Гатчинские бомбардиры

В рубрике "Новости пешком" мы поговорим о гатчинских бомбардирах, о том, откуда пошла традиция гатчинского полуденного выстрела пушки, что такое "разговор пушек" и о многом другом.

Новости пешком
19 июля 17:09
3688

Галина Паламарчук:
- Недавно возобновленная традиция полуденного выстрела пушки в Гатчине все-таки имеет под собой глубокие исторические корни?

Константин Иванов, краевед:
- Совершенно, верно. Причем настолько глубокие, что и представить сложно. В 1783 году, когда Павел Петрович, тогда еще великий князь, наследник российского престола, получает во владение Гатчинскую мызу, он первым делом перевозит туда свою потешную гвардию и в том числе небольшую артиллерийскую команду под командованием капитана Адама фон Штейнвера.
И особое внимание Павел Петрович уделял как раз салютационной стрельбе.
И вот здесь, в Гатчине, по обе стороны нынешнего проспекта 25 Октября, расположились артиллеристы, которые прибыли с Каменного острова. Стоя на перекрестке улицы Соборной и проспекта, мы находимся в центре того артиллерийского двора: здесь находились орудийные лафеты, колесные пары, зарядные ящики - в общем, много всякой всячины. Были постройки, где хранились орудийные стволы. Отсюда началась знаменитая гатчинская артиллерия, которая дала толчок развитию всей российской артиллерии.
Историческое место!

Галина Паламарчук:
- Те, кто переименовывал кафе в нынешний «Арсенал», знают гатчинскую историю? Хотя мы знаем, что это торговое место здесь существует уже больше 100 лет.

Константин Иванов:
- Да, в свое время купец Варгин выкупил это место у дворцового управления, как раз у артиллерийского двора. И когда строился Сиротский институт, для него тоже выкупили площадку, где ранее находился артиллерийский двор.

Галина Паламарчук:
- А вот эти железные воины у входа в кафе какую-то историческую основу своего облика имеют, как Вы думаете?

Константин Иванов:
- Это такие аллегорические фигуры, напоминания. Но, тем не менее, они стоят на месте, и можно рассказывать, что когда-то здесь был артиллерийский двор, и отсюда начала победное шествие знаменитая гатчинская артиллерия.
Пороховые склады находились чуть подальше по проспекту – там, где Круглая Рига, дальше по Киевскому шоссе. Их вынесли от центра города на удаление в целях безопасности, разумеется. Все-таки хранение пороха требует определенных мер предосторожности. Улица Соборная как раз является таким эпицентром, можно сказать, откуда пошла знаменитая Гатчинская артиллерия и откуда начинаются наши традиции.

Галина Паламарчук:
- Мы перешли на улицу Горького. В те времена ведь она называлась Бомбардирской?

Константин Иванов:
- Да, верно. Здесь как раз селились чины артиллерийской роты. Эта улица носила наименование Бомбардирская слобода, это отражено на информационных табличках с названиями улицы. Тогда были не улицы, а слободы, и назывались они по роду занятий тех людей, которыми они были заселены: Татарская слобода, Александровская слобода, Солдатская слобода.
Артиллеристы - элита российской армии, интеллектуальная элита. Поэтому улица была достаточно фешенебельной.
Гатчина начинает разговаривать языком пушек, приобретать статус третьей столицы России. Почему? Как тогда говорили, Москва разговаривает колоколами, а Петербург – пушками. В Москве было много церквей и высоких звонниц. И по определенным дням, по праздникам, к встречам иностранных гостей, в дни тезоименитства августейших лиц, по религиозным и государственным праздникам звонили в колокола. Причем для этого писались специальные звоны. Вся Москва представляла из себя такой гигантский оркестр, когда церкви перезванивались между собой.
А в Петербурге церквей было мало, и все были низенькие. И со времен Петра возникает традиция - сигналы подавать артиллерийскими выстрелами. Пушек было много. Тем более, только закончилась Северная война и был разработан специальный реестр сигнальных выстрелов. Он был очень сложен, постоянно менялся. И также по определенным дням, по случаю каких-то событий стреляли из пушек определенное количество раз, определенное количество стволов было задействовано, причем определенное по каждому поводу. Допустим, даже просто приезд самодержца в столицу - это 101 залп! Был такой случай: однажды императрица Елизавета, следуя из Царского Села в Петербург, задержалась в пути и прибыла в столицу глубоко за полночь, уже когда все обыватели мирно спали, но артиллеристы были начеку и оповестили горожан 101 выстрелом. Вот такие были исторические анекдоты.
В любом случае, каждому событию было определено определенное количество залпов. Был язык пушек. Даже узники Петропавловской крепости, когда начинали стрелять пушки, считали количество залпов. Может быть, праздник какой-то, значит, будет помилование, а может, император почил? Было и такое.

