"Напевы северного ветра" 7 сентября прозвучали в Приоратском парке. На фестиваль творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов приехали мастера из Ленинградской области, республики Карелия, Ненецкого автономного округа, Вологодской, Псковской областей и других регионов.
"Напевы северного ветра" прозвучали в Приоратском парке
В Ленобласти похолодало — 23 градуса выше нуля. Осень задерживается, и невольно напрашивается вопрос тем, кто приехал с севера на фестиваль творчества малочисленных финно-угорских и самодийских народов "Напевы северного ветра" в Приоратский парк, жарко ли в национальных костюмах. Утвердительно кивают.
Елена Рыбина адаптировала традиционную одежду под современную городскую среду. В такой и в июле не запаришься. Шьёт сама и свадебные платья, и одежду на прогулку. Как говорится, и в пир, и в мир.
Елена Рыбина, жительница Ненецкого АО:
"Обязательный атрибут женщины — накладная коса. Это моя коса, свадебная. Ну, которая у меня была".
Материалы для изделий дарит сама природа. Краску для одежды берут в горах. Трава, гниющая под камнями горных рек, имеет вот такой ярко-багровый цвет. К каждому платью — платок, диадема и обувь. Главное украшение каждого аксессуара — бисер. Елена и дочек приучает к мастерству шитья.
Куклу мама кладет дочке в сумочку, где отдельный кармашек отведен месту под швейные иголки. Считается, что чем больше сумка, тем рукодельнее женщина. Самая большая из меха годовалого оленя — сумка бабушки, поменьше — мамы и дочки — все символично, как у русской матрёшки. Только вот у ненецкой куклы свои особенности, непривычные, поэтому для туристов — адаптированные сувениры.
Наталья Ладышева, директор дома народного творчества в Ненецком АО:
"На традиционных куклах лицо нельзя было изображать. И традиционная кукла, которая называется "уко", делалась из кусочков сукна, и вместо головы прошивался клювик утки. Это женщина. И клювик гуся — это мужчина".
Этому есть объяснение: если у куклы есть лицо, она сможет украсть душу ребенка. Первая "уко", то есть "кукла" в переводе с ненецкого, появляется у девочки в пять-шесть лет, только дарят ее вовсе не как игрушку.
Надежда Воучейская, жительница Ненецкого АО:
"В каждой семье есть такая куколка у ненцев. Ее особо-то не афишируют, не показывают. Она где-то хранится в святом уголочке. И когда хозяйке что-то надо, погоду попросить даже, она может просто подойти, поговорить с ней, когда человеку тяжело".
В таких причудливых, на первый взгляд, вещах — символы в каждой детали. Пришитый к клювику лоскуток символизирует платье, на котором тонкие ленточки — это косы и пояски из сукна. И птицу народы Крайнего севера изображают неслучайно.
В финно-угорских преданиях и сказках утка считается священным животным. Ее называют прародительницей всего живого. Саамский народ, например, делает в форме утиной лапки такой оберег. Называется он техпь. Обязательно из треугольников нечётного количества.
По бокам красные лоскутки — огонь, в середине жёлтые — значит, воздух. Каждый цвет — отдельная стихия. Чтобы точно сбылись мечты, на ленточку нанизывают бусинки. Есть и рыбка не золотая, а простая. Желания не исполняет, зато сумки необычные получаются. Искусство точно не для веганов.
Ирина Акатетта, жительница г. Салехард:
"Вот у меня довольно большая шкура налима. Ее снимали чулочком. А потом всё-таки, чтобы ее высушить, пришлось разделать по спине. Разрезали, положили на широкую доску, высушили. И постепенно с маленького конца начинаешь ее выделывать. Вот здесь хвостик уже выделан. Вот он магонький. Такой, как замша".
В русской избе почти так же сушили рыбу: на бревне. Мокрую шкурку прилепляли к стенке дома. Времени, чтобы она высохла, нужно немного, около суток. А потом высохший материал активно трут, словно выстирывают. Но к священной для некоторых северных народов щуке женщин не подпускали, поэтому работу на себя брали мужчины.
Ингерманландские финны тоже знают толк в рыбалке, но на фестиваль привезли пастись корову. Под выступление карельского коллектива подошло время доить.
Страна озёр, страна сыров — Суоми славится своим хлебным сыром и сливками. А вот кофе финны пьют без молока. Зато особый, местный.
Нина Аниконова-Эртэ, директор центра культуры ингерманландских финов "Хатсина":
"Они собирали такое растение как цикорий. Это считается основное растение ингерманландских финов, которое везде растет: на полянках, на пригорках, вдоль дороги. И имеет такие голубые цветочки. И вот осенью они копали это растение, очищали корень от земли, вымывали его, высушивали и далее опускали в кофемолку эти маленькие корешки и, вертя ручку кофемолки, делали вот такие мелкие, мелкие, похожие на зернышки, кофе".
Инкери-Суера, Инкерин Лиитто, Хатсина — всего на территории Ленобласти сейчас живёт 3 тысячи ингерманландских финнов. В коллективах они держатся друг за друга, как в их народном танце Ралли-Ялли, и гордятся своими финскими фамилиями. А главная задача фестиваля, который прошел уже в восьмой раз, как раз в этом и состоит: формировать, продвигать и укреплять традиционные семейные ценности.