Игумен Филарет: «Мы принадлежим всем, кто сюда приходит»

Сегодня в рубрике «Новости пешком» - рассказ о Староладожском Никольском мужском монастыре, который обосновался вокруг стен древнего Никольского храма (XII век). Согласно монастырскому преданию, обитель заложил князь Александр Невский в 1240-1242 годах «в память о гиблых ладожских сродниках», сражавшихся в битве со шведами на Неве. Поэтому с момента основания монастырь стал памятником русскому оружию.
Сейчас рядом с монастырем организован причал, и по реке Волхов в Старую Ладогу приходят туристические лайнеры, среди которых много паломников, их интерес – монастыри Старой Ладоги. Никольский мужской монастырь трудами насельников обители, прихожан и волонтеров постепенно преображается, а храм 12-го века, объект культурного наследия федерального значения, стоит в лесах и ждет часа возрождения.

Новости пешком
12 августа 2023 12:00
2007

Галина Паламарчук:
- Отец Филарет, Вы не так давно служите настоятелем этого монастыря. За что Вы полюбили это место?

Филарет (Пряшников), игумен Староладожского Никольского мужского монастыря:
- Несмотря на то, что в этом году всего три года, как я являюсь игуменом одной из старейших обителей Ленинградской области, монастырь уже вошел в мое сердце, потому что все 24 часа мои мысли заняты только им. Я переживаю за реставрацию, я переживаю за то, чтобы людям, которые здесь живут и трудятся, было комфортно. Я переживаю за тех паломников, многочисленных туристов, которые ежегодно сотнями тысяч посещают Старую Ладогу: для них посещение этого древнего и очень интересного места не обходится без монастырей – это Успенский женский монастырь и наш Никольский мужской. Для меня сегодня обитель - это вся моя жизнь, и я все свои интересы направляю для того, чтобы здесь было комфортно, чтобы монастырь возрождался и жил своей полноценной жизнью и, безусловно, приобретал хороших друзей. Важно, чтобы вокруг обители была команда друзей - людей, которые бы тоже так же, как и я, любили это место.

Галина Паламарчук:
- Говоря об истории, скажите, это легенда или, действительно, монастырь основал Александр Невский? Никольский храм ведь еще раньше, в 12-м веке, был основан?

Отец Филарет:
- У нас вообще все вокруг легенды, все сохранено в людской молве, в памяти людей. Безусловно, монастырь строился как памятник воинской доблести и славы. Мы вспоминаем 1241-й год. 1240-й год - великая победа Александра Невского, молодого военачальника. Тогда ему было 19 лет, он вместе с ладожанами (правда или неправда - есть много легенд на этот счет) сражается и в Невской битве получает прозвище Александр Невский, это войдет потом в историю.
Мы говорим о том, что монастырь построили ладожане в порыве благодарности Александру Невскому и его защитникам, которые освободили эту землю, терзаемую шведами. Шведы потом опять придут, и в 14-м веке они здесь будут, и в 17-м веке много бед наделают на этой земле.
Это было народное желание: люди сами открыли этот монастырь возле древней Никольской церкви, которую мы сегодня видим перед собой, чтобы здесь всегда совершалась молитва о воинах, о защитниках нашего Отечества. Монахи каждое утро молятся о тех, кто защищал или сегодня защищает рубежи нашего Отечества.

Галина Паламарчук:
- Мы проходим сейчас мимо строительных лесов, которыми ограждено здание, это и есть Никольский собор 12-века или это стены позднего периода?

Отец Филарет:
- Основание – это 12-й век. Никольская церковь в 17-м веке выстраивается после шведских завоеваний, принимает более современный вид. И когда мы посмотрим наслоения каменных кладок, то увидим, что там вкрапления разных веков, разных периодов. Основание все то же, 12-го века - здесь когда-то стояла древняя-древняя Никольская церковь, это доказано исследователями. А стены были сложены в более позднее время.
Но нам важно, что было здесь до этого периода, потому что этими данными определяется ценность объекта и, конечно, монастыря.

Галина Паламарчук:
- Мы проходим колокольню. Это какой век?