Галина Паламарчук:
- То есть, горожане этот язык понимали?

Константин Иванов:
- Горожане понимали. Стихийные бедствия, наводнения, пожары - Петербург говорил пушками. И Гатчина тоже постепенно начала разговаривать языком пушек, потому что Павел обрел свое место, где он жил и мог делать то, что хочет.
Павла даже один раз обидели с помощью пушек: на день его тезоименитства дали выстрелов не как наследнику российского престола, а как просто члену императорской фамилии. А это две большие разницы! Для нас - ну, подумаешь, 20 лишних выстрелов! Но для него это была, в общем-то, пощечина, сделанная сознательно и основательно.
Бывали дипломатические скандалы, когда по случаю прибытия каких-нибудь высокопоставленных гостей, атташе неправильно отстреляли. Чуть ли не война могла быть объявлена! Вот какое важное значение имели эти выстрелы.
Но могла быть и какая-то оплошность, осечка: Гатчинская артиллерия была небольшая, пушечки были старые. И Павел Петрович призывает в Гатчину известного оружейника, конструктора, ученого Федора Апрелева, который изобрел метод починки орудийных стволов, заделки трещин, настройки этих пушек. Апрелев, можно сказать, создатель Гатчинской артиллерии: он приводит весь артиллерийский парк в должное состояние, обучает гатчинцев приемам заряжания, орудийной стрельбы. Павел очень просил его остаться в Гатчине, чтобы возглавить потешную армию. Но Апрелев был вынужден вернуться к государственным делам, правда, как говорят, порекомендовал своего земляка Аракчеева. Ходят и другие слухи: что Аракчеев - протеже другого знаменитого артиллериста – Петра Ивановича Мелиссино, который тоже сотрудничал с Павлом.
Гатчина помнит имена великих оружейников, которые здесь создавали знаменитую гатчинского артиллерию.

Галина Паламарчук:
- Мы в Гатчинском дворце, и перед нами часть коллекции Гатчинского дворца, точнее, часть его исторического арсенала. Это знаменитые Шуваловские единороги.

Константин Иванов:
- Да, работу над ними продолжил Павел Петрович и его сподвижник граф Аракчеев.
Единороги появились приблизительно во время Семилетней войны, когда граф Шувалов с помощью своих талантливых инженеров, таких, как Данилов, Меллер, придумал новые пушки, которые превосходили абсолютно любые артиллерийские системы в Европе. Русские пушки могли стрелять ядрами, бомбами, картечью, в общем, чем угодно. Использовались как гаубицы, как просто обычные артиллерийские орудия. И во время Семилетней войны Фридрих Великий, который воевал против России, записал, что «не видел ничего страшнее русских пушек - это само порождение дьявола». Они были легче всех пушек в Европе, имели особые конструктивные особенности, применялась особая металлургия.

Галина Паламарчук:
- Почему единороги?

