Людмила Чиринскайте: она знает, где растёт венерин башмачок

Продолжаем публикации о гатчинских педагогах. Сегодня героиня очерка Игоря Смирнова - эколог и просветитель Людмила Чиринскайте.

Общество
6 октября 2023 11:21
3633

Долго будет Карелия сниться…
Людмила Ионасовна Чиринскайте (Ивановна) родилась в городе Кемь Карельской АССР, 3 декабря 1960 года. Её родители - из разных мест бывшего СССР, по разным обстоятельствам попавшие в холодные края, встретились на севере страны, чтобы создать там крепкую и дружную семью. Мама, Ядвига Вацлавовна Чиринскене (1933-2009 гг.), полька из Белоруссии, самая старшая из пяти детей в семье. Отец, Ионас Винценто Чиринскас (1937-2010 гг.), литовец. Себя Людмила Ионасовна считает литовкой, по отцу.
Отца привели в Кемь очень извилистые дороги. Он, как старший сын репрессированного, был вынужден уехать из Литвы из опасения быть арестованным и сосланным на Север следом за своим отцом, который сгинул в лагерях по доносу своих же литовцев за отказ дать разрешение на рубку леса. «Дед служил лесником и отказался дать разрешение на вырубку леса: «Ааа, ты большевикам лес сохраняешь?!» - кричали они ему. - «Мне всё равно, какая власть, - сказал он тем, кто поживиться родным литовским лесом захотел, - а лес рубить не дам!» Вот и донесли на него недоброжелатели, отомстив за его несговорчивость». В 1953 году отец Людмилы Ивановны приехал в Кемь и устроился на работу в Кемскую сплавную контору.
В том же, 1953 году, туда завербовалась Ядвига Чиринскене (в девичестве Островская). В 20 лет она пыталась найти такую работу, чтобы содержать своих младших братьев и сестёр. А заботилась она о них с 14 лет… И вот эта девушка, с четырьмя классами образования, не ведая, куда едет и в каких условиях ей предстоит там жить и работать, отправилась на заработки в Кемь. Только потому, что обещали хорошо платить. Трудно было очень! Но мир не без добрых людей. Эти добрые люди и помогли ей там освоиться, обустроиться и защитили от насильников и бандитов. Страшно бывало, рядом располагался Кемлаг…
Трудно представить нам сегодня худеньких девочек с длинными баграми, управляющих огромными плотами из толстых брёвен на реке Кемь. Река мощная, впадает в Белое море, а когда прилив, то солёные морские воды аж до города доходят.
Мама русского не знала, на работах с товарками говорила по-белорусски, и они её хорошо понимали. А вот отец, Ионас, вообще не умел говорить по-русски. «Идти в лес до делянок вырубки нам надо было пешком, а зимой это трудно, ведь снег такой там глубокий. Вот мы и пытались забираться на сани, которые туда же ехали. Погонщик бил нас кнутом, отгонял нас, чтобы мы к нему в сани не забирались, ведь лошади устанут, а им еще целый день поваленные стволы деревьев таскать. Мы же, несмотря на удары плетью, все равно старались в сани попасть. Только Ионас в сани даже не пытался забраться, так по снегу рядом с дорогой и шел один. То ли достоинство не позволяло, то ли чурался других людей из-за того, что по-русски совсем не умел», - вспоминала мама.
А вот тесно познакомились они при очень пикантных обстоятельствах. Валили лес, и высоченное дерево никак не могло определиться, в какую же сторону ему упасть, вот и разбегались рабочие в разные стороны. Случилась так, что, когда раздалось грозное «Берегись!», мама упала в снег, на неё повалился Ионас, и оба оказались под вершиной огромной ели. Так они познакомились, а в 1955 году поженились и прожили счастливо вместе больше 50 лет, отпраздновав золотую свадьбу.
«Братьев и сестёр мама забрала к себе в Кемь, всех вырастила, всем дала образование и помогала им до самого конца своей жизни. Старшая сестра заменила им мать», - говорит Людмила Ивановна. – «Какой она была? Не мягкой…Ей нельзя было быть мягкой, ей надо было пробиваться в этой жизни и обеспечивать жизнь меньших детей, за которых она чувствовала свою ответственность».
В Кеми Людмила Ивановна прожила со своими родителями и младшей сестрой 8 лет. Там она пошла в 1-й класс восьмилетней школы посёлка Гайжево. «Отец приучал нас к лесу. Сам лесник, он знал о лесе всё. Да и дед, и прадед наши были лесниками. Страсть к природе, интерес к животным – лесным обитателям, к растениям – это у меня от отца. С раннего детства он учил нас не бояться леса, учил ориентироваться по солнцу, и мы всегда могли находить правильную дорогу домой, когда возвращались с грибами или ягодами».
«Старшая сестра умерла, когда мне был год. Наверное, климат был для нее не тот. Вот и у меня тоже стали проявляться признаки ревматизма. И тогда мама, недолго думая, осознавая, что речь идет о жизни детей, срочно собрала нехитрые пожитки и перевезла всю семью в Ленинградскую область. Это случилось 5 марта 1969 года, накануне праздника 8 марта. В честь праздника она себе сама подарок купила – незамысловатый шарфик, но как была рада этой обновке! И мы вместе с ней тоже.
Нельзя сказать, что в нашем посёлке торговли не было. Была некая лавка, универсальная, где и хлеб, и детские игрушки, и керосин продавались. И работала в этой лавке одна продавщица, которая весь этот товар посетителям предлагала. Мне она казалась тогда волшебницей, которой все сокровища этого магазина подвластны, а звали эту волшебницу совсем необычным и редким именем – Нелли. И когда родилась моя младшая сестра, мы ее назвали Нелли».