Отец Филарет:
- Это конец 17-го – 1692-1693 годы. Интересно, что колокольня была построена тихвинскими монастырями и тихвинскими мастерами. Когда-то люди заходили с набережной реки Волхов именно через эти ворота за колокольней, там были главные ворота. Сегодня они, к сожалению, закрыты, и мы в монастырь попадаем с хозяйственного двора. Так получилось - и дорога, и безопасность не позволяют нам исторические основные ворота сегодня открывать.
28 метров высота колокольни. Сегодня она живет: у нас есть колокола, совершается колокольный звон на богослужениях. А те люди, которые приезжают в гости, имеют возможность подняться на колокольню, посмотреть округу, пофотографировать. Уникальные фотографии получаются.

Галина Паламарчук:
- Ну и еще один храм. Это какой век?

Отец Филарет:
- Это монастырский храм - храм святителя Иоанна Златоуста. Он был построен во второй половине 19-го века. Строился 11-13 лет. Архитектор храма - великий зодчий того времени Горностаев, который построил церкви на Валааме, и его здания до сих пор сохранились, и Успенский монастырь тоже имеет корпуса, которые он создал.
Сегодня это наш самый главный храм, где сохраняются святыни – это частица мощей Николая Чудотворца и чудотворная икона Божьей Матери Черниговская.
Здесь мы служим, здесь мы принимаем гостей, здесь проводим богослужения, значимые для обители и которые посвящены историческим событиям.

Галина Паламарчук:
- Много туристов сейчас приходят и приезжают, приплывают? То, что открыли причал, - сыграло роль?

Отец Филарет:
- Безусловно. Никольская обитель- это ворота в северо-западную землю, отсюда начинается путь в другие древние монастыри - и в Тихвинский, и в Александро-Свирский, и в монастырь Антония Дымского, и в Оятский - всех не назовешь. Именно когда паломники прибывают в Старую Ладогу, то отсюда имеют возможность поехать дальше и посетить святые, намоленные древние места.
Ежегодно нас посещает много людей. Мы статистику только начали вести, но уже к концу года будем понимать, сколько к нам приехало – невозможно сосчитать всех: едут на кораблях, на автобусах, приезжают на своих машинах, чтобы отдохнуть, остановиться или в монастыре, или в гостиницах нашей Старой Ладоги.
Самое важное, что монастырь выполняет роль воспитания населения: мы помогаем людям находить истоки как нашего государства, так и истоки патриотизма, любви к своей родине. Мы приводим примеры Александра Невского, тех же монахов, которые когда-то здесь защищали этот клочок земли.
Мы ведем просветительскую деятельность, на нас лежит большая ответственность - рассказывать людям о том, откуда пошло наше государство и какие люди, какие примеры для подражания сегодня важны для нас.

Галина Паламарчук:
- У вас же не только духовный, но и культурный центр. Вы целенаправленно ведете эту работу?

Отец Филарет:
- А ведь это тоже история. История одного удивительного человека по фамилии Василий Максимов - это художник-передвижник 19-го века, который родился в деревне буквально напротив монастыря, его в 6 лет приводит сюда мама. Очень интересный был исторический период, тогда в монастыре монахи открывают бесплатную школу для крестьянских детей. И вот именно сюда будущего академика Академии художеств мама приводит, чтобы он получил первоначальное образование.
Потом он уедет в Санкт-Петербург, будет посещать иконописную мастерскую, где ему очень не понравится: он творческий человек, у него душа летит, а в иконописи есть строгие нормы, по которым иконописец пишет образы иконы. Он поступит в Академию художеств, станет прославленным художником и будет дружить с монахами родной обители. Более того, он подарит сюда за некоторое время до своей кончины, как пишут некоторые источники, свою библиотеку. Мы с удовольствием рассказываем об этом, кстати, самая известная картина Василия Максимова «Все в прошлом» хранится в Третьяковской галерее.
В монастыре во все времена была тесная связь с культурной жизнью: многие монахи переписывались с Пушкиным, с Гоголем. Был интересный человек - игумен Антоний Бочков - это духовный руководитель князя Голицына, друг Александра Пушкина, в середине 19-го века он был духовником монастыря. Удивительный человек, удивительная история, талант.
Наверное, на этой почве мы и начали дружить с художниками из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые приезжают к нам, проводят у нас выставки, которые уже получили определенную известность.
Самое важное - мы формируем культурный фонд в виде картин: каждый художник считает необходимым подарить картину в монастырскую коллекцию. А мы уже потом эти картины не просто складываем в чулан, а мы их показываем людям, делаем выставки. Мы эту коллекцию назвали «Святые места Старой Ладоги». Именно под этим названием эти картины будут путешествовать. Сегодня мы вернулись из Москвы, в ближайшее время эта же экспозиция откроется в Санкт-Петербурге, а на следующий год, не знаю, где мы окажемся, может, в Архангельске, а может, и на Дальний Восток повезем. Посмотрим.

