Как некий херувим...
180 лет назад не стало Александра Сергеевича Пушкина.
Как написал в некрологе его современник – «Солнце нашей Поэзии закатилось»...
Насколько пронзительны эти слова об ушедшем светиле, отразившие восхищение беспримерным талантом и горечь несоизмеримой утраты! И какими пророческими оказались строки самого поэта: «Нет, весь я не умру…». Он озарил сознание всех последующих поколений в России!
180 лет назад, по свидетельствам историков, отношение к Пушкину было не столь однозначным в обществе и со стороны власти. Много пересудов вызвала сама дуэль, после которой он скончался от смертельной раны. Но в конечном счете, споры затмила истинная монументальность его фигуры.
Колоссальное влияние творчества Пушкина на русскую литературу и всю культуру со временем стало аксиомой, словно потребность солнечного света для жизни на земле. Его гений согревает душу, как лучи самой яркой звезды, а энергия чувств, захлестывающая читателя, – заставляет стремиться ввысь.
«Нерукотворным памятником» назвал поэт в одной из бессмертных рифм оставленное собой наследие. Поэзия будто повелевала им, как высшая сила, душа просила излиться, как в исповеди, и пальцы – «просились к перу». Стих его горит вдохновением, источает жизнь и делится сокровенным – с нами.
Течение стихов Пушкина – неостановимое, как круговорот жизни. Оно несет нас то скоро, то неспешно от одного светлого и важного озарения к другому. Циркулируя в сознании и в культуре, вовлекая в череду своих образов, эти строки и нас вдруг возносят «главою непокорной» над грешной землей.
Дух торжествует, прикасаясь к творениям мастера, трепещет под натиском чувства сопричастности тому, что выше собственных сил, и мирится с вечностью, радуясь осознанию присутствия частиц великого «в малом». Важно уметь нащупать такие крупицы, помогающие укрепиться в пути.
Утопающий в нарастающем шуме и возросшем темпе рутины современный человек подчас с трудом находит краски и радость в ближайшем окружении. Глухота к биению жизни и неспособность реагировать на естественную красоту не помогают найти нечто, что поддержит и в непростую минуту.
Поколение за поколением обращается к лирике Пушкина, как к настоящему ориентиру. В силу расширяющегося с годами жизненного опыта, мы открываем все новые смыслы в знакомых с детства строках. Они вновь захватывают воображение, пробуждают и приводят в движение душу!
«Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь»… В этих пушкинских строках «Моцарта и Сальери» видится и сам одухотворенный Поэт, павший жертвой земных страстей, но успевший вдохновить тех, кто ему внемлет.
И, конечно, мы, читатели, не хотим быть «чадами праха», подобно Сальери-губителю прекрасного. Нет, мы стремимся воспарить с окрыляющим гением! Пушкин открывает нам чудесный путь, и мы ощущаем потребность ему следовать, чувствовать подлинную красоту России и ее великой культуры.