но машины продолжали идти.
Кстати, очень интересная история с ледовой трассой, с ее организацией. 20 ноября 1941 года конный обоз прошел, потом пошли машины. Толщина льда достигла 20 сантиметров. Казалось бы, по всем расчетам все должно быть хорошо. Но в первую неделю работы трассы 100 машин ушло под лед. Привлекли ученых из Физтеха. Так что не гаишники организовывали движение, а ученые из физико-технического института. И они выяснили, что, когда машина идет со скоростью 35 километров, с этой же скоростью подо льдом течет вода, происходит резонанс - и машины уходят под лед. Поэтому были очень строгие правила передвижения полуторок по Дороге жизни. Прокладывалось одновременно 5 трасс, расстояние между ними должно было быть больше 70 метров. Обязательно между машинами должно было быть расстояние, они близко не должны были идти друг к другу.
Главное, чтобы они не шли параллельно друг к другу, потому что возникал резонанс, и машины уходили под лед. Эти правила строго соблюдались на Дороге жизни и тогда стало меньше машин, которые уходили под лед. Хотя, конечно, все равно уходили. Водители ехали с открытой дверью, котелок еще привязывали, который гремел и периодически по затылку бил водителя, чтобы не заснуть.
Дорога изначально была очень длинной, больше 13 часов уходило на её преодоление, пока не построили Дорогу победы, и было воссоздано прямое сообщение с большой землей.
Галина Паламарчук:
- Мемориал напоминает не только о Великой Отечественной?
Галина Королёва:
- К сожалению, в нашем современном мире бывают катастрофы, войны и сейчас продолжаются, идет специальная военная операция, погибают молодые ребята. Здесь же, на горе, у нас есть мемориал, который посвящен ребятам из Всеволожска, которые погибли во время афганской, чеченской войн. И ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Памятник очень интересный - маленький атом, который расколол стройную организационную систему безопасности на атомных электростанциях, расколол жизнь людей на «до» и «после». Первыми погибли пожарные, которые тушили огонь, потому что они наибольшее количество радиации приняли на себя. Ликвидаторы продолжают умирать уже от болезней. Эта авария сильно сократила им жизнь.
Мемориал памяти с колючей проволокой - памятник тем, кто оказался в концлагерях. У нас есть общество блокадников, блокадный детский дом, есть общество бывших малолетних узников фашистских концлагерей. По их инициативе и был поставлен памятник тем, кто был замучен в концлагерях, прошел эти страшные муки.
И еще один монумент - последний из этой группы. Он посвящен тем, кто погиб от голода, ленинградцам, блокадникам. Ведь Всеволожск тоже оказался в блокадном кольце. Было два района Ленинградской области, которые не были захвачены врагом: это Курортный и Всеволожский районы. По Всеволожскому району и прошла эта Дорога жизни. Изначально после войны всеволожцев, жителей этих двух районов не признавали блокадниками. Сейчас они имеют этот статус. Они были в том же блокадном кольце и также обслуживали Дорогу жизни. Были обязательные общественно-полезные работы для жителей, кто жил на Дороге жизни - расчистка снега, например. Да, у них были приусадебные участки, но существовали нормы, сколько овощей жители могли оставить себе, а сколько должны были сдать - это была продразверстка. Все шло в госпиталя, в детские заведения. Соответственно, те люди, которые оказались на территории этих районов, тоже были в блокадном кольце и хватили лиха.
Есть еще один мемориал, он посвящен авиакатастрофе, это уже современная история. В годовщину сюда приезжают родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем 31 октября 2015 года, в которой погибло 224 человека, из них 25 детей. Вот здесь елочки, которые посажены по количеству погибших детей - 25 - и 128 широколистных кленов - по количеству погибших семей.
Почему у нас поставили? Потому что у нас наибольшее количество погибших из Ленинградской области. Здесь даже есть народный мемориал - фотографии погибших. Это дети, это молодые улыбающиеся люди. Когда смотришь на этот стенд с фотографиями, просто словами не описать, какие чувства охватывают. Люди, которые могли бы жить, которые радовались жизни… Вот и сейчас они смотрят на нас с этого стенда.