Галина Паламарчук:
- Никольский собор - это объект культурного наследия федерального значения. Реставрация возможна только за счет федеральных средств. Но есть другие объекты, которые, может быть, Вы как-то стараетесь восстановить, чтобы продолжать жизнь, чтобы принимать больше посетителей. Так?

Отец Филарет:
- Через три года, в 2026 году, монастырь отметит 785 лет со дня своего открытия. Представляете, какие мы древние - 785 лет! Поэтому, безусловно, перед этой юбилейной датой нам необходимо проделать большую работу.
Во-первых, конечно, настроить общественность, чтобы люди знали, что есть такой монастырь, который отмечает такой удивительный юбилей.
Безусловно, мы проведем работы внутри монастыря - это фасадные работы, это покраска кровель корпусов, которые сегодня уже требуют обновления.
Будем бороться за возрождение Никольской церкви, потому что это наша боль, это наше разбитое сердце. И пока оно не восстановится, пока оно не забьётся, наверное, будет сложно объяснять друг другу, почему мы, как Иваны, не помнящие своего родства, так относимся к наследию. Наследие - это не только недра, которые лежат под ногами, под землей, по которой мы ходим. Духовное наследие – это то, что передавалось из поколения в поколение, это храмы, это объекты культурного и духовного наследия, которое выражается не в материальных благах, а вот именно в таких зданиях, которые нужно спасать.
Поэтому, несмотря на все сложности, мы будем изыскивать возможность общаться с людьми, от которых это зависит. Может быть, удастся принять какую-то программу комплексной реставрации ансамбля Никольского монастыря. Сюда же мы включаем и другие объекты - Малышева города и Чернавино, храмы Васильевского погоста - это все наша забота. По чуть-чуть, но каждый объект обязательно ежегодно пользуется с нашей стороны вниманием.

Галина Паламарчук:
- Перед нами бюст Александру Невскому. Вы давно его открыли? И чья это была инициатива?

Отец Филарет:
- Инициатива была, конечно, нашей обители. Мы практически год согласовывали проект, рассматривали различные эскизы. Я уже говорил, что монастырь был построен как благодарность Александру Невскому за его боевые заслуги.
Мы захотели памятник у себя поставить. Первоначально думали, что он будет с копьем на лошади и в шлеме, но решили, что это не будет соответствовать духу монастыря. В монастыре воинство немножко другое.
И мы разработали проект, в котором используется образ Александра Невского как монаха: он в монашеской одежде. Ведь буквально на смертном одре он становится иноком Алексием - тогда так было принято. Мы Александру Невскому дали в руки четки - символ молитвы. То есть Александр Невский, несмотря на то, что в 13-м м веке он перешел в другую жизнь, не забывает нас. Мало того, что он является великим военачальником, вдохновителем на воинский подвиг, он еще является молитвенником за землю русскую. Он был чрезвычайно верующим человеком, христианином. Посмотрите – натруженные руки от меча, но он не устало смотрит на мир, а смотрит с неким сожалением и заботой.
Эти большие четки говорят о его огромной печали за землю русскую, о молитве за землю русскую, которую он совершает. И памятник обрел сегодня такую значимость. Люди приходят к нему, приносят цветы, фотографируются. Это очень-очень приятно.

Галина Паламарчук:
- Мы говорили с Вами сегодня о том, что монастырь - это памятник воинской доблести. И Вы ведь бываете сейчас в зоне специальной операции?

