Коккоревский заказник: все начинается в болоте
«Новости пешком» - в природном заказнике Коккоревский, на экотропе, которая так и называется – «Ладожские берега».
Галина Паламарчук:
- Здесь рядом Ладожское озеро, очень приятный лес и удобная тропа, практически дорога.
Павел Глазков, кандидат биологических наук, автор канала «Каждой твари по паре»:
- Заказник вытянут вдоль Ладожского озера. По Дороге жизни доезжаешь до Разорванного кольца, поворачиваешь направо по указателям и едешь до конца. Здесь находится пионерский лагерь, мы машину оставляем, обходим пионерский лагерь, и с этого места начинается экотропа. Здесь аншлаги, как и положено на тропе, стоят. Дальше с этой точки можем по двум путям пойти, по двум тропам.
Наша цель - мыс Сосновец, где находится орнитологическая вышка.
Мы прошли по прекраснейшим месту, хвоей пахнет. Коккоревский заказник - потрясающее место. Кто еще здесь не был, рекомендую. Пойдем до орнитологической вышки, полюбуемся пейзажем Ладоги. Ее будет видно с высоты птичьего полета. Дальше мы немножко вернемся назад, до развилки, и пройдем по другой части экотропы до следующего мыса. Здесь верховое Коккаревское болото и экотропа сделана в виде деревянного настила. Мы зайдем внутрь болота, без экотропы мы бы это не смогли сделать. Вот такой большой маршрут. Если мы весь маршрут обойдем, то это порядка 5 км.
Галина Паламарчук:
- Какое время нам понадобится?
Павел Глазков:
- Времени нужно заложить побольше, чтобы и с вышки на красоты полюбоваться. Я считаю, что идеально заложить часа три. Если вы с детьми идете, то еще немножко времени следует добавить, чтобы посидеть, отдохнуть. Как и в любом заказнике, на любой особо охраняемой природной территории костры и мангалы разводить нельзя.
Поэтому берем с собой сухой паек, термос. Кафе на тропе нет.
Кстати, хочу обратить внимание, насколько комфортно идти. Здесь, где мы сейчас идем, нет специального настила, природа сделала такую песчаную тропу.
Галина Паламарчук:
- Многие пишут, что здесь много дятлов…
Павел Глазков:
- Нас встретила осенняя трель черного дятла или жевуна – его второе название. Весной самец поет. Он находит территорию в лесу, и это будет его территория индивидуальная. На эту территорию он зазывает самку, находит дерево высокое, с сухим стволом, не долетает до самой макушки примерно метра два и бьет по сухому дереву. Получается такой звук – тррр-рррр. Этот ствол, как резонатор, разносит звук по лесу, самка слышит и летит к нему. Они на этой территории образуют стабильную пару, и самцы-соседи понимают, что эта территория занята.
Когда мы заходили, трель была такая: тук, тук, тук, тук. Это он разбивает вход личинки в дерево, дальше он просовывает клюв, у него выходит длинный язык, на его кончике имеется гарпун. Дятел выделяет на кончике языка капельки клейкой жидкости. Ему не надо длинный ход в дереве разбивать: он пробивает немного снаружи, язык засунул, и личинка прилипла к клейкой жидкости. Если вдруг он не дотягивается, и личинка убегает, он разбивает дальше и все-таки ее оттуда выдергивает.
Любым животным, в том числе и птицам, нужна кормовая база. Здесь достаточно кормовой базы, здесь достаточно личинок насекомых, которые сидят под корой. Ему и зимой надо питаться, он не улетает.
А вот седой дятел, у нас есть такой, улетает. Он питается, в основном, муравьями, прямо специализируется на муравьях.
Осень наступила, и все муравьи ушли под землю. У муравейника видимая часть, например, метр, и точно такая же часть подземная. Вот они сейчас под землей живут, в спячку не впадают, как медведи, например. Закончились муравьи, и седой дятел улетел.
Но остался здесь большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, трехпалый дятел. Вертишейка здесь встречается - это тоже дятел, единственный дятел, который является перелетной птицей. Седой просто перемещается в более южные районы, может на 100, на 200, на 500 километров отойти.
Галина Паламарчук:
- Так что придумала природа, чтобы у дятлов голова не болела?
Павел Глазков:
- Есть несколько защитных способов. Во-первых, у них язык крепится к правой ноздре. Дальше язык огибает голову с затылка и выходит уже в клюв. При ударе язык сдерживает затылок, чтобы не было мощного сотрясения, он языком амортизирует в том числе. Плюс сама форма клюва так устроена, чтобы минимально передавать энергию от удара. У него специальным образом череп устроен, смягчает удар. У дятла несколько защитных механизмов, которые помогают не получить сотрясение мозга, потому что всю жизнь барабанить – серьезная задача.
Он делает благородное дело - лечит деревья. Дятел - одна из немногих птиц-дуплогнездников (птица, которая в дупле выводит свое потомство). Дятел сам делает дупло. Большинство птиц используют естественные дупла деревьев либо старые дупла дятлов.
Дятел еще помогает другим птицам продолжать свой род. Дятел дупло сделал, а в следующем году новое пробивает. У него несколько функций положительных для леса.
Галина Паламарчук:
- Этот заказник почему стал заказником? Что в нем уникального?
Павел Глазков:
- Заказником мы будем называть особо охраняемые природные территории. Это и памятники природы, и заповедники, и национальные парки и заказники, на территории одного из которых мы находимся. У каждого есть своя уникальность. У Коккоревского заказника есть несколько уникальных моментов. Мы сейчас придем к орнитологической вышке, и перед нами откроется огромная бухта Глубокая.