Как я экзамен пропустила
Итак, семья переселилась в другой регион, в Ленинградскую область, в другую климатическую зону. Поселились они в посёлке Терволово, который находится в Гатчинском районе, на границе с районом Ломоносовским. Здесь Людмила стала учиться во 2-м классе Терволовской восьмилетней школы. В то время директором школы был учитель истории Михаил Иванович Яковлев. Его супруга, учитель биологии Евгения Павловна Яковлева, оказала на ученицу очень большое влияние. Она со всей педагогической самоотверженностью предавалась дополнительным занятиям с учениками, которые хотели учиться и подавали большие надежды на успехи в олимпиадах и конкурсах. «Мы часто приходили на дополнительные занятия к ней домой, часами она готовила нас по разным темам. До сих пор не понимаю, как всё это выносил Михаил Иванович, когда их квартира превращалась в школу».
После окончания восьми классов в 1975 году Людмила поступает учиться в Гатчинское педагогическое училище. Но не всё проходит так гладко. Нет, оценки у неё очень даже хорошие, и за результаты вступительных экзаменов волноваться не приходилось. Но из-за своей рассеянности или просто случайности она перепутала день вступительного экзамена по русскому языку. Приезжает в училище на следующий день, а ей говорят – экзамен-то вчера сдавали… Со слезами и в расстроенных чувствах она возвращается домой. Отец настаивает, чтобы они вместе отправились в педучилище. Несмотря на сопротивление дочери, он всё-таки убедил её поехать к директору и объяснить ситуацию. И вот они оба на мотоцикле уже мчатся в Гатчину. Директором педучилища тогда работала Нина Александровна Зубова. Она спокойно выслушала отца, объяснения претендентки на учебное место в наступающем учебном году и … согласилась провести диктант дополнительно. «Это не «пять», но и «четыре» за диктант - очень хорошая отметка», - сказала ей Нина Александровна.
«Зубова Н.А. была феноменальным директором. Она знала нас всех первокурсников уже 1 сентября в лицо и по имени: «Здравствуйте, Марина!», «Здравствуйте, Людмила!» - приветствовала она нас у входа. Для меня и сейчас Нина Александровна – пример истинного педагогического поведения и директора, и учителя. Строгая, требовательная, но удивительно справедливая и тактичная. Никогда я не слышала от неё, чтобы она напрямую делала студенткам замечания. Она так деликатно скажет, что сразу поймёшь - так одеваться не следует, такую причёску носить не стоит, так вести себя неуместно…»
Нина Александровна, Заслуженный учитель школы РСФСР, сама выпускница Гатчинского педагогического училища 1950 года. В училище она работала с 1960-го преподавателем географии, завучем, а с 1973 года - директором. В общей сложности 60 лет её жизни связаны с этим образовательным учреждением.
В педучилище Людмила встретила замечательных педагогов: Ольгу Алексеевну Григонис, которая была в их группе – будущих учителей начальных классов - классным руководителем, Марину Константиновну Владимирову, преподавателя русского языка и литературы. «Она научила нас всему – и чистописанию, и детской литературе и методике работы с нею учащихся. Мы вместе с ней отправлялись в Ленинград на экскурсии и на спектакли в театр. «Холстомер» в Большом драматическом театре с Евгением Лебедевым до сих пор забыть не могу… Причём, главная заслуга Марины Константиновны – она научила нас читать художественную литературу, разбираться в произведении и получать от чтения удовольствие. Как мы читали повести Василя Быкова, например, «Пойти и не вернуться», как все вместе горячо их обсуждали, их нравственную тематику, их проблематичность! Уроки учителя соответствовали и отношению к чтению в семье Людмилы Ивановны. Отец, несмотря на то что у него была окончена лишь семилетняя школа, живо интересовался книжными новинками. Он выписывал «Роман-газету», наипопулярнейшее советское периодическое издание, в котором публиковались новинки советской литературы, прежде чем рукопись станет книгой.

Первый год работы, и кто такие «знаковые люди»
В 1979 году по распределению Людмилу Чиринскайте направляют на работу в Толмачёвскую среднюю школу учителем начальных классов. Там её доброжелательно встретила директор школы Ольга Алексеевна Лужкова. Она возглавила школу в 1975г. и проработала в ней директором 10 лет. Ольга Алексеевна - «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР». «С директором тогда мы мало общались, потому как начальная школа располагалась в старом деревянном двухэтажном здании, отдельно стоящем от основной школы. Меня там приняли очень опытные учителя, проработавшие в школе не один десяток лет, и я, несмотря на свой молодой возраст, восемнадцать лет, как-то довольно быстро влилась в их компанию. На переменах, в хорошую погоду, было принято выходить на свежий воздух, посидеть на скамеечке пред школой, обменяться новостями и обсудить школьные дела. Коллектив в Толмачёвской школе сложился стабильный, работоспособный. Особо ходить-то там было некуда, поэтому учились развлекать себя сами. Устраивали замечательные вечера, участвовали в художественной самодеятельности. Однажды стали победителями районного конкурса учительской художественной самодеятельности, и нас наградили поездкой в Таллинн».
Жила Людмила в Толмачёве на частной квартире. Как правило, жилья особого для педагогов на селе не имелось, поэтому государство оплачивало учителям комнату в частных домах, дрова и электричество, чем стимулировало местных жителей к сдаче жилья в наём. Так и попала молодой специалист в дом к Марианне Феликсовне Новиковой, польке по происхождению, ибо на железной дороге Санкт-Петербург – Варшава изначально, с её ввода в действие, работало много польских специалистов и рабочих. Хозяйка дома часто и надолго уезжала к своим родственникам, поэтому Людмиле было у неё комфортно. Да мало ли каких «хозяек» встречается в нашей жизни, но вот здесь как раз тот самый случай, когда стоит вспомнить Марианну Феликсовну и помянуть ее добрым словом.
После окончания педагогического училища Людмила Чиринскайте сразу поступила в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена на факультет естествознания, на заочное отделение. Начался учебный год, первый год её педагогической работы в школе, и она вдруг решила, что стала теперь настоящим учителем, всё у неё хорошо складывается, а высшее образование – зачем оно?
«Подходит время зимней сессии, а я дома. Марианна Феликсовна, собираясь к родственникам в свою традиционную поездку, спрашивает: а когда у тебя сессия, ты почему дома? Я ей и рассказала, что отчислилась из института. И тут она отложила все свои дела и планы, сказала, срочно собирайся в Ленинград, поезжай в институт и восстанавливайся там. И пока ты это не сделаешь, я никуда отсюда не уеду. Вот, казалось бы, какое ей было дело до жилички, до чужого человека, а она не только участие ко мне проявила, но и в судьбе моей сыграла большую роль. Если бы не она, я бы и не стала учителем биологии.
В ректорате я получила направление на восстановление. Мне надо было ликвидировать «долги» и сдать экзамены за зимнюю сессию, что я и сделала. Следующим летом я уже сдавала экзамены вместе со своей группой. Вот каким «знаковым» человеком оказалась моя толмачёвская хозяйка!»