Отец Филарет:
- Да. Благодаря, наверное, моему стремлению - увидеть все своими глазами – в апреле и родилась идея посетить Донбасс. Это была совершенно взволновавшая меня поездка. Я ехал в первый раз – в никуда, какие встречи, люди, события меня там ждут? Мы знаем, что Донецк ежедневно подвергается бесчеловечным обстрелам, в которых гибнут люди и дети, там живут все, кто подвержен этому вандализму, можно сказать, что со стороны фашистов. Я опять туда собираюсь. И Божьей милостью, конечно, обязательно уже поеду к друзьям, потому что там я нашел друзей - и в Донецке, и в Мариуполе, и в Мелитополе.
Монастырь ведет большую работу по поддержанию наших воинов и тех, кто нуждается в помощи. Допустим, каждое воскресенье мы собираем пожертвования и отправляем их для фронта, для ребят. Мы участвуем в акции «Окопная свеча»: много людей ставят свечи в течение дня, месяца, года, а эти свечки потом переплавляются. Для военных окопная свеча - это, во-первых, некий символ и, во-вторых, практическое применение - это и свет, и тепло, и можно даже приготовить еду.
Недавно нас посещали ребята из Енакиево - это совершенно уже взрослые люди, которые переживают такие немыслимые трудности и беды. Мы принимаем позицию человека, любящего свою землю, свою Родину.
И, конечно, мы каждый день молимся, чтобы Господь даровал нам победу, чтобы Господь даровал всем славянским народам мир, взаимопонимание, чтобы быстрее все это закончилось, ушло в небытие и зло было побеждено.

Галина Паламарчук:
- За что Вы здесь еще молитесь каждый день в Вашем любимом монастыре?

Отец Филарет:
- Да, обитель для меня - это вся моя жизнь. Мы молимся за всех приходящих сюда, потому что каждый человек, кто сюда приезжает, хочет здесь найти утешение: кто-то молится за детей, кто-то за внуков, кто-то за супруга или за супругу, кто-то за сохранение семьи, кому-то важно получить благословение на учебу или благое дело.
Мы за всех, кто к нам приходит, совершаем молитву, потому что основная задача монахов, которые здесь живут, - это не просто все восстанавливать, заботиться о храме, а и совершать молитву о тех, кто сюда приходит, уметь добрым словом поддержать. Иногда просто надо человека выслушать и внутри помолиться за него.
Монастыри всегда были такими. Они принимали всех путешественников, обездоленных. Я надеюсь, что приходящие сюда люди получают духовную поддержку и успокоение.

Галина Паламарчук:
- То есть Вы думаете, что возрождение монастырей сейчас, в ХХI веке необходимо людям?

Отец Филарет:
- Да, мы видим, что за последние годы количество монастырей увеличилось и увеличивается количество людей, которые приходят в монастырь.

Галина Паламарчук:
- И получают какую-то опору…

Отец Филарет:
- Я всегда говорю - в монастырь надо не уходить, а в монастырь надо приходить, чтобы изменить себя. Ведь монахи что здесь делают? Они, безусловно, молятся, как я сказал, но они еще стараются менять себя, чтобы становиться лучше, добрее, укреплять свою веру.
В монастыре всегда были такие подвижники, которые, зачастую, отличались какими-то духовными дарованиями: кто-то мог исцелять, а кто-то предвидел будущее. Бог открывал монаху, подвижнику, схимнику видеть будущее и людей от чего-то ограждать.
Конечно, мы сегодня не имеем таких дарований, и большая часть тех, кто сюда приходит, - уходят: они не выдерживают внутренний график, не справляются со своими страстями, пороками.
Но тот, кто остается в обители, в монастыре, понимает важность таких духовных островков, где до сих пор совершаются молитвы, где до сих пор люди возлагают на себя определенные подвиги, лишаются каких-то семейных, житейских радостей. Здесь они приобретают другие радости, которые свойственны верующему человеку, христианину, стараются служить другим. Мы здесь служим другим, мы принадлежим всем, кто сюда приходит, - это наша основная задача. И основная задача монастырей - испокон веков так это и было.