Это место отдыха многих птиц во время осенней и весенней миграции. Охранять места отдыха перелетных птиц - важная задача. Птицы рассчитывают силы, им исторически здесь удобно отдыхать. Здесь хорошая кормовая база, безопасное место. Правильно сделали, что это место сделали заказником. Дополнительно часть птиц гнездятся в бухте Глубокая.
Кроме того, здесь проходит массовый нерест щуки и плотвы, и налимов, и линей. Вот прямо массово. Чтобы не беспокоить и рыб в том числе, это место выделено в качестве заказника.
Кстати, очень удобно идти по экотропе, когда есть информационные щиты.
А вот гадюк сейчас вы в лесу уже не увидите: они спят.
Галина Паламарчук:
- Расскажите, я, правда, совсем не люблю змей.
Павел Глазков:
- Я раньше панически боялся змей. Я же на Урале вырос. Но как только я начал снимать фильмы, в том числе и про змей, в том числе про гадюк, я проникся уважением и любовью к ним. Во-первых, они очень красивые, они грациозные, и они не агрессивны. Этот миф, что гадюки нападают, кусают. Они кусают, как правило, защищая себя.
Остается - любоваться ими. Если у вас нет навыка, можете издалека посмотреть на гадюку. Не надо бежать куда-то, она никогда за вами не поползет.
Галина Паламарчук:
- А чем ящерица отличается змеи, кроме присутствия лап?
Павел Глазков:
- Ящерица – абсолютно отдельный вид. У нее строение позвоночника другое, вообще другое животное. Череп отличается.
Кстати, я рассказывал о важности бухты Глубокой. Так вот в этой бухте еще массово нерестятся серые жабы и травяная лягушка: у них нерест, как у рыб. Здесь же встречается и обыкновенный тритон.
Представляете, насколько интересна фауна заказника?
Галина Паламарчук:
- Буду себя заставлять полюбить змей. Но надо говорить людям, что здесь могут быть змеи, и надо быть осторожными.
Павел Глазков:
- Осторожными всегда нужно быть, когда вы в лесу находитесь. Сейчас змеи уже в спячку ушли, но летом в лесу лучше надевать сапожки, хотя бы короткие. Когда на вас предупреждающе начнет активно шипеть гадюка, она как бы говорит: не подходи ко мне, я здесь. А вы вдруг не услышали и нечаянно наступили на нее, тогда она может напасть. Лучше быть в сапогах, потому что она сапог своими небольшими зубками не пробивает.
Перед нами вышка орнитологическая, с которой можно сверху посмотреть на эту красоту. Когда вы идете по экотропе, всегда берите с собой дождевик. Погода изменчива, особенно на Ладоге.
Галина Паламарчук:
- Расскажите про эту вышку. Сколько метров она, зачем такая высокая?
Павел Глазков:
- Это наблюдательная вышка, у нее несколько этажей. Даже с первого этажа какой пейзаж открылся. Красота! Вон белая цапля охотится, вон вторая. Вот одна чуть левее, другая правее.
Мы сейчас поднимаемся на второй ярус, я бы сказал прямо на второй этаж: с него вид еще лучше.
Белые цапли – южный вид. У нас в области белая цапля появилась 5 лет назад. Это индикатор того, что у нас идет потепление климата. В среднем за последние 8 лет средняя температура по области повысилась на 1.5 градуса. Это уже существенно. Более южные виды птиц не просто залетели к нам в Ленинградскую область, они на следующий год стали уже размножаться: у нас благоприятные условия для животного мира. Коккоревский заказник создан – это огромный плюс для природы Ленинградской области.
Осенью большинство птиц наш регион транзитом, как правило, проходит, потому что лесотундра и тундра недалеко, им сил еще хватает просто пролететь наш регион. А вот весной другая ситуация: они летят с Западной Европы, здесь они останавливаются, и бывает, неделю, и две отдыхают: пополняют жировой запас и уже в следующий подъем оказываются, как правило, в лесотундре.
Галина Паламарчук:
- Заканчиваем нашу прогулку по экотропе и, повернув с нее направо, приходим к коккоревскому болоту.
Павел Глазков:
- Благодаря экотропе мы можем зайти на верховое болото, не причинив ему вреда. Если человек несколько раз прошел по болоту, он оставляет, в нехорошем смысле слова, след после себя: эти проходы зарастают 10-летиями. Болото очень уязвимо. Бывают вопиющие случаи, когда на квадроциклах выезжают на болота. Я считаю, что нужно запретить это делать, потому что следы от квадроциклов остаются надолго.
Болота - это особая система, в которой зарождается жизнь всего. Это ключевой элемент экосистемы. Чем больше болот, тем экосистема стабильнее. В болоте начинается вся вода, болота аккумулируют в себе воду, и все ручейки и речки из болота основу берут. Болота связывают углекислый газ и по продуктивности кислорода болота в 10 раз эффективнее леса. Массовые осушения болот, в том числе в Ленинградской области, негативно сказалось на природе.
Сейчас мы торф не добываем, поэтому болота восстанавливаются. В Ленинградской области большая площадь занята болотами - это здорово.
На Коккоревском болоте проходят каждую весну тетеревиные тока, нерестится рыба - тут кипит жизнь. Журавли здесь иногда гнездятся, либо останавливаются во время пролета, гуси иногда останавливаются. Это ключевое болото для заказника. Здорово, что и болото включено в заказник. Это очень важная часть охраняемой территории.
Галина Паламарчук:
- Завершая наше сегодняшнее приключение, скажу, что такая тропа в Коккоревском заказнике интересна, разнообразна, здесь каждый день можно гулять и что-то новое для себя увидеть. Какой насыщенный день получился!