Олег Евтушенко, житель Семрино, кропотливо собирает сведения о военых событиях на территории своего поселка и близлежащих мест. К 80-летию тех трагичесаких событий он подготовил очерк.
Оборона Семрино и Сусанино в 1941 году
Только в последние годы стали всплывать подробности тех дней: из документов Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), отечественных публикаций, мемуаров и воспоминаний, а также из немецких источников.
… 28 августа 1941 года фашистская авиация разбомбила железнодорожную станцию Вырица. Поезда из Вырицы на Ленинград перестали ходить, а из Семрино ещё ходили. Несколько дней люди с детьми и домашними вещами шли 15 километров по шпалам в Семрино. От этих людей семринцы узнавали об ужасах немецких бомбёжек.
Вырицу тогда обороняла 90-я стрелковая дивизия (90-я СД). «Утром 2 сентября части 90 сд оставили северную окраину ВЫРИЦА и отошли в район СУСАНИНО» (дословная цитата из документов ЦАМО, орфография сохранена).
4 сентября начали наступление 469-й и 489-й пехотные полки противника. С немецкой педантичностью фашисты отметили (приводится сокращённо): «489-й ПП … двинулся … на Заборье. Заборье было взято около 9 ч. Бойцы 489-го полка прогнали за Суйду противника, стоявшего в охранении при Красницах к югу от дороги. 469-й ПП нанес удар к реке в северо-западном направлении. После короткой борьбы населенные пункты Виркино и Ковшово около 12 ч. были заняты».
5 сентября наши войска пытались отбить Ковшово, однако фашисты сумели отразить все атаки.
6 сентября двинулась вперёд дивизия СС «Полицай». Её личный состав был сформирован из числа бывших служащих германской полиции (отсюда и название). Мало того, что они эсесовцы, так ещё и экс-полицейские, то есть идейные вдвойне.
Из немецких источников: «06.09.41. … Ожесточенная борьба за железнодорожный мост через Суйду северо-западнее деревни Красницы». Вскоре южнее Сусанино вдоль железной дороги появились две густые колонны эсесовцев.
Фашистам удалось вытеснить 90-ю СД. Часть дивизии отошла в лес между Сусанино и Семрино, часть – в район около 1 км северо-восточнее Виркино.
На следующий день, 7 сентября (по другим данным – 8 сентября), эсесовцы попытались захватить Семрино. Однако наши бойцы дали такой ожесточённый бой, что фашисты не выдержали и отошли, унося с собой убитых и раненых. Семрино в этот день осталось не захваченным!
8 сентября дивизия СС получила приказ оставить Сусанино и передислоцироваться под Красногвардейск (Гатчину) – у фашистов просто-напросто не хватало сил для полноценного штурма города.
10 сентября 90-я СД из района Виркино – Сусанино начала штурм Вырицы, чтобы деблокировать окружённый 41-й стрелковый корпус генерал-майора Астанина А.Н.
Этот корпус 45 дней сражался под Лугой. Он не просто сорвал планы немцев дойти за 5-7 дней до Ленинграда. Он фактически предотвратил захват города с ходу. На это, к сожалению, редко обращают внимание.
Маршал Ворошилов поздно отдал приказ об отходе – когда корпус был фактически окружён. А фашистам, которые уже 21-22 августа были вблизи Гатчины, пришлось отложить штурм города до сентября – мешал корпус Астанина. Двухнедельная передышка позволила защитникам города укрепить свои позиции. И на это тоже не всегда обращают внимание.
Корпус Астанина пытался прорваться через Вырицу. А 90-я СД своим встречным ударом из Сусанино на Красницы – Михайловку должна была помочь ему. Не удалось. Из документов ЦАМО РФ: «Однако этот удар не получил полного развития для помощи выходящему из окружения 41 ск». Утром 10 сентября в Сусанино вышли всего несколько групп окруженцев.
10 сентября (по другим данным – 9 сентября) «за массовый расстрел отступающих красноармейцев» был арестован командир 90-й СД полковник И.Ф. Абрамов. Военный трибунал приговорил его к 10 годам лагерей (в конце 1942 г. он был освобождён, а позже погиб на фронте). 10-11 сентября дивизией командовал полковник А.А. Дарьин, с 12 сентября – полковник А.И. Королёв.
12-13 сентября 41-й СК повторил попытку прорыва из окружения, уже обходя Вырицу с востока. Вновь 90-я СД ударом из Сусанино пыталась помочь ему. Шли страшные бои. По словам оставшихся в живых участников тех событий, это был кромешный ад. Разрывы снарядов, пулемётные очереди. Леса горят, болота дымятся. Везде трупы убитых, отовсюду стоны раненых. Между войсками оставалось всего три километра, но соединиться им так и не удалось…
К 15 сентября 90-я СД насчитывала только тысячу бойцов из положенных по штату 14,5 тысяч. Чтобы не быть окружённой и уничтоженной, дивизии пришлось 15 сентября оставить Сусанино и Семрино.
На следующий день, 16 сентября, в этом районе появились советские войска. Это были воины 41-го стрелкового корпуса, которым удалось в районе восточнее деревни Каушта вырваться из окружения. В 2 км северо-восточнее Сусанино им был назначен пункт сбора, возле Семрино – запасной пункт. Они не успели всего на один день. Один день!
Разведчики уже с опушки леса заметили в Сусанино немцев. Сразу пошли на Семрино. В лесу встретили женщину, которая сообщила, что накануне наши покинули посёлок, а потом появились немцы.
Двинулись дальше. В лесу чуть севернее Семрино раздавались звуки сильного боя. Видимо, это сражался арьергард 90-й СД. Окруженцы ничем не могли помочь своим товарищам. Не осталось ни гранат, ни патронов, ничего. Только сами бы погибли. Судьба арьергарда до сих пор неизвестна…
Добрались до Кобралово. Часть войск (2 тысячи человек) вечером 16 сентября двинулась на Пушкин, остальные (в т.ч. генерал Астанин со штабом) – утром 17 сентября. Этот день (а не 15 сентября, как думают некоторые) следует считать днём полной оккупации современной территории Гатчинского района.
… С тех пор прошло ровно 80 лет. Но помнить об этом мы обязаны и поныне.
Олег Евтушенко, житель посёлка Семрино