Правила продажи изделий из натурального меха опубликованы на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. Специалисты советуют: покупая изделия из натурального меха следует поинтересоваться, кто является продавцом. Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставить на своей вывеске сведения о наименовании организации, местонахождении и режиме работы. Если продавцом является индивидуальный предприниматель, то он должен предоставить покупателю в доступном месте информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Выбираем правильно меховые изделия
Изделия из натурального меха желательно приобретать в стационарных или специализированных магазинах.
Будьте внимательны при покупке товара на рынке или ярмарке-распродаже, имеется риск уже на следующий день не увидеть продавца на этом месте.
При выборе изделия из меха норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов натурального меха, убедитесь о наличии на нем маркировки контрольным (идентификационным) знаком (КИЗ). КИЗ — это бланк строгой отчётности, на микросхеме которого содержится уникальный номер, присваиваемый изделию в процессе маркировки. Однако для одежды с меховыми элементами, рукавиц, перчаток, митенок (перчаток без пальцев) с натуральным мехом, головных уборов, спортивной одежды, обуви с натуральным мехом маркировка КИЗ не обязательна. Если изделие отечественного производства, то КИЗ будет иметь зелёный цвет, для импортных меховых изделий - красный.
Узнать о подлинности товара можно через мобильное приложение или сайт «Честный Знак». Достаточно отсканировать QR-код смартфоном с установленным на него бесплатным приложением и на экране покажется информация о товаре. Если код на шубе поддельный и не будет найден в системе маркировки, в том же приложении можно сообщить о подделке.
Система "Честный знак" обеспечивает прослеживаемость товара от производителя до точки продажи.
Кроме того, меховые товары должны иметь ярлыки с указанием наименования изделия, наименования страны – изготовителя, наименования изготовителя, его юридического адреса, даты изготовления изделия, цены, размера, вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный).
Управление напоминает, что производство, продажа, хранение, перевозка либо приобретение в целях сбыта предметов одежды из натурального меха, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Правилами N 787, без маркировки, а также с нарушением установленного порядка такой маркировки является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по частям 1 или 2 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При выборе меховых изделий нужно проверить - качество меха, качество мездры (нижний слой шкуры, отделяемый при выделке кожи), прочность окраски шубы, целостность швов.
Для этого сделайте следующее: проведите ладонью по направлению ворса, слегка захватывая мех. Если в руке остается пучок, то это свидетельствует о низком качестве меха, на изделии будут быстро образовываться плешины. Такую проверку меха нужно провести на различных участках шубы или дубленки. Кроме того, нужно убедиться также, что мех имеет одинаковую густоту по всей поверхности изделия. Состояние мездры можно проверить, если подкладка не пришита к шубе. Она должна быть ровная, одинаковой толщины, мягкая и эластичная на ощупь. Шуршание мездры, ее утонченность свидетельствуют о плохой выделке изделия. Окраску изделия можно проверить простым способом: провести несколько раз влажным куском ткани по поверхности, на ткани не должно оставаться следов краски. Кроме того, мех не должен обладать резким, неприятным запахом, но лёгкий специфический запах, присущий изделиям из кожи, допустим.
Помните! Вы вправе согласно ст. 25 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае необходимости обмена надо помнить следующее: приобретенный товар не должен быть в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
В случае выявления в период гарантийного срока эксплуатации мехового изделия недостатка, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона, а именно:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель вправе присутствовать при проверке качества (экспертизе), о чем делается соответствующая отметка в претензии. В случае несогласия с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить ее результаты в судебном порядке.
О фактах продажи немаркированных товаров потребители могут письменно информировать Управление, направив обращение в форме электронного документа через форму «Прием обращений граждан» либо в письменном виде по адресу: ул. Ольминского, д.27, Санкт-Петербург, 192029.