Михаил Бабушкин - полярный лётчик

130 лет назад, 6 октября, родился Михаил Бабушкин - выпускник гатчинской Военной авиашколы (ГВАШ) и известный полярный летчик.

Общество
6 октября 2023 10:50
2817

В Российском государственном Музее Арктики и Антарктики посетители могут увидеть уникальный экспонат – единственную в мире подлинную летающую лодку Ш-2 конструкции Вадима Шаврова выпуска начала 30-х годов прошлого века.
Этот самолёт с заводским № 31175 и бортовым регистрационным номером «СССР-Н21» эксплуатировался управлением Полярной авиации. Именно этот аппарат принимал участие в экспедиции парохода «Челюскин» в ноябре 1933–марте 1934 годов при попытке пройти Северным морским путём. Летающая лодка использовалась для прояснения ледовой обстановки на пути следования. В феврале 1934 года самолёт был выгружен с гибнущего «Челюскина», получив повреждения. Первый полёт после ремонта был совершён с ледового аэродрома 31 марта 1934 года. А 2 апреля 1934 года самолёт под управлением лётчика М.С. Бабушкина с бортмехаником Г.С. Валавиным совершил успешный перелёт в Ванкарем.
Лётчик Бабушкин за поход на «Челюскине» позже был удостоен ордена Красной Звезды. Это была не первая награда опытного полярного лётчика. Расскажем обо всём по порядку.


Лётчик-инструктор из солдат
Михаил Сергеевич Бабушкин родился 130 лет тому назад – 6 октября (24 сентября – по ст. стилю) 1893 года в деревне Бородино Московской губернии в семье бывшего слесаря-водопроводчика.
По окончании сельской школы в 1909 году работал в телефонно-телеграфных мастерских, вечерами посещал технические курсы для рабочих, после чего «поступил работать слесарем-монтажником по установке двигателей внутреннего сгорания в Торговом доме «Шпис и Прен» в Москве, где работал до призыва в армию». Техническая подготовка помогла при распределении – «новобранец Дмитровского уезда монтёр по устройству двигателей Бабушкин» был назначен в моторно-авиационный класс гатчинской Военной авиашколы (ГВАШ). В одной группе с ним обучались рядовые Алексей Ионов и Иван Павлов – знаменитые впоследствии советские военачальники.
Из приказов по военной авиашколе видим, что первый полёт рядового Бабушкина состоялся утром 17 (4) апреля 1915 года, а уже в мае состоялся выпуск группы нижних чинов, окончивших моторно-авиационный класс. Список экзаменационных предметов включал: Закон божий, устав, арифметику, русский язык, геометрию, физику, моторное дело, авиацию и даже метеорологию – все эти предметы надо было изучить за 2 месяца. Средний балл Михаила Бабушкина на экзаменах был 4,56.
Обучение полётам продолжилось на «боевых» бипланах «Фарман-22» на Корпусном аэродроме Петрограда – с началом Первой мировой войны отделение учлётов нижних чинов находилось именно там. Заведовал этим отделением поручик М.В. Ивков – выпускник военной авиашколы 1912 года.
По воспоминаниям Михаила Бабушкина, лётный экзамен был сдан им 31 (18) сентября 1915 года, после чего он был оставлен в школе помощником инструктора – унтер-офицер мог быть только помощником руководителя учебной группы, хотя зачастую выполнял всю инструкторскую работу.
Осенью 1915 года случилась одна из немногих аварий в обширной лётной биографии нашего героя – «15 (2) октября при полёте на Корпусном аэродроме Михаила Бабушкина с пассажиром Сергеем Кочановым на аппарате «Фарман-учебный» № 1 вследствие удара в воздухе аэроплана «Илья Муромец» аппарат совершенно разбит и к ремонту негоден». По счастью, после столкновения в воздухе с тяжёлым бомбардировщиком все остались живы, хотя и пришлось провести в больнице пару месяцев.
В августе 1917 года подпрапорщик Бабушкин «вместе со школой принимал участие в свержении Керенского правительства и участвовал в защите Петрограда от наступления Корнилова». Авиашкола из Гатчины эвакуировалась в Харьков, а затем в Самару, где была захвачена чехословаками и отправлена в Курган». «В Кургане мы саботировали, – вспоминал в своих записках Бабушкин, – летали только «для виду», задавшись целью не давать белым ни одного летчика. Умышленно расходовали зря бензин, подбирали заведомо негодные самолёты, не ремонтировали их. Вскоре школьное имущество снова было погружено в вагоны. Мы прибыли в Приморье, в город Спасск».
Бывший подпоручик Бабушкин участвовал в партизанском движении на Дальнем Востоке, получил ранение, переболел тифом. С 1921 года вновь работал лётчиком-инструктором военной авиашколы во Владивостоке вплоть до демобилизации в 1923 году.

