Мы горизонты плечами раздвинем!
Вместе с Александром Ладуровым мы продолжаем его авторский проект "Неординарные люди" Сегодня герой нашего рассказа - Константин Рыбаков.
Октябрь погружает автора в минорные глубины бытия, без пошлого житейского нытья. Ох, уж эти житейские обстоятельства и связанные с ними горести взрослых дядей и великовозрастных тётей, которых нет ни времени, ни желания утешать…Перо автора пунктуально следует курсами, проложенными «Неординарными людьми»: я повествую не о тех, кто добросовестно ходит на работу, выполняет производственный план и добивается звания Народного артиста собственной страны, а о гражданах ещё не созданного общества, красочно описанного в «Моральном кодексе строителя коммунизма», пропахших до мозга костей флёром романтических порывов. Об этом сумасшествии нельзя писать сослагательно, как бы ни хотелось этого читателям.
Здесь не обойтись без подтекста, да и не одного, потому что и герои этого проекта, и его автор - неординарны по своей сущности. Написал эту фразу и зябко передёрнул плечами. Тут же задумался: «Зябко!». А ведь кто-то так живёт постоянно: утром включает зарю, умывается дождевой водой, а потом наступает трудовой день, каждая секунда которого равноценна подвигу.
Может, ежемесячно следовать взятым на себя обязательствам в рамках проекта «Неординарные люди» и не подвиг, но борьба с рутинной повседневностью - несомненно. Однако, склянки отбивают положенное им, а Константин Павлович Рыбаков под фейерверком океанических брызг следует по многочисленным трапам в машинное отделение слушать симфонию корабельных дизелей.
Здесь самое место фразе о «камертоне души», но я её говорить не буду, поскольку сам технарь и знаю, что для того, чтобы техника работала, с ней надо работать. Океанский рыболовный флот не романтическое сидение с удочкой на берегу. Здесь «жизнь закручена туго в спираль, часовую пружину вечности». Именно об этом пишет родившийся в Ленинграде житель Гатчины и Сиверской. Пишет, как умеет, но главное - честно и от души. Признаюсь, 2 недели с удовольствием КОПАЛСЯ в его стихах. Данный глагол наиболее точно определяет состояние моей души. Но сегодня рассказ о душе Константина Павловича.
Итак, корабль нашего повествования отплывает от пристани и покидает родимую гавань. Далеко за кормой остаётся «порт с ощущением вечной вины», а «краны портальные, вывернув шеи, смотрят… вслед». Когда береговая линия исчезнет в туманной дымке «чайку отшлёпает флаг кормовой». Обратите внимание, какой сочный, колоритный образ применён в творчестве Константина Павловича. Его нельзя придумать, с ним надо… заступать на вахту и сменяться с неё. Здесь нет места для грусти, поскольку, «лежит шелухой от семечек Млечный путь на моём пути». Чего ещё нужно человеку, влюблённому в море, если «в старой тельняшке – вся сущность удачи: чёрное с белым, прилив и отлив»? Только быть честным по отношению к себе самому: «Мы не хватали за гриву удачу – просто фортуна выбрала нас!». Стихия, как известно, выбирает достойных, тех, кто ей по плечу, поскольку, «море не жалует трусов, иначе вряд ли бы море выбрало нас».
Вы скажите, что это романтика. На самом деле, это жизнь с её трудовыми буднями, правда, весьма и весьма СПЕЦИФИЧЕСКАЯ. И это тоже точное слово. В море не всегда работают, но иногда и отдыхают, правда, там, где придётся. Например, на острове Средний архипелага Северная Земля в 900 км от Северного полюса: здесь нет места для пейзажной лирики, но трепетная душа поэта её всё-таки находит:
«В дымке северного сияния
меркнут звёзды, искрится наст,
и прибрежных скал изваяния
от пурги охраняют нас».
Страдающие в рамках повседневности имеют полное право на эту трогательность в отношениях друг с другом, поскольку «как много нас пошло ко дну, как мало нас сошло на берег...».
Пальцы нервно пробежались по ладам и принялись терзать гитарные струны. Всем нам «семь футов под килем» хоть на море, хоть на реке, где Константину пришлось повозить пассажиров, а для тех, кто страдает «морской болезнью», наш герой строил обычные дороги. Здесь «киношно-апельсиновый закат» и «хрусткие рогалики Луны» предлагаются на самые разные вкусы. Здесь если задрать голову, то можно увидеть, как
«Расплавленной каплей металла
с гламурно лазурных небес
закатное солнце стекало
куда-то за реденький лес…».
Почему человек бродит по миру? Наверное, потому что этот самый мир существует! А ещё есть те, кто без этого не может жить.
Всё же мы «снимаем шляпу перед настоящими «морскими волками», про которых пишет и поёт Константин: «Ходит дождь каждый день в кругосветку - самый главный бродяга Земли». Нет, безусловно, путешествовать с комфортом удобно «мечется вдоль поезда тайга, кутаясь в сугробы по привычке». Однако, на периферии, можно сказать, на краю земли нашей российской водителю грузовика «капельки минут… отмеряет носик самовара» ещё тех доисторических времён, а «в диске пропеллера солнце дробится…» ибо «мало взлететь – ты сумей приземлиться, в "штопор" войдя после "мёртвой петли"!» … Вы скажите: «А зачем входить в штопор?». Позвольте мне этот вопрос оставить без ответа.
Константин Павлович, когда выступает с позиций философа, говорит на эту тему так: «мудрость не в том, чтоб, вцепившись в синицу, не попытаться поймать журавля…». Наш герой разнообразен от «эх, сколько ж водки в тебя вместится стаканчик одноразовый!» до «…и любовь моя, к счастью, не лечится к этим волжским крутым берегам» по отношению к Грушинскому фестивалю. И это, потому что «в сердце – до сих пор весна у поседевшего мальчишки!», а вместе с ней «влажно и пёстро падают звёзды с клёнов на мокрый асфальт...» и «октябрь звезду кленовую на грудь повесит, как медаль».
При этом, подобные эмоции возникают в душах каждого из нас. «Так что же вы делите, люди, на маленькой этой планете?». Почему «страна… живёт с субботы до субботы, втыкая в вену телевизор и сексом заменяя близость»? Разве это завещали нам отцы и деды, победившие фашизм? А ведь все мы «въехали в жизнь на их плечах», по образному выражению Константина Павловича. По этой причине - только вперёд и ни шагу назад. Вот, к примеру: «Раки даже пятясь - наступают! Неважно, что на собственную тень». Тогда почему даже таких, как Константин, неординарных людей, «опускает на самое дно страна победившей разрухи»?
Вот она настоящая лирика. Впрочем, «флирт пера с бумагой» не отрицает настоящей любви к жизни, солоноватой на вкус от тревог и горестей, но вдохновляющей гитару на настоящую бардовскую искренность, овеянную романтикой нашей повседневности.
Автор сказал всё, что хотел. Действительность пошла своей дорогой и рядом в качестве верного спутника прошествовал неординарный человек - Константин Павлович Рыбаков. А может быть, просто человек? Не исключено, но тогда непременно с большой буквы!