Михаил Голиков: «Музыка помогает найти точку справедливости, золотое сечение»

Симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» – открытый, современный коллектив, который не боится «неклассических» жанров и площадок. В репертуаре – симфоническая музыка, легкая и популярная классика, киномузыка, симфоджаз, балетные и оперные постановки. Маэстро Михаил Голиков видит одной из главных задач открыть слушателям произведения российского и мирового музыкального наследия и дать всем возможность полюбить классику. А потому музыканты всегда в творческом поиске «ключей от сердца» публики.

Культура
19 мая 2020 13:45
739

Симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» – открытый, современный коллектив, который не боится «неклассических» жанров и площадок. В репертуаре – симфоническая музыка, легкая и популярная классика, киномузыка, симфоджаз, балетные и оперные постановки. Маэстро Михаил Голиков видит одной из главных задач открыть слушателям произведения российского и мирового музыкального наследия и дать всем возможность полюбить классику. А потому музыканты всегда в творческом поиске «ключей от сердца» публики.

Весной и летом планировалась насыщенная программа концертов по стране, миру и городам Ленинградской области. Из-за коронавируса планы пока поменялись. Оркестр дал несколько концертов-онлайн и ушел в режим самоизоляции, откуда музыканты в группе https://vk.com/tauridaorchestra в социальной сети ВКонтакте радуют поклонников музыкальными записями.

Художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Ленобласти "Таврический" Михаил Голиков в интервью рассказал о коллективе и его задачах.  

- Михаил Сергеевич, как нас всех и вас меняет эта ситуация с коронавирусом?

- Мы становимся сильнее, энергичнее, смелее и начинаем что-то придумывать с еще большим энтузиазмом, сначала организовывая онлайн-концерты, а потом сидя дома в режиме самоизоляции. Мы – те люди, которые через искусство должны напоминать нашей аудитории о ценностях, которые становятся еще острее и важнее в такие моменты, когда человек получает какой-то вызов от мира, от своей жизни, от социума. Мы очень быстро перестраиваемся, что называется, разворачиваемся в марше, не меняем нашу идеологию, наоборот, мы ее укрепляем и стараемся сделать так, чтобы все происходящие события, все сложности, с которыми мы, возможно, столкнемся, не помешали нам все равно общаться, пусть даже пока не вживую, а с помощью современных средств связи.

- Первый онлайн-концерт, который вы дали, был посвящен Георгу Отсу…

- Да. 21 марта - очень важный день для российско-эстонских отношений. Не будем касаться политики – искусство взаимодействует с политикой, но находится этажом выше, мы стараемся помочь найти точку справедливости, золотое сечение. В этом случае имя этому золотому сечению - Георг Отс. Величайший певец, личность, его жизнь протекала во времена советской истории и Эстонии, и России. 21 марта был днем его рождения. Мы долго готовились к концерту в этот день, посвященному 100-летию певца. Он должен был состояться в большом зале петербургской филармонии. В итоге мы провели его в режиме онлайн из открытой студии белого зала студии «Лендок», где репетиционная база и дом нашего оркестра. Для нас было важно, чтобы концерт был показан. Его посмотрели в том числе в Эстонии, и, может быть, переосмыслили важность диалога культур как важнейшего объективного фактора истории.

Мы начали нашу сетевую, интернет-жизнь. Будем рассказывать о том, как живут музыканты, ведь это тоже очень интересно и важно. У нас самый молодой профессиональный коллектив России среди симфонических оркестров, средний возраст у нас - 24-25 лет, так что сверстникам наших молодых артистов будет интересно узнать, чем они живут.

- Как попасть в ваш молодой оркестр?

- Мы проводим конкурсные прослушивания, крайнее прошло в конце января – начале февраля. Я многие годы преподаю в петербургской консерватории, являясь доцентом, многих студентов знаю еще со времени их обучения в школе, в училище, слежу за ними и рекомендую им приходить к нам на прослушивание. Прослушивания мы объявляем открытыми. Если есть желание попасть в оркестр, но нет официально объявленного прослушивания, всегда можно написать нам, попроситься, я всегда с радостью послушаю. Наличие вакантных мест – это другой вопрос. Но я всегда иду навстречу желанию и таланту и нахожу возможность сделать так, чтобы молодые ребята, которые хотят начать свой творческий путь в нашем коллективе, имели такую возможность.

