Жители Гатчины спасают Колпанское озеро

История с дамбой на Колпанском озере получила продолжение. После того, как староста деревни Малые Колпаны пожаловалась нам на самострой, из-за которого, по её версии, пересохла река Колпанка, в редакции «Гатчинской службы новостей» вновь раздался звонок - уже из противоположного лагеря, от спасателей водоема, как они сами себя называют. Мы в очередной раз выехали на место, чтобы выслушать вторую сторону конфликта.

 

 

Общество
9 ноября 2023 10:30
288

Они даже называют его по-разному. Староста деревни Малые Колпаны Ольга Павлова Колпанским, жители Гатчины по другую сторону "баррикад" - Химозским. Озеро раздора, не иначе, вбило клин между земляками после строительства виадука. Тогда-то, утверждает Денис Хотин и его единомышленники, и начались все мытарства людей, птиц и молчаливых рыб: вода ушла на метр, а там, где приятели на заре туманной юности плавали на лодке, шумит камыш.

«На фотографии 99-й год, когда мы были мальчишками, плавали, купались, было полноводное озеро, не заросшее», - друзья показывают старый снимок.

Как следствие, предполагают гатчинцы, обмелела река Колпанка и порос быльём так называемый Колпанский водовод, через который питались дворцовые пруды. Налаженная ещё с царских времён система дала сбой.

Денис Хотин, житель Гатчины:

«Последние семь лет после строительства виадука и нарушения укладки трубы через Киевское шоссе - она была занижена на 80 см, она на данный момент имеет размеры 4,5 на 2,5 метра, раньше там была бетонная метровая труба. И вот последние семь лет вода здесь отсутствует, соответственно, Гатчинский парк не питается».

На протяжении двух лет после сдачи виадука местные жители, по словам Дениса Хотина, били во все колокола: обращались в природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор, администрацию Гатчинского района и даже в областное правительство.

В мае прошлого года на место даже приезжала комиссия в составе тридцати человек из различных ведомств. Но ситуация не изменилась - на федеральном объекте продолжался замор рыбы и заболачивание. 

Денис Хотин, житель Гатчины:

«В первые два года каждый год было по 5-7 картофельных мешков рыбы вынесено на помойки, и мы приняли решение коллективно - жители, неравнодушные к озеру, отдыхающие, возвести плотину, чтобы сохранить уровень озера и не допустить экологической катастрофы».

Они называют себя "спасателями", ведь хотели, как лучше. И, говорят, после строительства самодельной дамбы из досок и глины процесс пошёл. Вода в Химозском озере даже несмотря на засушливый год начала медленно, но верно прибывать, а вместе с ней и разрослось птичье царство - прилетели цапли и белые лебеди. 

Владимир Ворошилов, житель Гатчины:

«Мы сейчас подняли уровень, увидели, что рыба начала восстанавливаться, появились новые птицы. На самом деле, озеро уникальное. Я так много разновидностей птиц не видел. Раньше здесь и выдра жила, настоящая, большая, её сейчас нет». 

Сергей Литвинов, житель Гатчины:

«Мы жители, которые переживают за нашу природу, потому что здесь миграция птицы проходит - лебеди, гуси, различная утка».

Подводный мир озера не менее богат: конечно, царской форели здесь не сыщешь, но водятся щука, карась, окунь и ротан. Сами активисты нелегальным выращиванием рыбы в садках, в чём их упрекнула староста Малых Колпан, не занимаются. А вот на браконьеров, признаются, "охотятся". 

Неравнодушные гатчинцы негодуют, почему оппоненты выступают против дамбы и даже на прошлой неделе попытались её разрушить, ведь вода поступает через пластиковые трубы в Колпанку. А если убрать преграду, якобы окончательно обмелею и озеро, и речка, и Колпанский водовод. 

Денис Хотин, житель Гатчины:

«Нужно начинать с озера, потому что, если вытечет всё озеро, не будет озера и не будет рек».

Стороны соглашаются: всё нужно делать по закону. Вот только промедление для местной экосистемы смерти подобно, а потому иногда и приходится заниматься самодеятельностью, например, самим чистить водоём, не дожидаясь распоряжений сверху. По сути, если отбросить все разногласия, земляки единодушны в одном: озеро, как его не назови - Колпанским, Химозским и просто озером надежды, нужно срочно спасать. А как - должны решать, всё-таки, специалисты.