Борис Чухновский - первый советский лётчик, покоривший Заполярье
В июле 1928 года на весь мир прогремело имя советского полярного лётчика Бориса Чухновского, участника операции по спасению членов экспедиции Умберто Нобиле, потерпевших катастрофу на дирижабле «Италия».
Почётное звание Герой Советского Союза было учреждено только в 1934 году – спустя 6 лет, но спасатели экспедиции Нобиле, без сомнения, были достойны этого звания.
Выбор профессии
Борис Григорьевич Чухновский родился 125 лет назад – 9 апреля (27 марта – по ст. стилю) 1898 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника лесного департамента Министерства Земледелия. Рано лишившись матери, Борис вместе со старшим братом Всеволодом заботами отца был определён в Гатчинское Реальное училище имени императора Александра III, располагавшееся на улице Люцевской. В настоящее время в здании бывшего Реального училища расположена школа № 4 по адресу улица Чкалова, д.2.
Поначалу Борис не мог определиться, кем же он хочет стать. Посетив однажды ледокол «Ермак» и русскую подводную лодку, подросток увлёкся флотом и захотел стать моряком. С другой стороны, Гатчина была колыбелью русской военной авиации – на Военном поле с 1910 года ревели моторы и парили в небе «полотняные воздушные птицы» авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. К тому же, многие инструкторы и воспитанники школы жили по соседству, на Люцевской. В своих воспоминаниях Борис Чухновский писал, что именно в Гатчине сделал выбор профессии, почувствовал себя «завербованным авиацией».
В 1915 году он впервые совершил полёт пассажиром на биплане «Фарман-7». Итог был закономерен – Борис решил стать лётчиком. Но путь в небо начался всё-таки с флотской службы – в мае 1916 года Борис Чухновский поступил в Морской кадетский корпус, в 3-ю гардемаринскую роту. Но его не окончил, спустя год, после 100-дневной практики на кораблях, гардемарин Чухновский переводится учеником-лётчиком в Школу морской авиации в Петрограде на Гутуевском острове.
Обучение на летающих лодках шло быстро, и после успешной сдачи экзамена в июле того же года Чухновский был произведён в прапорщики по авиационной части. А в ноябре в Ораниенбауме Борис сдал квалификационный экзамен на звание «Морской лётчик». Так в судьбе Бориса Чухновского соединились две стихии, которые всегда влекли его, – вода и воздух, море и воздушный океан.
Одна из первых операций ораниенбаумских авиаторов – участие в спасении судов Балтийского флота. В марте 1918 года красный морлёт Чухновский успешно выполнил серьёзное задание командования Балтийским флотом – «воздушную разведку льдов к западу от о-ва Гогланд» для возвращавшихся из Гельсингфорса в Кронштадт военных кораблей. Эта операция получила известность в истории отечественного флота как «Ледовый переход», во время которого через льды в Кронштадт пробились 236 кораблей. Так ценой невероятных усилий моряки спасли основную часть флота от захвата германцами.
В небе гражданской войны
В мае 1918 года Чухновский участвует в работе 2-го Всероссийского авиационного съезда в Москве в качестве делегата от Ораниенбаумского дивизиона. Затем летом - осенью проходит обучение в Красносельской школе высшего пилотажа, которую не окончил: был направлен в боевую авиационную часть Волжско-Каспийской военной флотилии (ВКВФ), где не хватало лётчиков.
С октября 1918 до марта 1922 года морской лётчик Чухновский принимал участие в гражданской войне. В составе 1-го воздушного дивизиона ВКВФ участвовал в боевых действиях против войск Деникина и Бичерахова в Астрахани и под Царицыным, а затем в Баку. «С июня 1920 г. воевал против Врангеля, направив из Баку оба воздушных дивизиона ВВС Каспийского моря на врангелевский фронт, в Азовскую и Днепровскую военные флотилии». С августа 1920 до весны 1922 года командовал гидроодрядами на Чёрном море, а затем вернулся опять на Балтику.
В 1924 году Чухновский становится слушателем командного факультета Военно-морской академии (ВМА). В летний период слушатели академии проходили практику. «Стремясь применить самолёт в целях производства гидрографических работ и ледовых наблюдений на крайнем Севере Союза, производил первые полёты от берегов Новой Земли в Карском и Баренцевом морях в составе Северной гидрографической экспедиции под командованием профессора Морской академии Н.Н. Матусевича». На самолёте Юнкерс-20 за 40 дней выполнил 9 полётов и налетал 12 ч. 50 мин.
В составе другой Северной гидрографической экспедиции Главного гидрографического управления Военно-морских сил в 1925 году был командиром гидрографического авиационного отряда. На двух самолётах «Юнкерс» Ю-20 Борис Чухновский вместе с лётчиком Отто Кальвица совершили первый из перелётов в Арктику: из Ленинграда в район пролива Маточкин Шар на Новой Земле.