Отдельная очень важная тема связана с молодыми музыкантами, которые обучаются в школах искусств или в музыкальных школах Ленинградской области и хотят продолжить свой профессиональный путь. Это очень непросто. У нас работает несколько музыкантов из Ленинградской области, но им всем в какой-то момент пришлось уехать в Петербург, иногда даже бросить все, переселиться, потому что очень сложно попасть в профессиональную «струю» после окончания музыкальной школы. И для меня это очень болезненная тема, я хочу изменить эту ситуацию.

- Фестиваль «Дым над водой», который вы проводите в Приозерском районе, будет в этом году?

- Планируем летом, как и раньше. Мы соединяем в нем гармонию природы, музыки классической и рок-музыки. Появилось модное слово – «кроссовер», то есть соединение стилей. Так вот, кроссовер у нас на этом фестивале многогранный: это соединение стилей в музыке, природы с музыкой и технических достижений, шоу. Поэтому мы хотим, конечно, чтобы все состоялось. Ждем в июле, надеемся, что будет хорошая погода, все уже забудут непростую весну-2020 и будут радоваться вместе с нами и гостями хорошей музыке.

- Вам самому очень нравится идея этого фестиваля?

-  Я ее придумал, мне нравится то, что он зажигает новую аудиторию, новых зрителей, которые приехали просто отдохнуть, послушать какую-то знакомую рок-музыку, и становятся поклонниками именно симфонического творчества. Ведь симфонический оркестр – совершенно уникальный организм, но не всегда его потенциальная публика об этом знает. Для этого нужно пойти в филармонию, в театр – это далеко не для всех интересно. А здесь, выйдя на природу и послушав однажды оркестр, люди начинают ходить на концерты, узнавать для себя что-то новое. Это фестиваль мне очень дорог, я считаю, что он по праву должен быть одной из визитных карточек нашего региона, потому что я вижу огромный интерес к нему наших зарубежных знаменитых гостей, партнеров. Группа «Deep Purple» очень хочет приехать, «Brainstorm» из Латвии – одна из лучших рок-групп в мире сегодня.  В прошлом году у нас в гостях была самая известная португальская группа – они рвутся к нам снова.

- Расскажите о своих выступлениях за рубежом.

- Мы, к счастью, не улетели в Китай. Если бы улетели, с большим трудом возвращались бы. Гастроли планировались очень серьезные, лучшие театрально-концертные залы Китая – Пекин, Шанхай. Обе стороны сказали, что эти гастроли должны обязательно состояться. В апреле мы должны были уехать в Европу. В Гамбурге в зале, где когда-то дирижировал Чайковский, мы должны были давать большой концерт, посвященный его юбилею. В Берлине в «Русском доме». В нескольких залах в Лейпциге. Основное событие, приуроченное к сессии Совета Европы, планировалось 22 апреля в Страсбурге: мы должны были выступить во Дворце музыки с самым ярким и брендовым сочинением русской симфонической музыки – Ленинградской симфонией Шостаковича.  

Мы обязательно ее сыграем. И в осеннюю сессию Совета Европы все-таки напомним всему миру, нашим коллегам из европейских стран, евродепутатам о том, что человечество однажды уже переживало мощнейший гуманитарный кризис, который, как отпечаток истории, отражен в симфонии Шостаковича.

Гастроли все впереди. Нас ждут. В том числе и в городах Ленинградской области.

 - Как вы исполняете рок?