Константин Иванов:
- Потому что эти скобы, за которые их поднимали, имели форму единорогов. Сейчас у нас здесь грифоны. Эта пимпочка сзади, так называемая виноградина, тоже была в виде головы единорога.
Единорог считался родовым зверем графа Шувалова, он находился на его гербе. Придумал название «единорог» для пушки Иван Иванович Меллер, талантливый инженер-конструктор, который разработал свою модель 3-фунтового единорога. И чтобы потрафить шефу, он так и написал – «единороги». Шувалов был польщен этим, и с тех пор русские пушки стали носить наименование «единороги».
Можно вспомнить, что граф Шувалов был главнокомандующим всей артиллерией России во времена Елизаветы Петровны, а потом на этом посту его сменяет Григорий Григорьевич Орлов. Поэтому эта его резиденция - самый артиллерийский, наверное, замок, да и город тоже.
Кстати, Иван Иванович Меллер был не только талантливым изобретателем, но убедил Шувалова, что старые пушки не надо отдавать в переплавку, их надо сохранить для потомства. И Меллер становится отцом-основателем Артиллерийского музея в Петербурге. Благодаря ему сохранились многие уникальные экспонаты тех времен, и можно полюбоваться на то, как развивалась русская, российская артиллерия.

Галина Паламарчук:
- Мы сейчас на территории Приоратского замка, где сейчас возобновлена традиция полуденного выстрела. А во времена Павла I откуда стреляли?

Константин Иванов:
- Во времена Павла I стреляли из ворот Приоратского замка. Павел заложил знаковую традицию – проводить гатчинские маневры, когда весной и осенью каждого года в Гатчину стекались гвардейские полки со всех уголков России. Здесь, именно в окрестностях Приоратского дворца, производили военные учения, в которых принимали участие известные полководцы, например, Багратион, Кутузов.
И у Кутузова в его дислокации было записано: «Совершить отступление с дефиле против Приората». Против него сражался граф Пален, который занимал позицию, где сейчас Загвоздка находится. Граф Пален именно за гатчинский маневр осенью 1800 года получил свой мальтийский крест. Кутузов получил годом ранее - тоже за маневры.
Во времена маневров пушка тоже стреляла, отбивала сигналы утренних и вечерних зорь, оповещая весь военный лагерь, который находился в окрестностях Приората, когда ложиться спать, когда вставать, когда молиться, когда обедать. Так же пушка стреляла, когда в самом Приорате Павел давал званые обеды для своих приближенных, тоже мальтийских кавалеров. Можно вспомнить знаменитого мальтийского кавалера - Дюка Ришелье, памятник которому стоит в Одессе.
Мы подошли к знаменитому трехфунтовому единорогу. Это полная копия того пехотного полевого орудия, которое мы избрали для производства выстрелов. По весу чуть легче. Во-первых, отдаем дань уважения Ивану Ивановичу Меллеру. Во-вторых, именно эта модель обладает достаточно звонким «голосом» за счет короткого ствола, особой конструкции.
Пушка удобная, легкая, она проста в обслуживании, хотя в прошлые времена такую пушку обслуживало гораздо больше человек. Чтобы произвести выстрел из такого орудия, требовалось 8 артиллеристов: каждый знал свое место, у каждого был свой инструмент - у кого банник, у кого прибойник, у кого черпак. Сейчас у нас справляется один сотрудник. Он чуть дольше делает все манипуляции с заряжанием, но, тем не менее, пушечка стреляет, совершая полуденный выстрел по воскресеньям.
Традиция полуденного выстрела пришла в Россию в 1819 году, когда в Новороссийске и Севастополе по приказанию командующего Черноморским флотом адмирала Грейга стали совершать полуденные выстрелы, чтобы по ним ровно в 12:00 капитаны кораблей, стоящих на морском рейде, сверяли свои морские хронометры. По этим выстрелам сверялись и церковные часы. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург, в 1872-м — Кронштадт. В Петербурге сначала стреляли со двора Адмиралтейства, а в 1872 году сигнальную пушку перенесли в Петропавловскую крепость.
Почему это было важно морякам? Тогда пользовались в основном хронометром Гаррисона, и с его помощью определяли долготу и координаты своего нахождения в океане. Без этого можно было промахнуться миль на 100, а то и на 300, и куда-то уплыть. У часов была своя погрешность, хотя хронометры Гаррисона отличались очень точным ходом и уходили буквально на 1 секунду, скажем, за 3 месяца. Поэтому традиция полуденного выстрела имела совершенно практическое значение.
В 1869 году у стен Адмиралтейства в Петербурге стреляло 24-фунтовое орудие. По пушке определяли часы уже не только капитаны, но и горожане.
В общем, это было достаточно удобно.
Эта традиция в Петербурге сохраняется до сих пор. Мы возродили ее в Гатчине: сигнальная пушка стреляла из ворот Приоратского дворца, и сейчас она отбивает полдень в столице Ленинградской области, в городе воинской славы Гатчине.
Мы намерены приглашать принимать в ней участие разных людей, они получат право произвести полуденный выстрел, потому что это прикосновение к истории, погружение в тот мир традиций, символов, которые пришли к нам от предков.
В частности, здесь, в Гатчине, было написано «Рассуждение о морских сигналах». Другой сподвижник Павла, граф Кушелев написал достаточно интересное учебное пособие о том, как управлять кораблями с помощью сигналов, флагов и, естественно, артиллерийских выстрелов.
Наверное, все знают, что в Гатчине проходили не только военные, но и морские маневры на озерах, где наследник престола учился управлять флотилиями, командовать абордажными боями, десантными операциями.
Очень важно было вовремя подавать сигналы. Поэтому появился такой научный трактат, можно сказать, о морских сигналах, где достаточно много места было отведено именно сигнальным выстрелам. Поэтому Гатчина, можно сказать, родина артиллерии, причем родина гвардейской артиллерии.
Во-первых, все рекруты, призванные в армию из Гатчины и Павловска, по указанию Павла зачислялись только в гвардейские полки. Гатчинские артиллеристы-гвардейцы стали основой первого в России гвардейского артиллерийского батальона. До этого не было гвардейской артиллерии. Пушки передавались гвардейским полкам. Первая именно артиллерийская гвардейская часть была создана из гатчинцев.
И сам строитель Приоратского замка Николай Александрович Львов служил в бомбардирской роте Измайловского полка, поэтому знал об артиллерии достаточно много. И если мы посмотрим внимательно на внешний облик Приоратского замка, то увидим, что он напоминает нам какие-то морские укрепления, фортификации. На Мальте замок строился для мальтийских рыцарей, и Приоратская стена в Гатчине напоминает такую куртину укрепления. Мы видим здесь четко орудийную площадку. Львов был неплохой фортификатор. Здесь легко просчитываются идеи строительства крепостей, допустим, таких мастеров, как Николо Тарталья или Шарль Кулон. Наверняка Львов был знаком и с их трудами. Здесь мы как будто находимся на острове Мальта: перед нами бухта, в которую вполне может войти морской корабль. Протяженность Черного озера составляет 550 метров, ширина 220 метров, глубина 9 метров.Представляете, сюда может зайти настоящий морской парусник!
Вспомним еще одну традицию: когда корабль приближается к порту, он должен был выстрелить холостыми из пушек, показать мирные намерения. Пушки были разряжены. Крепость отвечает ответным выстрелом, показывая: наши пушки тоже разряжены. Значит, корабль может зайти в порт. Если корабль не производил выстрела, крепость стреляла, но уже не холостыми. Так было, начиная с времен Петра I, который издал приказ «ежели какой корабль, подойдя к порту, не произведет холостого выстрела, стрелять по нему фунтовым ядром». За каждый вынужденный выстрел на корабль накладывался штраф в 10 золотых рублей, потом в 30 золотых рублей и так далее.

Галина Паламарчук:
- Кстати, почему 3-фунтовый единорог?

Константин Иванов:
- Тогда была определенная система калибровки орудий, за основу брался артиллерийский фунт. Это круглый шар диаметром 2 дюйма: около 5 сантиметров и весом около 490 граммов. То есть аналог нашей пушки мог стрелять 3-фронтовыми ядрами, которые весили, соответственно, почти 1.5 кг.
Били они на разные расстояния - от нескольких сот метров до 1.5 миль в зависимости от того, как установить. Даже выкапывали под «пяточку» такое углубление, чтобы больше сделать угол и произвести выстрел на более дальнее расстояние.

Галина Паламарчук:
- Но у нас намерения мирные - во славу русского оружия и традиций. Сегодня мы говорили о том, что в Гатчине много традиций. Одна из них теперь – полуденный пушечный выстрел. Наверное, настанет черед возобновить и другие традиции. У нас история очень богатая!