Где селятся грачи, и сколько у нас аистов
После Толмачёвской школы Л.И.Чиринскайте 3 года работала учителем начальных классов в Веревской средней школе, а с 1985-го по 1997 год – преподавателем естествознания, сельского хозяйства и методики обучения природоведению в Гатчинском педагогическом училище. Трижды была классным руководителем будущих учителей. Чудесные были группы!
В эти же годы вышла замуж. Муж – Валерий Дмитриевич Гончаренко. Педагог, музыкант с высшим музыкальным образованием – окончил Хоровое училище имени М.И.Глинки при Ленинградской Государственной Академической Капелле и Ленинградскую ордена Ленина Государственную Консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. Вместе они вырастили двух дочек - Регину (1983 г.) и Ангелину (1995 г.). Регина (Р.Н.Иванова) по образованию – психолог, но далека от педагогической сферы деятельности, а Ангелина (А.В.Чиринскайте) продолжает дело своей матери: она окончила биофак Санкт-Петербургского университета, стала генетиком. Сейчас вместе со своим мужем Артёмом, химиком, учится в аспирантуре.
В 1997-1999 годах директор гатчинской начальной школы №5 Елена Николаевна Салтыкова пригласила Людмилу Ивановна на должность организатора ОБЖ в начальной школе и учителя краеведения и экологии. Это стало ей интересно, она с большим удовольствием окунулась в работу, которая на последующие годы стала её «коньком». Вместе с Светланой Тимофеевной Терентьевой и Инной Дмитриевной Ширяевой она стала работать над учебником для начальной школы «Люби и знай свой край». Ею был написан раздел учебника, посвященный краеведению - «Природа Гатчинского парка».
С 1999-й по 2003 год она – заместитель директора лицея №3 по учебно-воспитательной работе в начальной школе. В эти годы лицей проходил первую аттестацию учебного заведения, лицензирование и аккредитацию, поэтому нужно было много работать над документами, локальными актами. «За один месяц приходилось сдавать по 30 документов!» - вспоминает Людмила Ивановна.
В 2003 г.оду она пришла в Дом детского творчества «Журавушка», где работает до сегодняшнего времени, вот уже 20 лет! Начинали они вместе с директором, Людмилой Васильевной Тюменцевой, добрым и отзывчивым человеком, которая очень старалась создать комфортную обстановку для всех, кто приходит в «Журавушку», чтобы открыть в себе дремлющие способности и неизвестные доселе таланты.
Людмила Ивановна как педагог дополнительного образования многие годы занимается с учащимися краеведением и экологией в форме кружковой работы на базе Гатчинского лицея №3. Два раза в неделю она встречается с теми, кто проявляет интерес к исследовательской работе, учится познавать, исследовать и грамотно оформлять результаты своих исследований, уметь их публично презентовать и защищать. Аудиторная работа сочетается с экскурсиями, встречами с интересными людьми, профессионалами своего дела.

«Эковояж»: люби и изучай свой край
В 2020 – 2023 годах в Лицее №3 сформировался под руководством Людмилы Ивановны своеобразный клуб выходного дня, который его участники – ученики, родители и руководитель – назвали «Эковояж». По выходным дням активные родители организуют выезд с детьми на природу на автомобилях, обычно на четырёх машинах. Обеспечивают себя едой, напитками и отправляются исследовать природные красоты Ленинградской области, природные заказники, особо охраняемые территории и изучать их особенности, флору и фауну. За 3 года участники таких акций побывали в «Линдуловской роще», на «Комаровском берегу», на «Западном Котлине», на «Сестрорецком болоте», в Малом и Большом каньонах Лужского района. А идею Л.И. Чиринскайте подбросил с экрана телевизора путешественник, продюсер, ведущий популярной передачи "Россия, любовь моя!" на канале «Культура» француз Кристиан Броше: «Странные вы, русские, вы лучше знаете Францию, Италию, Германию, чем свою собственную страну». Вот и стали с его лёгкой руки знакомиться и изучать свой край. За эти годы многие проекты, осуществлённые под руководством Людмилы Ивановны членами её кружка, получили признание, в том числе и на Всероссийском уровне.
В 2010 году работа учащихся Дарьи Смороды и Дмитрия Лаврова «Орнитологическая тропа» успешно участвовала на Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени академика В.И.Вернадского. В этом же конкурсе исследовательская работа Бориса Богатова и Андрея Соколовского «Родники гатчинского парка» была отмечена дипломом Неправительственного экологического фонда им. В.И.Вернадского. В 2010 году учащийся 10-го класса Павел Мелентьев занял 1-е место на Ежегодной XVI-й юношеской био-олимпиаде «XVIth Annual Youth Bios Olympiad» за исследование колонии грачей в городе Гатчине и в Гатчинском районе.
Дарья Быструшкина, ученица 10-го класса, в 2016 году успешно защитила работу «Аисты Гатчинского района». Это была глубокая и затратная работа: проехали где-то 600-700 км по Гатчинскому району, чтобы описать гнезда всех аистов, поселившихся у нас. На Международном конкурсе школьных и студенческих проектов сохранения природных экосистем в регионах Балтийского и Баренцева морей – B3-Bellona-Barents-Baltic в 2016г. работа Дарьи стала лучшей (1-е место). В 2017г. на Всероссийском этапе конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество» в Москве она снова стала победителем, затем, в том же 2017 году, на Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды в Федеральном экологическом центре заняла 3-е место.
В 2015 году ученица 9-го класса Таисия Павлова с большим интересом работала над темой «Соловьиные ночи Гатчины». Эта работа заняла 1-е место на областном этапе юниорского лесного конкурса «Подрост».
Вместе с учащимися Л.И. Чиринскайте сама расширяет свои, казалось бы, необъятные знания по краеведческой и экологической тематике, публикует научные статьи в российских научных сборниках и изданиях с обобщением опыта работы, делится им на семинарах и конференциях специалистов и школьных учителей.
В «Русском орнитологическом журнале» опубликованы её статьи «Гнездование гоголя Bucephalaclangula в Гатчинском парке» (2006 г.), «Лысуха Fulicaatra в Гатчинском парке» (2007 г.), «Размещение гнёзд белого аиста Ciconiaciconia в Гатчинском районе Ленинградской области в 2016 году» (2016 г.), «Новые гнезда белого аиста Ciconiaciconia в Гатчинском районе» (2018 г.), «Сведения о гнездовании белого аиста Ciconiaciconia в Ленинградской области в 2019 году», «Обзор сведений о гнездовании белого аиста Ciconiaciconia в Ленинградской области в 2021 году» (2022 г.). Две последние работы написаны в соавторстве с К.Ю.Домбровским
Труд Людмилы Ивановны Чиринскайте отмечен Почётной грамотой Министерства образования и науки РСФСР (1991 г.). Ей присвоено звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» (2018 г.). Выпускники гатчинских школ, поступившие в высшие учебные заведения, выражают своему научному руководителю слова признательности не только за обширные, полученные в школе знания, но ещё и за то, что у них в студенческой жизни не возникает проблем с тем, как приступать к написанию и оформлению курсовой или дипломной квалификационной работы, потому как подобные навыки и умения у них сформировала еще в школьные годы их наставник – преданный профессии на протяжении 44 лет, увлеченный своим делом человек, наш эколог и просветитель Людмила Ивановна Чиринскайте.

Игорь Борисович Смирнов, к.п.н., Заслуженный учитель РФ

Фото из архива автора