- Я с удовольствием отмечаю понимание рок-музыкантов России и мира, что рок вышел из классической музыки. Прелесть соединения этих жанров в том, что есть много общего в идеях, которые рок-музыканты вкладывали в свою музыку, с симфонической музыкой, свою энергетику они почерпнули из классической, академической и в большей степени симфонической музыки. Мне нравится, что знаменитые патриархи рока говорят, что рок уйдет в классическую музыку. Поэтому рок у нас в репертуаре, мы с ним неразделимы. Мы играем много рока: «Skorpions», «Metallica», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Beatles». Я говорю сейчас, что называется, по верхам. Есть и не такие громкие известные команды, музыку которых мы играем. Многие рок-команды играют с симфоническими оркестрами. «Би-2» имеет в этом огромный успех. Это здорово, но первый раз это произошло почти 50 с лишним лет назад в Канаде, и все это время рок и симфонические оркестры, как хорошие братья, идут рядом. Мне это интересно, мы много экспериментируем. Есть симфонические оркестры, которые играют рок-хиты, добавляя гитары, солиста и сопровождая это рок-произведение, становясь частью аккомпанемента. Мы с моими коллегами очень любим фантазировать на тему рок-музыки, делать свои авторские фантазии для симфонического оркестра, где именно оркестр даже без привлечения какой-нибудь сольной электрогитары способен передать суть известного рок-произведения возможностями симфонического оркестра. Симфонический оркестр уникален по количеству представленных в нем тембров и амплитуды красок, силы, мощи, энергии, которые способен давать. Поэтому мы работаем с рок-музыкой, в каком-то смысле развивая ее по-своему.

- Вы исполняете и киномузыку…

- Мы ее исполняем, пишем для кино, снимаемся в кино. Недавно вышел на большой экран фильм ученика Александра Сокурова Александра Золотухина «Мальчик русский». Оркестр сыграл в нем одну из главных ролей, это была наша восьмая или девятая картина. К 30 разным картинам мы написали музыку.

В этом году летом с переходом в осень нас ждет фестиваль, который поддержан лично губернатором Александром Юрьевичем Дрозденко, - «Киношлягеры Андрея Петрова», посвященный 90-летию композитора. Мы планируем проехать с этим фестивалем по разным городам Ленинградской области. Всегда это будут замечательные исполнители: Иван Ожогин, Манана Гогитидзе (внучка Андрея Петрова) - многие из тех, кого зрители знают по работам в мюзиклах, кино. Важной точкой будет то, что мы представим эту программу в Кремлевском Дворце 18 сентября. 

- Расскажите про проект «Молодые молодым».

- Это проект, который когда-то начинался как небольшой фестиваль: мы собирали наиболее ярких талантливых детей, занимающихся профессионально музыкой, и давали им возможность выступить с оркестром. Приглашали на концерт детскую аудиторию, они видели своих сверстников на сцене, которые самозабвенно, талантливо, ярко играли на флейте, на скрипке, на трубе - неважно, на каком инструменте, важно, что это откладывается в детском сознании и в результате приводит к тому, что ребенку хочется заниматься музыкой. Для меня это очень важная задача – чтобы ребенку хотелось заниматься музыкой. Пусть для себя, пусть он не станет профессиональным музыкантом, но это очень полезно, когда ребенок с детства занимается музыкой 2-3 года, 5-6 лет – сколько хватит сил. Заставлять после 12 лет уже не надо, заставлять нужно раньше, пока ребенок еще не знает, как ему время проводить.

Этот небольшой фестиваль, состоящий из нескольких концертов, для нас превратился в целую программу, которой мы заняты круглый год. Многие наши артисты преподают в музыкальных школах, школах искусств и постепенно становятся яркими, интересными, незаурядными педагогами: для них стало важным, чтобы их ученики имели возможность выходить на серьезную концертную площадку - это важнейший стимул заниматься дальше.

В рамках круглогодичной программы мы будем искать, поддерживать и давать какие-то перспективы роста талантливым детям. Для меня будет иметь особое значение, что ребенок учится в одной из школ Ленинградской области. Этот проект – не дань социуму, это отдельный узелочек в нашем сердце. Как Спиваков или Мацуев, у которых есть свои программы поддержки молодых талантов, мы тоже скоро сможем такую же программу претворить в жизнь и помочь смоделировать судьбу талантливых ребят.