Чухновский увлёкся гидрографией и даже перевёлся на соответствующий факультет, но из ВМА всё-таки пришлось уйти – из-за интенсивных полётов он дважды приступал к занятиям с опозданием и отстал по программе…
«Север Союза и самолёт»
25 мая 1928 года к северо-востоку от Шпицбергена потерпел катастрофу дирижабль «Италия» экспедиции У. Нобиле. Больше недели 16 человек считали пропавшими без вести, пока 3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт случайно не принял сигнал SOS.
На заседании советского правительственного Комитета помощи дирижаблю «Италия» 5 июня 1928 года было решено отправить спасательную лётно-морскую экспедицию в район Земли Франца-Иосифа.
Накануне катастрофы дирижабля «Италия» с экспедицией Нобиле в газете «Известия ЦИК» увидела свет программная статья Чухновского о перспективах работ авиации на севере под названием «Север Союза и самолёт». Вероятно, выход этой статьи повлиял на назначение Чухновского командиром авиационного отряда спасательной экспедиции, на который возлагались большие надежды. В авиагруппу Б.Г. Чухновского на ледоколе «Красин» вошли: второй пилот Георгий Страубе, лётчик-наблюдатель Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов.
На ледокол погрузили трёхмоторный самолёт «Юнкерс» ЮГ-1 с именем собственным «Красный медведь», на котором выполнялись разведывательные полёты, и 10 июля был обнаружен лагерь Нобиле. 11 июля Чухновский обнаружил двух итальянцев, Мариано и Цаппи, которые пытались добраться до Шпицбергена. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси, но Чухновский настоял, чтобы «Красин», в первую очередь, шёл на спасение итальянцев, а экипажу самолёта пришлось провести на льду 5 суток.
Спасение участников экспедиции Нобиле принесло Б.Г. Чухновскому всемирную славу, от Советского правительства он получил орден Красного Знамени. Во время экспедиции Чухновский побывал в Норвегии, затем в феврале-апреле 1929 года с докладами о походе «Красина» посетил Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию, Германию, Польшу и Латвию.
В полярной авиации
Как указывал Борис Григорьевич в автобиографии, с мая 1929 года ему «вместе со штурманом А.Д. Алексеевым и работником Наркомторга М.И. Шевелёвым, под руководством Народного Комиссара Торговли А.И. Микояна и при решающей поддержке, оказанной наркомвоендел товарищем К.Е. Ворошиловым и А.М. Горьким», удалось положить начало Полярной Авиации Комсевморпути, которую он возглавлял до июня 1931 года, а полёты в Арктике «по разведке льдов» продолжал до 1933 года.
Приказом Наркома по Военно-морским делам в 1929 году Чухновский переведён в «Добролёт», но оставался в кадрах ВМФ и продолжал работы в Арктике. В июне 1933 года Чухновский «получил задание от товарища Сталина на постройку гидросамолёта для работы на Севере во внебазовых условиях, как летом с воды, так и зимой со снега». Как писал сам лётчик, проектирование большого 2-моторного гидросамолёта целиком электросварной конструкции было делом, «связанным с очень большими организационными и техническими трудностями». Самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) сконструировал Р.Л. Бартини, и в июне 1935 года он был «предъявлен к испытаниям». Лётные испытания начались в ноябре следующего года, до обледенения моря лётчик успел совершить 8 испытательных полётов с воды, а в марте 1937 года он один раз летал со льда. Испытания прошли успешно, было принято решение об изготовлении гидросамолёта ДАР малой серией.
В качестве начальника авиационного отряда с августа 1937 года Чухновский участвовал в поисках пропавшего самолёта с экипажем С.А. Леваневского, но «с обязанностями не справился, был снят с должности и передал командование поисковым авиаотрядом Герою Советского Союза лётчику М. С. Бабушкину».
С началом Великой Отечественной войны, полярный лётчик Чухновский – заместитель командира 118-го морского разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота. Он лично летал на сопровождение караванов судов, совершил 27 боевых вылетов на бомбометание, выполнял воздушную разведку в Баренцевом и Карском морях.
В феврале 1945 года был командирован для подбора немецких трофейных самолётов с тем, чтобы их включить в состав полярной авиации. В апреле 1945 года перегнал по воздуху в Москву первый из трофейных самолётов Ю-52 из Ельса. А 17 июля, вылетев из Варнемюнде на самолёте «Зибель» по направлению к Минску, пришлось садиться на реку Березина из-за отказа одного из двух двигателей. Самолёт затонул, но экипаж остался невредим.В 1946 году Чухновский вышел в запас, работал в ДОСААФ, консультантом полярной авиации. Среди его наград - орден Ленина, 2 ордена Красного Знамени, медали «20 лет РККА», «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией». Опытный и смелый лётчик, Борис Чухновский оказался не слишком удачливым администратором и не продвинулся далеко по службе. Несомненно, он заслужил завние Героя Советского Союза хотя бы потому, что был первым из советских лётчиков, кому покорилось Заполярье.
Умер Б.Г. Чухновский 30 сентября 1975 года и был похоронен в Гатчине.
Александр Божко, Заместитель председателя Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН