Когда земля – основа основ
Удивителен по красоте и богатству традиций вепсский край с негласной его столицей в селе Винницы Подпорожского района. С фотографом Виктором Бартеневым мы здесь частые гости и из каждого путешествия стараемся привезти интересные истории о людях, населяющих древнюю землю.
Сегодня побываем в Ярославичах (по-вепсски — Vi?hal) – деревне, впервые упомянутой в новгородских писцовых книгах 1496 года. Вообще, Ярославичи — это группа смежных деревень, когда-то она включала в себя 27 населённых пунктов: здесь было 356 хозяйств и 16 колхозов. От былого не осталось и следа, но, как и прежде, живут на берегах реки Оять трудолюбивые, открытые и гостеприимные люди.
Николай Етоев 15 лет был бригадиром на самой передовой по району ферме в Ярославичах. Распался Советский Союз, ферму закрыли, и Николай Александрович перебрался в Северную столицу, где освоил профессию сварщика и даже «варил» корпуса субмарин на адмиралтейских верфях. Признается, что постоянно тянуло на малую родину. Пять лет назад, услышав о том, что государство будет активно помогать фермерам, он вернулся в Ярославичи, а точнее – во входящую в этот куст деревню Лаврово и с радостью обосновался в родительском доме. Он вырос в большой крестьянской семье, где и взрослые, и дети умели обращаться с землей, держали коров. Возвращение к корням началось с постройки двора для скота. В Тихвине Етоев купил телят, приобрел на собственные средства овец, кур, индюков, мускусных уток. Решил увеличить куриное поголовье и купил инкубатор. Из желтых пушистиков выросли 32 курицы — прекрасно несутся и нет отбоя от заказов на свежие яйца. В обустроенном скотном дворе три коровы айрширской породы, телочка и бык.
– Молоко расходится на «ура», – говорит фермер, – а излишки идут на творог, сметану и сыр. Причем, такого качества, что творог и сыр везут даже в Санкт-Петербург и Москву. Планируем сыроварню купить, но дорого стоит – больше ста тысяч рублей.
За технологией приготовления молочной продукции пристально следит верная помощница Николая – его супруга Светлана. Она по образованию повар четвертого разряда. Помимо молочки, на ней и все огородное хозяйство — огурцы, помидоры, перцы, баклажаны. Сама высаживает, ухаживает, собирает, консервирует. Удивительно, но в нашем северном крае Светлане удалось вырастить даже арбузы. А нас она угостила настоящими вепсскими деликатесами – калитками, колобами и ватрушками.
В этом году очень удачно заготовили сено — почти 150 рулонов, каждый по 400 кг. Этого запаса с лихвой хватит на зиму. Для заготовки используют пресс-подборщик, помимо которого в фермерском автопарке имеется трактор, две косилки и грузовичок. Местная власть выделила Етоевым два участка земли в аренду.
— Спасибо главе Винницкой администрации Александру Васильевичу Кузнецову: всегда с пониманием относится, помогает словом и делом, — говорит Николай Етоев. – Для нас земля – это основа основ. Можно купить, конечно, но опять же – дороговато. Своей земли у нас всего три гектара. Еще пятьдесят арендуем у собственника. Была надежда на участие в программе «Ленинградский гектар», но что-то там не заладилось, и нам отказали. Не отчаиваемся, конечно, планируем развивать хозяйство, будем участвовать в следующих конкурсах.
Николай Етоев в былые годы был заядлым охотником, за один сезон пушниной зарабатывал больше, чем в совхозе за год. Брал хорька, лису, бобра, волка, рысь. Теперь, говорит, спроса на пушнину у нас нет – все из Китая везут. Да и, признается, времени на охоту не остается. Встают Етоевы иной раз в четыре утра, а спать ложатся поздним вечером. Весь день на ногах. Но глядя на лица супругов, понимаешь, что даже такой непростой труд им в радость. Почти с отеческой любовью гладит Николай своих коровушек, овечек и птиц. О сложностях в ведении хозяйства говорить не любит, но среди основных называет частое отключение электричества – именно по этой причине всегда наготове дизельный генератор. Дров тоже приходится заготавливать немало и, хоть живут практически в лесу, приходится заказывать дрова по немалой цене, а ведь их еще распилить, расколоть нужно. Проводя для нас экскурсию по владениям, Николай широким жестом натруженных рук показывает, как и где можно построить новый скотный двор или дополнительный сенник. Делится планами, периодически восторгаясь красотой местной природы и ругая дороги, которые в осеннюю пору становятся совсем непролазными. Признается, что в основном надеются на собственные силы, однако и от поддержки государства не отказались бы, взять хоть компенсацию части затрат на приобретение комбикормов или участие в конкурсах на получение грантов.
Сегодня максимальный размер гранта для начинающего фермера, который планирует заниматься разведением крупнорогатого скота, составляет 3 миллиона рублей. Для других видов деятельности — не более полутора миллионов. Семейная животноводческая ферма может получить до 30 миллионов рублей на разведение скота мясного или молочного направления. Кроме того, можно получить социальные выплаты на жилье или грант на реализацию инициатив.
Прощаясь с Етоевыми, задаю вопрос: «Вы счастливы тем, что живете в деревне?», на что оба супруга не сговариваясь кивают, а Николай говорит:
— Конечно, ведь даже несмотря на то, что устаем шибко, чувствуем себя хозяевами. Теперь уже и не представить, как можно жить в мегаполисе, толкаться в пробках, есть продукты, сделанные невесть из чего. Бывает, что взгрустнется иной раз, но посмотришь на хозяйство, на жену — и нет печали. Понимаешь, что ты на своей земле, на своем месте.