Пилот ГВФ и Главсевморпути
В 1924 году Михаил Бабушкин становится пилотом Гражданского воздушного флота – работал лётчиком в одной из первых авиакомпаний страны «Добролёт». Выполнял аэрофотосъёмку на самолёте «Дорнье-Комета», работал на воздушной ледовой разведке тюленьих лежбищ для судов зверобойного промысла Белого моря. Всего на разведке провёл 8 сезонов, совершил около 200 полётов.
8 августа 1930 года Михаил Бабушкин на пассажирском самолёте К-4 конструкции Константина Калинина открыл регулярную пассажирскую линию Москва–Ташкент. Это линия стала последним звеном, связавшим маршруты Берлин–Москва и Ташкент–Кабул, обеспечивая воздушный путь из Европы в Азию.
Линия длиной 3050 км проходила через Пензу, Самару, Оренбург, Челкар и Кзыл-Орду. Она была сравнительно безопасной, так как по большей части проходила над степными районами, где при необходимости можно было легко найти место для посадки. Тем не менее, надо было быть начеку: в одном из полётов при разведке линии «из-за малого размера площадки в г. Кзыл-Орда Бабушкин поломал шасси на самолёте К-4» – это была вторая его авария за полтора десятка лет лётной карьеры.
Кроме работы на пассажирских линиях, Михаил Бабушкин принял участие в качестве лётчика и в полярных экспедициях. Так в 1928 году на ледоколе «Малыгин» был отправлен на поиски членов потерпевшего катастрофу дирижабля Умберто Нобиле «Италия». Лётная группа на нём состояла из лётчика М. Бабушкина, второго пилота Г. Сергеева и механиков М. Квятковского и Ф. Грошева.
Как вспоминал позже Михаил Бабушкин: «в разобранном виде самолёт спускали на лёд и там собирали. Затем, после полётов, его нужно было снова разбирать и втаскивать на борт. Вся эта процедура требовала исключительной осторожности и вначале отнимала много времени. Аэродромом служили плавучие льдины. Я не мог пользоваться чьим-либо опытом: приходилось считаться с неизвестными условиями и поэтому действовать с особой осторожностью.»
На самолёте Юнкерс Ю-13 Михаил Бабушкин совершил 15 полётов в тяжелейших арктических условиях.
В Постановлении от 8 октября 1928 года Президиум ЦИК СССР «отмечая самоотверженную работу во время полярных экспедиций команды и начальствующий состав ледоколов «Красин» и «Малыгин» наградил первыми знаками только что учреждённого ордена Трудового Красного Знамени СССР коллективы ледоколов «Красин» и «Малыгин», начальников экспедиций профессора Р.Л. Самойловича и В.Ю. Визе, помощников начальников экспедиций П.Ю. Ораса, Н.П. Стрелкова, А.М. Лаврова, капитанов ледоколов К.П. Эгги и Д.Т. Черткова, авиамехаников В. Федотова и М. Квятковского.
Лётный состав поисковой экспедиции ледоколов «Красин» и «Малыгин» был отмечен орденом Красного Знамени: на ледоколе «Красин» его вручили лётчикам Б. Чухновскому, Г. Страубе, летнабу А. Алексееву и бортмеханику А. Шелагину; из состава ледокола «Малыгин» – лётчику М. Бабушкину и бортмеханику Ф. Грошеву. Свои впечатления об этой экспедиции Михаил описал в книге «Над вечными льдами».
Ещё одна полярная экспедиция на счету М.С. Бабушкина состоялась в 1933 году на ледокольном пароходе «Челюскин», о чём упомянуто в самом начале нашего рассказа, а в 1935 году – высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко». К началу 1936 года налёт опытнейшего полярного лётчика Бабушкина составлял около 5000 часов.
21 мая 1937 года экипаж четырёхмоторного самолёта ТБ-3 (АНТ-6) с бортовым номером «СССР-Н170» в составе командира корабля М.С. Водопьянова и второго пилота М.С. Бабушкина впервые в мире совершил посадку в 20 км за Северным полюсом для доставки снаряжения и членов полярной станции СП-1 («Северный полюс – первая»). 27 июня 1937 года Михаил Бабушкин за этот полёт был удостоен звания Героя Советского Союза, Водопьянов был удостоен этого звания раньше – за участие в спасении «Челюскина». Бабушкин – единственный, из числа выпускников гатчинской авиашколы «царских времён», удостоенный этого звания.
Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через 2 года эта практика была утверждена указом Верховного совета СССР, а только в 1939 году появился и знак отличия звания Героя Советского Союза – медаль «Золотая Звезда». К тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека и медали вручали «задним числом», придерживаясь очерёдности присвоения званий.
Однако Михаилу Бабушкину, к сожалению, не довелось лично получить свою «Золотую Звезду» – он трагически погиб чуть раньше, приняв участие в 1937-1938 годах в поисках бесследно исчезнувшего во льдах Арктики при перелёте из Москвы в США самолёта ДБ-А Героя Советского Союза С.А. Леваневского.
25 августа 1937 года из Москвы на Землю Франца-Иосифа на поиски Леваневского вылетели 3 ТБ-3 Героев Советского Союза Водопьянова, Молокова и Алексеева. На острове Рудольфа к ним присоединился самолёт Героя Советского Союза Мазурука. 4 октября из столицы на Север вылетели ещё 4 тяжёлых самолёта. Их вели Герой Советского Союза начальник отряда М.С. Бабушкин, лётчики-орденоносцы Б.Г. Чухновский, Я.Д. Мошковский и Ф.Б. Фарих. Поиски были безрезультатны. Самолёты экспедиции, не оборудованные для ночных полётов в условиях полярной ночи, должны были вернуться в Москву. 17 марта 1938 года самолёт Н-120 М.С. Бабушкина при посадке врезался в купол острова Рудольфа и был приведён в негодность. У Бабушкина была раздроблена стопа и сильно повреждено плечо.
Раненый Бабушкин находился среди 16 человек на борту Н-212, вылетевшем из Архангельска в Москву в 4 часа 40 минут утра 18 мая 1938 года. Из-за отказа на взлёте одного из моторов пилот Мошковский направил машину на посадку: тяжёлая машина ударилась колёсами о препятствие. Пробило бензобаки, бензин вспыхнул, и горящий самолёт рухнул в Двину, где через несколько минут затонул.
Прославленный лётчик Михаил Сергеевич Бабушкин стал одним из четырёх погибших в этом крушении.
Но память о полярном лётчике Бабушкине продолжала жить в народе. И спустя годы в Москве появился парк «Бабушкинский», где благодарные потомки возвели красивый монумент в честь героя полярного неба М.С. Бабушкина.


Александр Божко, Зам. председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН